г. Москва |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А40-167815/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В., судей Сумароковой Т.Я., Барановской Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от "30" июня 2014 года по делу N А40-167815/13, принятое судьей Махалкиным М.Ю. по иску открытого акционерного общества "Центродорстрой" (ИНН 7702059544, ОГРН 1027739527881) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьи лица: 1) Управление Росреестра по Москве, 2) Правительство Москвы, 3) Департамент городского имущества города Москвы, 4) открытое акционерное общество "Городской кадастр", 5) общество с ограниченной ответственностью "Абсолют"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Гукова С.В. по доверенности от 12.12.2013
от ответчика:
от третьих лиц: от 2-го: Шестерикова А.В. по доверенности от 02.06.2014, от 3-го: Шестерикова А.В. по доверенности от 27.12.2013
прочие: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центродорстрой" (далее - ОАО "Центродорстрой") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о
- признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003002:18, площадью 12 893 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 36, установленной по состоянию на 01.01.2012 и применяемую в целях налогообложения в период с 01.01.2012 по 31.12.2012, равной его рыночной стоимости в размере 109 101 000 рублей;
-признании кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленной по состоянию на 01.01.2013 г. и применяемую в целях налогообложения в период с 01.01.2013 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 116 411 000 рублей;
- обязании ответчика внести изменения в утверждённые 27.11.2012 сведения о кадастровой стоимости посредством из замены с 207 143 063 руб. на 109 101 000 рублей;
- обязании ответчика внести изменения в утверждённые 26.11.2013 г. сведения о кадастровой стоимости посредством из замены с 187 572 392, 27 руб. на 116 411 000 рублей (с учётом уточнённых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования предъявлены со ссылкой на статью, 66 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает их рыночную стоимость, определенную на основании отчетов ООО "Абсолют".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Москве, Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "Городской кадастр", общество с ограниченной ответственностью "Абсолют".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2014 исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003002:18, площадью 12 893 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Волгоградский проспект, вл. 36, равной его рыночной стоимости в размере 116 411 000 рублей по состоянию на 01.01.2013, и обязании ответчика внести соответствующие изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Не согласившись с решением суда, третьи лица - Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований и в удовлетворении иска отказать.
По мнению заявителей, решение суда является незаконным и необоснованным.
В порядке статей 123, 156, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель истца против ее удовлетворения возражал, представил отзыв.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2014 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Центродорстрой" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003002:18, площадью 12 893 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 36, на основании договора аренды земельного участка N М-04-507196 от 28.01.2005.
На указанном земельном участке расположены принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2012 по делу N А40-118903/12-17-1146, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013. и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.08.2013, признано незаконным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.07.2012 года N 33-5-7891/12-10/1 об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003002:18, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 36, общей площадью 12893 кв.м.; на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "Центродорстрой" в собственность указанного земельного участка и направить ОАО "Центродорстрой" проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2014 утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2013, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 187 572 392 руб. 27 коп. Указанные сведения внесены в Государственный кадастр недвижимости.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Истцом представлен отчет N 07-02/04/14 об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО "Абсолют", согласно которому рыночная стоимость спорного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 116 411 000 руб. (л.д. 1 т.3), т.е. кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость участка.
В соответствии с требованиями статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Некоммерческим партнерством СОО "Сибирь" проведена экспертиза отчета оценщика и составлено положительное экспертное заключение от 18.04.2014 N 251/04/14 (л.д. 95 т.3).
Выводы экспертов по существу участвующими в деле лицами не опровергнуты.
В свою очередь, суд не усматривает оснований для проведения по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков ввиду отсутствия существенного расхождения между их кадастровой и рыночной стоимостью. Такое расхождение, в отсутствие доказательств обратного, обусловлено массовым методом оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
В рассматриваемом случае условия, при которых суд вправе назначить экспертизу по собственной инициативе, отсутствуют. Действующее законодательство не содержит требований, обязывающих суд назначать судебную экспертизу по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка, только по тому основанию, что кадастровая стоимость земельного участка, рассчитанная уполномоченным органом, отличается от его рыночной стоимости, рассчитанной специализированной организацией в соответствии с требованиями закона с учетом уникальных характеристик оцениваемого объекта.
В этой связи у суда отсутствуют основания не принимать представленный истцом отчет N 07-02/04/14 об определении рыночной стоимости земельных участков, составленный ООО "Абсолют", в качестве надлежащего доказательства по делу.
Нарушение прав истца обусловлено установлением нового размера арендной платы по договору аренды, значительно отличающегося в сторону ее увеличения, а также необоснованного завышения налоговой базы по земельному налогу как потенциального покупателя земельного участка (с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу N А40-118903/12).
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованности заявленных ОАО "Центродорстрой" исковых требованиях.
Рассмотрев довод заявителей относительно принятия судом первой инстанции уточнения иска (дополнительных требований) в нарушение требований закона, суд апелляционной инстанции полагает, что его принятие и рассмотрение судом по существу не привело к принятию незаконного судебного акта, в связи с чем само по себе не может служить основанием для его отмены (пункт 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом этого суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда от 30.06.2014, в связи с чем оно подлежит оставлению в силе, а в удовлетворении апелляционной жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "30" июня 2014 года по делу N А40-167815/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Т.Я. Сумарокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167815/2013
Истец: ОАО "Центродорстрой"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по москве, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ДГИ города Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, ОАО "Городской кадастр", ООО "Абсолют", Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве