город Ростов-на-Дону |
|
24 сентября 2014 г. |
дело N А32-40851/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: начальник отдела Тер-Осканов И.О.по доверенности от 16.05.2014 N 49, удостоверение N3905;
от ОАО "Теплоэнерго": представитель Одинцов А.В. по доверенности от 25.11.2013, паспорт;
от Анапской Межрайонной прокуратуры: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 по делу N А32-40851/2013, принятое судьей Федькиным Л.О., по заявлению открытого акционерного общества "Теплоэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю третье лицо: Анапская Межрайонная прокуратура о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2013 N 441А/2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 441А/2013 от 13.11.2013. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, а именно не установка обществом коллективного прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Теплоэнерго" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу. Суд приобщил данный отзыв.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ОАО "Теплоэнерго" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Анапская Межрайонная прокуратура представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в деятельности ОАО "Теплоэнерго" на территории муниципального образования г.-к. Анапа.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Теплоэнерго" на территории муниципального образования г.-к. Анапа осуществляет деятельность по теплоснабжению; ОАО "Теплоэнерго" в установленный законом срок не произведена установка коллективного прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167.
Постановлением и.о. Анапского межрайонного прокурора советника юстиции Балагурова Г.А. от 25.10.2013 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Теплоэнерго" по ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановление направлено для рассмотрения и принятия решения по подведомственности в УФАС по Краснодарскому краю.
13.11.2013 руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Дегтярева Руфина Викторовна, рассмотрев представленные документы и материалы дела N 441А/2013, вынесла постановление о наложении штрафа, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что в действиях ОАО "Теплоэнерго", выразившихся в необоснованном отказе или уклонении организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст.9.16 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Закон N 261-ФЗ регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, при этом его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно статье 9 Закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помимо прочего осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; порядка исполнения обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом; иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 данной статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 данной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
После 1 января 2012 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Из материалов дела видно, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в деятельности ОАО "Теплоэнерго" на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
В результате проверки установлено, что ОАО "Теплоэнерго" в установленный Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок не произведена установка коллективного прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167.
Однако согласно статье ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
То есть наличие предусмотренной статьей ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанности общества установить коллективный прибор учета тепловой энергии зависит от того, превышает ли максимальный объем потребления названным многоквартирным домом тепловой энергии две десятых гигакалории в час; иных выводов буквальное толкование указанной нормы сделать не позволяет.
Таким образом, в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении N 441А/2013 антимонопольным органом с целью установления события и состава названного правонарушения в деяниях общества подлежал выяснению максимальный объем потребления тепловой энергии объектом - многоквартирным домом по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167.
Вместе с тем антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении N 441А/2013 названные обстоятельства не исследовались; иных выводов представленная в материалы дела совокупность документальных доказательств сделать не позволяет; антимонопольный орган посчитал установленным превышение объектом - многоквартирным домом по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167, максимального объема потребления тепловой энергии (более двух десятых гигакалории в час); вывод антимонопольного органа об обязанности общества произвести установку коллективного прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167, является документально не подтвержденным и не основанным на материалах дела об административном правонарушении.
Исходя из того, что расчет максимальной тепловой нагрузки здания является составной частью проектных решений, судом первой инстанции определением от 20.03.2014 было истребовано у ООО "Теплоэком" документальное подтверждение сведений о тепловой нагрузке (объём потребления тепловой энергии) жилого дома г. Анапа, ул. Ленина, 167, с приложением подробного расчета указанной тепловой нагрузки и применённых показателей, источников их получения, при осуществлении указанного расчета; с указанием документального подтверждения наличия полномочий для предоставления и расчета указанной тепловой нагрузки.
С учетом исполненного определения суда, установлено, что ООО "Теплоэком" является членом Некоммерческого партнерства "Комплексное Объединение Проектировщиков", имеет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 12.04.2012 N 1063.02-2012-2301033444-П-133, в том числе на выполнение работ по подготовке проектов инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымовой вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения.
Во исполнение определения Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2014 ООО "Теплоэком" письмами (исх. N 65 от 16.05.2014, исх. N 77 от 29.05.2014) предоставлены запрошенные сведения, в том числе подробный расчет объёма потребления тепловой энергии жилого дома г. Анапа, ул. Ленина, 167.
При выполнении расчета ООО "Теплоэком" использовало сведения о строительном объеме здания по адресу г. Анапа ул. Ленина, 167, подтвержденные справками Бюро технической инвентаризации г. Анапа, а также полную формулу расчета максимальной тепловой нагрузки.
При расчете расхода тепловой энергии по многоквартирному жилому дому, находящемуся по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167, ООО "Теплоэком" применяло "Методику определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения" МДС 41 -4.2000, утвержденную приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105; расчет производился по формуле (2) из МДС 41-4.2000.
Согласно полученным данным, максимальная тепловая нагрузка по многоквартирному жилому дому, находящемуся по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167, составляет 0,18 Гкал/ч.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о необоснованности произведенного ООО "Теплоэком" расчета максимальной нагрузки, поскольку представленная в материалы дела справка БТИ от 27.05.2014 N 1696 подтверждает правомерность использованного коэффициента, год постройки рассматриваемого дома - 1990.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы в части не предоставления обществом на момент проведения контрольного мероприятия и вынесения административным органом постановления о наложении штрафа документального подтверждения отсутствия обязанности у общества устанавливать коллективный прибор учета тепловой энергии в доме.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в ходе проведенной в отношении общества проверке было установлено отсутствие прибора учета и нарушение сроков поведения энергетического обследования, между тем вопрос о максимальной тепловой нагрузке, а следовательно о наличии обязанности по установке прибора учета на стадии рассмотрения дела административным органом остался неисследованным.
Таким образом, антимонопольный орган не доказан факт того, что максимальный объем потребления тепловой энергии многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167, превышает две десятых гигакалории в час.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, антимонопольным органом, с учетом положений ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не доказано наличие обязанности у общества произвести установку коллективного прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, 167; не исследован и документально не подтвержден уровень указанной нагрузки на дату принятия оспариваемого постановления, в связи с чем, антимонопольным органом не доказано наличие в действиях ОАО "Теплоэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 по делу N А32-40851/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40851/2013
Истец: ОАО "Теплоэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Анапская Межрайонная прокуратура, Управление Федеральной Антимонопольной службы по КК