г. Томск |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А27-9905/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Полосин А.Л., Скачкова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.
при участии:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 июля 2014 года
по делу N А27-9905/2014 (судья С.Е.Петракова)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750, 650000, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 32, 209)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (652700, Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Ленина, 30)
об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "Кузбасская энергосетевая компания", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - КУМИ Киселевского городского округа, ответчик, Комитет, апеллянт) об урегулировании разногласий возникших при заключении договора N 10110 от 14.02.2014 аренды земельного участка с кадастровым номером 42:25:0000000:1698, общей площадью 1 272 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, от ЦРП-7 до Ф 19-2-Г, 19-19-Г, 19-4-Г, 19-13-Г, под строительство сооружения линейного электротехнического: кабельная линия электропередачи 10 кВ от ЦРП-7 до Ф 19-2-Г, 19-19-Г, 19-4-Г, 19-13-Г о принятии пункта 3.2 договора в редакции: "после слов: "Кемеровской области" дополнить словами "но не выше ставок арендной платы, установленных подп. "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582";
приложение "Расчет арендной платы за землю" к договору аренды земельного участка N 10110 от 14.02.2014 принять в следующей редакции : "Ставка арендной платы, установленная подп. "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, составляет 2 % кадастровой стоимости земельного участка (39 997,09 руб. в год). Арендная плата по настоящему договору определяется сторонами в размере 39 997 руб. 09 коп. в год, с 31.01.2014 г. по 31.12.2014 г. - 36 709 руб. 66 коп., ежеквартально с февраля по декабрь 2014 г. (до 10 числа первого месяца текущего квартала) - 3 337 руб. 24 коп.".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29 июля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать, полагая, что к спорным правоотношениям не применимы положения Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа от 12.02.2014 N 102-р "О предоставлении в аренду земельных участков" ООО "Кузбасская энергосетевая компания" предоставлен в аренду из земель населенных пунктов, земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, от ЦРП-7 до Ф 19-2-Г, 19-19-Г, 19-4-Г, 19-13-Г, площадью 1 372 кв.м., с кадастровым номером 42:25:0000000:1698, под строительство сооружения линейного электротехнического: кабельная линия электропередач 10 кВ от ЦРП-7 до Ф 19-2-Г, 19-19-Г, 19-4-Г, 19-13-Г (пункт 1).
Отделу архитектуры и градостроительства Администрации Киселевского городского округа указано нанести на дежурный план города согласованный земельный участок.
Земельному отделу Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (КУМИ Киселевского городского округа) указано оформить договор аренды земельного участка с ООО "Кузбасская энергосетевая компания".
Во исполнение данного распоряжения КУМИ Киселевского городского округа подготовлен и направлен в адрес истца проект договора N 10110 аренды спорного земельного участка от 14.02.2014.
В соответствии с пунктами 1.1. проекта договора аренды КУМИ Киселевского городского округа (арендодатель) предоставляет, а арендатор принимает в аренду во временное пользование земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, от ЦРП-7 до Ф 19-2-Г, 19-19-Г, 19-4-Г, 19-13-Г, площадью 1 372 кв.м., с кадастровым номером 42:25:0000000:1698, под строительство сооружения линейного электротехнического: кабельная линия электропередач 10 кВ.
Согласно пункту 2.1 договора срок действия договора устанавливается с момента его заключения по 13.01.2015 г.
В соответствии с пунктом 3.1. договора размер арендной платы является определяемым и исчисляется на основании коэффициентов, утвержденных Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области на период действия договора и в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 договора.
Пункт 3.2 договора предусматривает следующий механизм исчисления арендной платы: сумма арендной платы за рассчитываемый период времени исчисляется как произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка, коэффициента учитывающего особые условия использования земельного участка, учитывающего уровень инфляции, установленным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области.
Расчет арендной платы определен в приложении от 18.02.2014 к договору.
Не согласившись с редакцией, в том числе, изложенной в пункте 3.2 проекта договора, общество направило в адрес КУМИ Киселевского городского округа протокол разногласий к проекту указанного договора от 14.02.2014, в котором предложило пункт 3.2. - исключить.
Расчет арендной платы, в приложении к договору от 18.04.2014 - исключить.
Предложено изменить порядок расчета арендной платы, исчислив его по Правилам, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
КУМИ Киселевского городского округа доводы общества отклонены (ответ 25.04.2014 N 02-09/860), условия, изложенные в протоколе разногласий оставлены без согласования.
В связи с тем, что сторонами не урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора по вышеуказанным условиям, общество обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Рассмотрев заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам в порядке главы 34 АПК РФ, соглашаясь с правильностью выводов суда первой инстанции и отклоняя доводы апеллянта, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из пункта 4 статьи 421 и пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Размер арендной платы, предусмотренный спорным договором, исчислен комитетом на основании Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, утверждённого Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Как верно установлено судом, что основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
В соответствии с п.п. "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Соответственно, установление в отношении земельного участка предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, размера арендной платы без учета названной нормы не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
Согласно п. 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, определяется на основании, в том числе, кадастровой стоимости земельных участков в расчете на год.
Размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка следует, что его кадастровая стоимость составляет 999854,64 руб., сведения в кадастровый учет относительно данного земельного участка внесены в государственный кадастровый учет 04.02.2013.
Суд апелляционной инстанции, также как и суд первой инстанции считает, что исходя из расчёта с применением кадастровой стоимости земельного участка с учетом 2%, предусмотренных подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, для расчета арендной платы в случае предоставления в аренду земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации арендная плата за спорный земельный участок составит 39 997, 09 руб. в год.
Довод апеллянта о нарушении судом первой инстанции норм материального права при решении вопроса о распределении судебных расходов, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В этой связи, то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу является органом местного самоуправления, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, не влечет отказ другой стороне в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу.
Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантирует возмещение понесенных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Изменения, внесенные статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не распространяются на распределение судебных расходов.
Таким образом, уплаченная истцом государственная пошлина, правомерно взыскана судом в пользу истца за счет средств ответчика.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 июля 2014 года по делу N А27-9905/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9905/2014
Истец: ООО "Кузбасская энергосетевая компания" "Энергосеть г. Киселевска"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа