г. Пермь |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А60-33822/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от истца ИП Шабалина В.В. (ИНН 661304370306, ОГРН 305661327800010) - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834) - не явился, извещен надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца ИП Шабалина В.В.
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 июля 2014 года
по делу N А60-33822/2013,
принятое судьей Абдрахмановой Е.Ю.,
по иску ИП Шабалина В.В.
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о согласовании разногласий при заключении дополнительного соглашения
установил:
ИП Шабалин В.В. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2014 исковые требования удовлетворены в части. Урегулированы возникшие между ИП Шабалиным В.В. и Департаментом лесного хозяйства Свердловской области разногласия при заключении дополнительного соглашения от 27.06.2013 к договору аренды лесного участка N 594 от 25.02.2010.
Пункт 2, абз. 5 пункта 3 дополнительного соглашения от 27.06.2013 к договору аренды лесного участка N 594 от 25.02.2010, приложение N 4/1, приложение N 7/1 к договору аренды лесного участка N 594 от 25.02.2010 приняты в редакции ответчика.
Приложение N 3/1 к договору аренды лесного участка N 594 от 25.02.2010 изложено в следующей редакции:
Целевое назначение лесов |
Хозяйство (хвойное, твердо- лиственное, мягко- лиственное) |
Площадь (га) |
Единица измерения |
Среднегодовые объемы использования лесов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Защитные и эксплуатационные леса |
Заготовка древесины (ликвидной) - всего |
|||
|
хвойное |
7 |
куб.м. |
191 |
мягколиственное |
90 |
куб.м. |
17900 |
|
всего |
97 |
куб.м |
18091 |
|
Эксплуатационные леса |
в том числе сплошные рубки |
|||
|
хвойное |
- |
куб.м. |
- |
мягколиственное |
90 |
куб.м. |
17900 |
|
итого |
90 |
куб.м. |
17900 |
|
Защитные леса |
Выборочные рубки, включая уход за лесом |
|||
|
хвойное |
- |
куб.м. |
- |
мягколиственное |
- |
куб.м. |
- |
|
итого |
- |
куб.м. |
- |
|
Эксплуатационные леса |
хвойное |
7 |
куб.м. |
191 |
|
мягколиственное |
- |
куб.м. |
- |
итого |
7 |
куб.м. |
191 |
|
Защитные леса |
Кроме того, выборочные санитарные рубки на 2014 г. |
|||
|
хвойное |
3,8 |
куб.м. |
110 |
Приложение N 6/1 к договору аренды лесного участка N 594 от 25.02.2010 изложен в следующей редакции:
Целевое назначение лесов |
Виды мероприятий |
Единица измерения |
Средне-Годовой Объем |
Срок исполнения |
Защитные и эксплуатационные леса |
Обеспечение пожарное безопасности в лесах |
|||
Наземное патрулирование |
га. |
8167,8 |
ежегодно до 31.12 |
|
Изготовление и установка предупредительных аншлагов |
шт. |
1 |
ежегодно до 31.12 |
|
Устройство мест отдыха и курения |
шт. |
1 |
ежегодно 31.12 |
|
Создание минерализованные полос вокруг хвойных молодняков и вдоль дорог |
км. |
3 |
ежегодно до 31.12 |
|
Уход за минерализованными полосами |
км. |
3 |
ежегодно до 31.12 |
|
|
организация связи (телефонная) |
шт. |
1 |
ежегодно до 31.12 |
Приобретение пожарного оборудования |
Согласно нормативов |
|
||
Организация пункта пожарного оборудования |
шт. |
1 |
ежегодно до 31.12 |
|
Профилактический отжиг |
га |
50 |
ежегодно до 31.12 |
|
Найм временных пожарных сторожей |
шт. |
2 |
ежегодно до 31.12 |
|
Обеспечение санитарной безопасности в лесах | ||||
Уборка сухостоя |
куб.м. |
- |
ежегодно до 31.12 |
|
Уборка захламленности |
куб.м. |
- |
ежегодно до 31.12 |
|
Выборочные санитарные рубки |
куб.м. |
3,8/110 |
2014 |
|
Лесовосстановительные мероприятия | ||||
Всего лесовосстановления |
га |
90 |
ежегодно до 31.12 |
|
Подготовка почвы по культуры будущего года |
га |
20 |
ежегодно до 31.12 |
|
Создание лесных культур |
га |
20 |
ежегодно до 31.12 |
|
Содействие естественному возобновлению |
га |
70 |
ежегодно до 31.12 |
|
Дополнение лесных культур |
га |
4 |
ежегодно до 31.12 |
|
Уход за лесными культурами |
га |
60 |
|
|
Уход за лесами | ||||
|
Уход за молодняками |
га |
3 |
ежегодно до 31.12 |
Прореживание |
га |
7 |
ежегодно до 31.12 |
|
Проходные рубки |
га |
- |
|
В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, ИП Шабалин В.В. обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что рассчитанный ответчиком размер арендной платы по 1 разряду такс является неверным. Недопустимо применять неверный расчет при установлении, как самой арендной платы, так и при расчете арендной платы в последующем. Арендная плата по договорам определяется на основании регулируемых цен. Примененный ответчиком расчет арендной платы ни чем не обоснован, показатели, которые применялись при расчете арендной платы, являются недостоверными. Часть 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ запрещающая изменение цены установленной по результатам аукциона не может быть применена, а сама цена договора должна соответствовать минимальному размеру ставок платы за единицу объема лесного участка, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 310. Учитывая, что на лесном участке был пожар, который привел к изменению состояния лесных насаждений, то и внесение в договор аренды соответствующих изменений путем подписания дополнительного соглашения является обоснованным. Указание в дополнительном соглашении полного перечня противопожарных мероприятий, перечисленных из ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ нарушают его права, обязывающие его выполнение. Арендодатель незаконно навязывает арендатору условия об ответственности указанные в приложении N 7/1, начиная с п. 9 по п.20 включительно, поскольку данные санкции не предусмотрены действующим законодательством, и не могут быть включены в текста договора в одностороннем порядке.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку внесение данных изменений в договор не может нарушать прав арендатора, так как направлено на приведение условий сделки в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.02.2010 между Министерством природных ресурсов Свердловской области (в настоящее время Департамент лесного хозяйства Свердловской области) (арендодатель) и ИП Шабалиным В.В. (арендатор) заключен договор аренды N 594 лесного участка, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду лесной участок для осуществления заготовки древесины, общей площадью 8167,8 га, расположенный по адресу: Свердловская область, Камышловский городской округ, Камышловское участковое лесничество урочище ГКП Птицесовхоз "Камышловский" кварталы N3-5, 7-18, 21, 109-111, Камышловское участковое лесничество урочище АОЗТ "Захаровское" кварталы N1-4, 6-8, 11, 15, 16 (выделы 1-24, 26), Камышловское участковое лесничество урочище ЗАО совхоз "Скатинский" кварталы N 1-6,7 (выделы 1-16), Камышловское участковое лесничество урочище СПХК "Надежда" кварталы N 6-9, 11-13 (п. 1, 2 договора).
Срок действия договора - 49 лет. Договор прошел процедуру государственной регистрации.
Факт передачи лесного участка на основании договора аренды лесного участка подтверждается актом приема-передачи.
08.07.2013 Департамент лесного хозяйства Свердловской области направил дополнительное соглашение от 27.06.2013 о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 594 от 25.02.2010 и в приложения N 3, 4, 6, 7 к нему.
Не согласившись с предложенными условиями, предприниматель направил в адрес арендодателя протокол разногласий с сопроводительным письмом от 17.07.2013 за N 24.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области в письме отказал в согласовании протокола разногласий.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения арендатора в суд с иском о согласовании условий договора.
На разрешение суда апелляционной инстанции поставлены вопросы согласования цены арендной платы, принятия мер по противопожарному обустройству лесного участка, необходимости создания лесных культур, установления ответственности арендатора.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований арендодателя.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда не подлежит отмене.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласно ст. 310 ГК РФ, не допускается.
В соответствии с п.2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту, и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В отношении Пункт 2 дополнительного соглашения от 27.06.2013 года к договору аренды лесного участка N 594 от 25.02.2010 о стоимости арендной платы истец считает, что ответчиком применены неверные исходные данные о состоянии лесного участка при расчете арендной платы, неверное понимание месторасположения лесного участка и ближайшего пункта вывозки погрузки железнодорожным транспортом; неверное применение разряда такс; неверное применение единиц в составе сплошных и выборочных рубок; неверное применение доли дровяной древесины в размере 20%, в результате чего согласно расчету истца арендная плата должна составлять 470 000 руб., а также расчет по ВСР на 2014 год должен составлять 3800 руб.
В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 71 ЛК РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ст. 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из указанных норм права следует, что цены по договорам аренды участков лесного фонда являются регулируемыми.
Между тем, в силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При этом предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 того же кодекса
В соответствии с п. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Частью 2 статьи 74 Лесного кодекса содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным кодексом (частью 7 статьи 53.7 Кодекса). Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
При этом, в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион признается несостоявшимся в случае, если в нем участвовали менее чем два участника аукциона. Аналогичная норма содержится и в части 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, если в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае спорный договор заключен с предпринимателем как единственным участником аукциона по начальному размеру арендной платы, но не минимальным размерам арендной платы.
В рассматриваемом споре стороны должны руководствоваться установленным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
При этом, суд первой инстанции верно указал, что при определении ВСР на 2014 г. также использованы данные (разряд такс, ставки платы в отношении каждого из видов деревьев и т.д.), являвшиеся составляющими при определении размера арендной платы, такая стоимость также должна быть определена с учетом названных составляющих.
Иного арендатор не доказывает.
Несогласие с определением размера арендной платы, установленной на основании аукционной документации, сводится к оспариванию начального размера арендной платы.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно принял пункт 2 дополнительного соглашения от 27.06.2013 к договору аренды лесного участка и приложение N 4/1 к договору в редакции ответчика.
Арендатор также полагает, что указание в дополнительном соглашении полного перечня противопожарных мероприятий, перечисленных из ч.2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ нарушают его права, обязывающие его выполнение.
Судом первой инстанции верно указано, что согласно пункту 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Статьей 53 ЛК РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, которое состоит из противопожарного обустройства лесов и обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В свою очередь меры противопожарного обустройства лесов включают в себя проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов (ст. 53.1 ЛК РФ).
Данные меры на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Пари этом, указание в дополнительном соглашении конкретного перечня проводимых мероприятий по пожарной безопасности не нарушает прав арендатора и не является нарушением действующего законодательства.
Необходимость создания лесных культур обуславливает необходимость проведения работ и по подготовке почвы под культуры будущего года, по дополнению лесных культур и уходу за лесными культурами.
Установление ответственности арендатора в большем объеме, чем это предусмотрено условиями действующего договора аренды при включении в договор обязательных мероприятий по лесовосстановлению и принятию противопожарных мер также не может быть расценено как нарушение прав арендатор. Суд первой инстанции верно указал, что установление мер ответственности в рассматриваемой ситуации будет способствовать из выполнению.
Кроме того, арендатор не спорит по размеру установленной ответственности.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ на заявителя жалобы относятся судебные расходы по уплате госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2014 по делу N А60-33822/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33822/2013
Истец: Ип Шабалин Виктор Викторович
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2101/14
04.07.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33822/13
25.02.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2101/14
27.12.2013 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-33822/13