Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2014 г. N Ф08-10003/14 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 сентября 2014 г. |
дело N А53-5913/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 19.02.2014 Болохов Д.В.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 18.12.2013 N 376 Соловьева Наталья Юрьевна;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2014 по делу N А53-5913/2014, принятое судьей Смольковой А.В., по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Коммунар" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения, обязании зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Коммунар" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав на сооружение, расположенное по адресу: город Ростов-на-Дону, садоводческое некоммерческое товарищество "Коммунар", кадастровый номер 61:44:0000000:155887; обязании зарегистрировать право собственности на сооружение, расположенное по адресу: город Ростов-на-Дону, садоводческое некоммерческое товарищество "Коммунар", кадастровый номер 61:44:0000000:155887.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 12.10.1999 года, представленный на государственную регистрацию права собственности, является достаточным документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости в соответствии с действовавшим на момент его создания законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что на момент строительства спорного объекта регулирование спорных правоотношений осуществлялось Постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов". Данным нормативным правовым актом предусматривается, что приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется государственными приемочными комиссиями, состав которой установлен пунктом 3 вышеназванного постановления.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Садоводческого некоммерческого товарищества "Коммунар" с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.10.1995 садоводческому товариществу "Коммунар" во исполнение постановления главы администрации Советского района представлен земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 19328 кв. м., о чем 13.10.1995 сделана регистрационная запись N 13.1095-6, выдано свидетельство о праве собственности на землю.
В 1998 году садоводческое товарищество "Коммунар" инициировало устройство на территории товарищества газопровода.
22.12.1998 года между садоводческим товариществом "Коммунар" и закрытым акционерным обществом "Ростовгазстрой" заключен договор подряда, предмет которого составляет строительство газопровода низкого давления протяженностью 2 476 м и сдача его в эксплуатацию.
Для обеспечения выполнения подрядных работ обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-сметное бюро" составлена смета на прокладку газопровода и проект прокладки.
12.10.1999 года стороны подписали акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.
21.01.2013 года между садоводческим товариществом "Коммунар" и открытым акционерным обществом "Ростовгоргаз" заключен договор на техническое обслуживание газопровода.
В 2013 году обществом с ограниченной ответственностью "ИнженерКадастрСервис" подготовлен технический паспорт на объект недвижимого имущества, сооружение - газопровод.
01.08.2013 филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области садоводческому товариществу "Коммунар" выдан кадастровый паспорт сооружения.
Согласно сведениям кадастрового учета объект имеет кадастровый номер 61:44:0000000:155887, место его нахождения садовое некоммерческое товарищество "Коммунар", назначение объекта надземный газопровод низкого давления, год ввода в эксплуатацию: 1999.
09.11.2013 года садовое товарищество "Коммунар" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением, получившим вх. N 01/629/2013-879, о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - газопроводную сеть.
Однако Управлением в регистрации права собственности на указанный объект отказано. Мотивом отказа послужил вывод регистрирующего органа о том, что товариществом не представлен документ, подтверждающий факт возникновения права на вновь созданный объект недвижимого имущества. По мнению Управления, таким документом является акт приемки в эксплуатацию, подписанный по правилам Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" членами государственной приемочной комиссии, состав которой установлен пунктом 3 вышеназванного постановления.
Между тем товарищество считает, что спорная газопроводная сеть, как объект строительства, правомерно принят по акту, составленному согласно требованиям действовавших на момент создания объекта СНиП 3.05.02-88.
Изучив материалы дела, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации прав, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с частью 12 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Как следует из материалов дела, строительство спорного объекта осуществлялось до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004.
По объектам, созданным до введения в действие названного Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов, которые являлись необходимыми для их постройки на момент создания.
На момент создания спорного объекта действовало Постановление Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", а также "СНиП 3.05.02-88*. Газоснабжение", утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.03.1988 N 39.
Нормы и правила "СНиП 3.05.02-88*. Газоснабжение" согласно преамбуле распространяются на строительство новых и реконструируемых систем газоснабжения, нормы и правила на проектирование которых регламентированы СНиП 2.04.08-87.
В свою очередь СНиП 2.04.08-87 распространяются на проектирование новых, расширяемых и реконструируемых систем газоснабжения, сооружаемых на территории поселений, и предназначены для обеспечения природными (газовых и нефтяных месторождений) газами и газовоздушными смесями с избыточным давлением не более 1,2 МПа (12 кгс/см2), сжиженными углеводородными газами (в дальнейшем - СУГ) с избыточным давлением до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно потребителей, использующих эти газы в качестве топлива. Настоящие нормы распространяются также на проектирование межпоселковых газопроводов и внеплощадочных газопроводов промышленных предприятий, использующих газ в качестве топлива и сырья.
Вместе с тем пунктом 2 Постановления Совмина СССР от 23.01.1981 N 105, которым руководствуется Управление, предусмотрено, что приемка в эксплуатацию производится согласно данному постановлению следующих объектов:
а) уникальных и особо важных объектов производственного назначения, включая атомные электростанции и их очереди, - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми Советом Министров СССР по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик. Перечень таких объектов определяется в годовых планах экономического и социального развития СССР;
б) объектов производственного назначения (кроме указанных в подпункте "а" настоящего пункта) сметной стоимостью 4 млн. рублей и выше, а также экспериментальных объектов, независимо от их сметной стоимости, - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми:
министерствами и ведомствами СССР - по объектам, входящим в их систему, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этим министерствам и ведомствам СССР;
Советами Министров союзных республик - по объектам республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик и исполкомов Советов народных депутатов, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись Советам Министров союзных республик;
в) объектов производственного назначения сметной стоимостью до 4 млн рублей - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом:
министерствами и ведомствами СССР - по объектам, входящим в их систему, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этим министерствам и ведомствам СССР;
Советами Министров союзных республик - по объектам республиканских и союзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик и исполкомов Советов народных депутатов, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись Советам Министров союзных республик;
г) водохозяйственных сооружений, оросительных и осушительных систем, объектов, необходимых для нормальной эксплуатации этих систем, использования земель, а также для новых совхозов на этих землях, сметной стоимостью 4 млн рублей и выше (кроме указанных в подпункте "а" настоящего пункта) - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми:
Советами Министров союзных республик, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись Советам Министров союзных республик;
Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерствами мелиорации и водного хозяйства СССР, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этому Министерству;
д) оросительных и осушительных систем, водохозяйственных сооружений, объектов, необходимых для нормальной эксплуатации систем и использования земель, сметной стоимости до 4 млн рублей - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом:
Советами Министров союзных республик, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись Советам Министров союзных республик;
Советами Министров союзных республик по согласованию с Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР, если капитальные вложения на строительство объектов выделялись этому Министерству;
е) орошаемых и осушенных земель ежегодно в процессе строительства оросительных и осушительных систем (указанных в подпунктах "г" и "д" настоящего пункта), а также части указанных земель при продолжительности строительства объекта до одного года - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик;
ж) объектов производственного назначения, построенных на средства межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, а также колхозов - государственными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик, а объектов производственного назначения, построенных на средства других кооперативных и иных общественных организаций, - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом центральными органами кооперативных и других общественных организаций;
з) объектов, общих для группы предприятий, - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, в ведении которых находятся головные застройщики данных объектов, в порядке, указанном в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
и) уникальных и особо важных объектов жилищно-гражданского назначения - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми Советом Министров СССР по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик или Советами Министров союзных республик по представлению министерств и ведомств союзных республик, Советов Министров автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов и исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов.
Перечень таких объектов предусматривается в годовых планах экономического и социального развития СССР и союзных республик;
к) жилых домов, общежитий, зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, независимо от их ведомственной принадлежности, а также всех объектов жилищно-гражданского назначения, которые построены на средства межхозяйственных предприятий (организаций) в сельском хозяйстве, а также колхозов, других кооперативных и иных общественных организаций или заказчиками (застройщиками) которых являются исполкомы районных, городских или районных в городах Советов народных депутатов (кроме объектов, указанных в подпункте "и" настоящего пункта);
л) объектов жилищно-гражданского назначения, кроме объектов, указанных в подпунктах "и" и "к" настоящего пункта, а также всех объектов жилищно-гражданского назначения, расположенных в полосе отвода железных дорог вне городов, поселков и курортных зон, - государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
В силу пункта 3 указанного Постановления Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 в состав государственных приемочных комиссий включаются:
а) при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения - представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, исполкома районного (городского) Совета народных депутатов, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации и финансирующего банка.
В состав указанных государственных приемочных комиссий также включаются при приемке магистральных нефтепродуктопроводов и газопроводов, а также объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора СССР, - представители этих органов.
В данном случае, спорный объект не относится к магистральным газопроводам, предназначен для снабжения газом потребителей, членов соответствующего садоводческого товарищества.
Кроме того, суд принимает во внимание положения пункта 5 Письма Госстроя РФ от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", согласно которому объекты систем газоснабжения, правила проектирования которых регламентированы СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" (кроме газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и автогазозаправочных станций (АГЗС), принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 3.05.02-88 "Газоснабжение". При этом акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, составленный в соответствии с Приложением 8 СНиП 3.05.02-88 для отдельно возводимых объектов газоснабжения, является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемо -сдаточной документации по этому зданию или сооружению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что к спорным правоотношениям применимы нормы "СНиП 3.05.02-88*. Газоснабжение", которыми и руководствовался суд первой инстанции.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что приемка законченного строительством объекта, актированная 12.10.1999 года, произведена комиссией, сформированной в соответствии с действующим в том момента нормативным порядком. Форма и содержание акта соответствует приложению N 9 СНиП 3.05.02-88.
При таких обстоятельствах акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 12.10.1999 года, представленный на государственную регистрацию права собственности, является достаточным документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости в соответствии с действовавшим на момент его создания законодательством.
Исходя из вышеизложенного, суд правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности, заявителем представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права на спорный объект недвижимого имущества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2014 по делу N А53-5913/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5913/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2014 г. N Ф08-10003/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Коммунар", СНТ КОММУНАР
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области