г. Пермь |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А60-17604/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е. О.
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.,
в отсутствии представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" в лице филиала по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 июля 2014 года
по делу N А60-17604/2014,
принятое судьей Парамоновой В.В.,
по иску открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
открытое акционерное общество "КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ" обратилось в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление), Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" (Кадастровая палата) о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 45288 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, р.п. Белоярский, устье реки Камышенка, месторасположение: Свердловская область, Белоярский район, с кадастровым номером 66:06:0000000:0305 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно в размере 6598000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Ответчики, с решением не согласны, обжалуют его в апелляционном порядке.
Управление в своей апелляционной жалобе просит решение отменить. Полагает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Указывает, что вопросы определения размера кадастровой стоимости земельного участка и ведение государственного кадастра недвижимости не входят в компетенцию Управления по причине передачи полномочий подведомственному бюджетному учреждению, в этой связи, по мнению апеллянта, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований к Управлению. В подтверждение доводов ссылается на судебные акты арбитражных судов по иным делам. Полагает, что с Управления не могут быть взысканы судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины. Направило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Кадастровая палата в своей апелляционной жалобе просит решение изменить. Указало на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как проведение государственной кадастровой оценки не относится к компетенции Кадастровой палаты. Ответчик не согласен с решением суда в части взыскания с него судебных расходов.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 45288 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Белоярский район, р.п. Белоярский, устье реки Камышенка, месторасположение: Свердловская область, Белоярский район, с кадастровым номером 66:06:0000000:0305, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права.
По состоянию на 01.01.2010, кадастровая стоимость земельного участка была установлена Постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП от 07.06.2011 в размере 13 989 463 руб. 20 коп.
В доказательство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, истцом в материалы дела представлен отчет N Е-2014-З-92 от 15.04.2014 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:0305, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 6 598 000 руб.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной на ту же дату, явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости, является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Представленный истцом отчет общества с ограниченной ответственностью "Оценка недвижимости и бизнеса" от 15.04.2014 N Е-2014-3-92 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:0305 существенно превышает его рыночную стоимость.
Достоверность данных, содержащихся в представленном отчете N Е-2014-З-92 от 15.04.2014, подтверждается положительным экспертным заключением N ЕК-044 от 21.04.2014.
Доказательств недостоверности отчета от 15.04.2014 N Е-2014-3-92 ответчиками не представлено.
В связи с чем, истец доказал действительную рыночную стоимость земельного участка (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно признал кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером 66:06:0000000:0305 равной его рыночной стоимости в размере 6 598 000 руб. по состоянию на 01.01.2010 (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуя решение первой инстанции, апеллянты приводят доводы, которые сводятся к несогласию с привлечением их к участию в деле в качестве ответчиков.
Указанные доводы, апелляционным судом рассмотрены и отклоняются силу следующего.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
При этом, поскольку по смыслу Постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, следовательно, ответчиком по такому иску может являться орган, уполномоченный действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531, такие полномочия органа кадастрового учета возложены на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области.
При этом, поскольку исполнение функций, перечисленных в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 N 457 о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, возложено на Росреестр в лице своего территориального управления, то и ответчиком по делу также должен выступать этот орган государственной власти.
Таким образом, правовых оснований считать заявителей апелляционных жалоб ненадлежащими ответчиками, у апелляционного суда не имеется.
Учитывая вышеизложенное, процессуальное положение заявителей жалоб влечет для них определенные процессуальным законодательством последствия, в том числе, предусмотренные статьей 110 АПК РФ.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Следовательно, отнесение судом первой инстанции на ответчиков судебных расходов соответствуют нормам материального права, а также требованиям процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах при удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчиков понесенные истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Ссылка заявителей жалоб на судебные акты арбитражных судов по иным делам отклоняется, поскольку указанные акты не имеют для рассмотрения настоящего дела преюдициального значения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 июля 2014 года по делу N А60-17604/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17604/2014
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЙ КОНЦЕРН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"