г. Владивосток |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А51-12350/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Е.Н. Номоконовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Курманова Александра Александровича,
апелляционное производство N 05АП-10941/2014
на решение от 02.07.2014
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-12350/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Курманова Александра Александровича (ИНН 250105580902, ОГРН 310250104900018, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.02.2010)
к Департаменту экономики Приморского края (ИНН 2540150332, ОГРН 1082540011157, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.12.2008)
о признании незаконным решения и об обязании предоставить субсидию,
при участии в заседании:
от предпринимателя: адвокат Е.В. Быков (удостоверение, доверенность от 15.04.2014);
от департамента: представители Е.Л. Несоленая (удостоверение, доверенность от 14.07.2014), В.А. Смышников (удостоверение, доверенность от 02.07.2014);
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Курманов Александр Александрович (далее по тексту - "заявитель", "предприниматель") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента экономики Приморского края (далее по тексту - "департамент") в предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга от 27.02.2013 N ОВ/Ф-8309-01-01 и об обязании предоставить субсидию на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга от 27.02.2013 N ОВ/Ф-8309-01-01, в размере 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, предприниматель настаивает на том, что представленные им в департамент документы соответствовали установленным требованиям. Пояснил, что бланк заявления был распечатан им с официального сайта Администрации Приморского края и содержит согласие на проведение проверки представленной информации. Считает, что соответствует условиям предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга, и имеет право на получение субсидии в максимальном размере. Выводы суда первой инстанции об обратном, по мнению заявителя, основаны на неверном расчете лизинговых платежей, исходя из которых исчисляется субсидия.
Департамент по тексту представленного в материалы дела отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
На основании договора лизинга от 27.02.2013 N ОВ/Ф-8309-01-01 предпринимателем приобретено транспортное средства - грузовой седельный тягач марки "VOLVO", модель FH-TRUCK 4х2, 2012 года. Общая сумма договора лизинга составила 4 881 417, 84 руб., в том числе предварительный платеж в размере 1 760 000 руб. Выкупная стоимость предмета лизинга составила 758 620,72 руб.
07.02.2014 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным не ранее 01 января 2005 года на срок не более пяти лет, в размере 500 000 руб.
По результатам рассмотрения представленных документов департаментом был принят приказ от 28.02.2014 N 14, в пункте 2 которого предпринимателю отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на несоответствие заявления на получение субсидии установленной форме и непредставление платежных поручений, подтверждающих фактические затраты, указанные в расчете размера субсидии, в полном объеме.
Уведомлением от 06.03.2014 N 29/836 департамент известил предпринимателя о принятом решении.
Не согласившись с отказом департамента, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее по тексту - "Закон N 209-ФЗ") разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сформулированы в статьи 14 Закона N 209-ФЗ. К ним, в частности, относятся: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также открытость процедур оказания поддержки.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
По правилам статьи 16 Закона N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 382-па в составе государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013-2017 годы утверждена подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае на 2013-2017 годы и Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Приморского края, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта (далее по тексту - "Порядок").
Пунктом 2 Порядка предусмотрено предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации, в виде предоставления субсидий с целью возмещения части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным не ранее 1 января 2005 года на срок не более пяти лет.
Пунктом 7.2 Порядка для получения субсидии предусмотрено представление следующих документов:
заявления на получение субсидии по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), выданную не позднее 30 дней до даты подачи документов;
копий документов, заверенных руководителем субъекта малого или среднего предпринимательства, подтверждающих соответствие субъектов малого и среднего предпринимательства условиям, установленным статьей 4 Закона;
копию договора финансовой аренды (лизинга) с приложением копии графика лизинговых платежей, заверенные лизинговой компанией (фирмой);
копию графика фактически уплаченных платежей по договору финансовой аренды (лизинга) на день подачи заявления на получение субсидии, заверенную лизинговой компанией (фирмой);
расчет размера субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), (в двух экземплярах) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
копии платежных поручений (с отметкой банка об исполнении), подтверждающих уплату лизинговых платежей, заверенные руководителем субъекта малого или среднего предпринимательства;
копию договора купли-продажи, заверенную лизинговой компанией (фирмой);
справку налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренным законодательством, выданную не позднее 30 дней до даты подачи документов;
копии документов, заверенные руководителем субъекта малого или среднего предпринимательства, подтверждающих отнесение оборудования ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В соответствии с пунктом 12 Порядка уполномоченный орган отказывает в предоставлении субсидий по основаниям, указанным в части 5 статьи 14 Закона.
Как следует из материалов дела, предприниматель, являющийся субъектом малого предпринимательства и осуществляющий деятельность автомобильного грузового транспорта, в феврале 2014 г. обратился в департамент с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным не ранее 01 января 2005 года на срок не более пяти лет, в размере 500 000 руб.
К указанному заявлению предпринимателем приложены копия паспорта, копии регистрационных документов, справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, выписка из ЕГРЮЛ, справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, копия договора лизинга, расчет размера субсидии, копия договора купли-продажи, график фактически уплаченных платежей по договору лизинга, график лизинговых платежей по договору лизинга, копия платежных поручений с отметкой банка об исполнении, подтверждающие уплату лизингового платежа, копия актов приема-передачи транспортного средства по договору купли-продажи и в лизинг, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год с подтверждением отправки в налоговую инспекцию, налоговая декларация, информационное письмо и акт о приеме-передаче основных средств. Копия пакета документов, представленных предпринимателем в департамент, приобщена к материалам дела.
Проанализировав представленные документы, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии.
Материалами дела подтверждается, что заявление о предоставлении субсидий, поданное предпринимателем в департамент, не соответствовало форме, утвержденной приложением N 1 к Порядку (в редакции, действовавшей на момент его подачи), а именно в нем отсутствовало согласие предпринимателя на осуществление департаментом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Доводы предпринимателя о том, что форма заявления была распечатана им с официального сайта администрации Приморского края, содержала отметку о согласии на выборочную проверку информацию, а также ссылки на отметку должностного лица департамента, принявшего заявление, о соответствии представленного пакета документов формальным признакам, не имеют значения для рассмотрения настоящего спора.
Согласно пункту 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
По смыслу данной нормы отсутствие согласия получателя субсидий на проведение проверок соблюдения условий, целей и порядка их предоставления препятствует предоставлению таких субсидий.
Коллегией установлено, что постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2013 N 222-па форма заявления о предоставлении субсидии была приведена в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подлежала обязательному применению.
Оценивая решение департамента в части непредставления платежных поручений, подтверждающих фактические затраты, указанные в расчете размера субсидии, в полном объеме, коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 5.2 Порядка субсидии на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка, предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства единовременно по каждому обращению, из расчета 50 процентов документально подтвержденных затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга): оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий, относящихся ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства.
При расчете субсидии в составе затрат, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5.2 настоящего Порядка, не учитываются затраты на уплату налога на добавленную стоимость и выкупную стоимость предмета лизинга (если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателям).
Общий объем субсидий на возмещение затрат, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка, не должен превышать 500,0 тыс. руб. одному субъекту малого или среднего предпринимательства в течение одного финансового года.
Коллегией установлено, что, обращаясь в департамент за предоставление субсидии, предприниматель в подтверждение понесенных затрат представил платежные поручения на общую сумму 1 544 845 руб.
При вычитании из указанной суммы выкупной стоимости в размере 347 242 руб., а также НДС, начисленного на сумму, оставшуюся после вычитания, размер лизинговых платежей, исходя из которых осуществляется расчет субсидии, составил 982 034 руб., в то время как для получения субсидии в размере 500 000 руб. размер лизинговых платежей должен составлять не менее 1 000 000 руб.
То есть представленные платежные документы не подтверждают заявленный предпринимателем размер субсидии. Судом первой инстанции была допущена ошибка при расчете размера лизинговых платежей, однако указанное обстоятельство не повлияло на выводы суда в данной части.
По правилам пункта 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки может быть отказано в случаях, если лицом, претендующим на ее получение, не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы, а также не выполнены условия оказания поддержки.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств коллегия приходит к выводу о том, что основания для отказа в предоставлении субсидии у департамента имелись.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения департамента незаконным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 100 руб.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.07.2014 по делу N А51-12350/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Курманову Александру Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 900 (девятьсот) рублей, излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 24.07.2014 N 107.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12350/2014
Истец: ИП КУРМАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчик: Департамент экономики Приморского края