г. Чита |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А19-8826/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Капустиной Л.В., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Куликовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Киренский лесоперерабатывающий комплекс" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 17.07.2014 об отмене обеспечения иска по делу N А19-8826/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Киренский лесоперерабатывающий комплекс" (ОГРН 1073831000484, ИНН 3831000608, 666700, Иркутская область, г. Киренск, ул.Комарова,44и) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, 664025, г. Иркутск, ул. Российская,17), обществу с ограниченной ответственностью "ЛЕСТРЭЙД" (ОГРН 1123817001934, ИНН 3817041828, 666686, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Белградская,10-28) о признании недействительными торгов, с участием третьего лица - Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859; г. Иркутск, ул. Горького, 31) (суд первой инстанции: судья Красько Б.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Киренский лесоперерабатывающий комплекс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, обществу с ограниченной ответственностью "ЛЕСТРЭЙД" о признании незаконными торгов по продаже имущественного права - права долгосрочной аренды участка лесного фонда общей площадью 7371,7 га согласно договору аренды от 14.04.10 N 9117-15/10 сроком на 25 лет, расположенного по адресу: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, Киренская дача, кварталы NN 210-212, 241-243, Карелинское участковое лесничество, Карелинская дача, кварталы NN 11, 12, 23, 47, проведенные 25.03.14 организатором торгов - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области; о признании недействительным договора по передаче права долгосрочной аренды названного участка лесного фонда победителю торгов - ООО "ЛЕСТРЭЙД"; о применении последствий недействительности сделки в виде возврата ответчиками истцу указанного лесного участка.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20.06.2014 по ходатайству истца принята обеспечительная мера в виде запрета обществу с ограниченной ответственностью "ЛЕСТРЭЙД" пользования лесным участком, расположенным по адресу: Иркутская область, Киренский район, Киренское участковое лесничество, Киренская дача, кварталы N N 210-212, 241-243, Карелинское участковое лесничество, Карелинская дача, кварталы NN 11, 12, 23, 47.
15.07.2014 ООО "ЛЕСТРЭЙД" обратилось с ходатайством об отмене обеспечения иска. В обоснование ходатайства указано, что на обществе на основании договора лежит обязанность по уплате арендной платы за пользование лесным участком и вследствие вынужденного простоя в связи с принятыми мерами по обеспечению иска прямые убытки составят не менее 300-400 тыс. руб., что свидетельствует о необеспечении баланса интересов заинтересованных сторон при принятии обеспечительных мер.
Определением от 17.07.2014 Арбитражный суд Иркутской области ходатайство ООО "ЛЕСТРЭЙД" об отмене обеспечения иска удовлетворил, отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Иркутской области от 20.06.2014 по делу N А19-8826/2014. Суд пришел к выводу о том, что принятые обеспечительные меры не обеспечивают сохранение баланса интересов сторон, поскольку лишение ООО "ЛЕСТРЭЙД" права пользования имуществом, при наличии его обязанности уплачивать арендную плату, негативно повлияет на доходную часть государственных бюджетов, в который уплачивается арендная плата за использование участков лесного фонда, а также может повлечь убытки для собственника лесного фонда в связи с последствиями невыполнения владельцем участка лесного фонда мероприятий санитарной и пожарной безопасности.
ООО "Киренский лесоперерабатывающий комплекс", не согласившись с определением суда об отмене обеспечительных мер, обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд, принимая решение об отмене обеспечительных мер, руководствовался положениями п. 3 ст. 16 ЛК РФ, согласно которому порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В связи с чем, обеспечительные меры в виде запрета ООО "ЛесТрейд" пользования лесным участком в целях заготовки древесины, соблюдение требований санитарной и пожарной безопасности в лесах и требований ухода за лесами не буду иметь значения. Относительно возникновения негативного влияния на доходную часть бюджета, заявитель указывает, что он по настоящее время продолжает уплачивать арендные платежи, тем самым исключает это негативное влияние на бюджеты. Отмена обеспечительных мер приведет к необратимому изменению лесного участка, что в случае удовлетворения исковых требований приведет к невозможности исполнения судебного акта, а также приведет к убыткам заявителя.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, их представители извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" указал, что поскольку обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 вышеуказанного Постановления, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. Меры по обеспечению могут быть приняты лишь при наличии достоверных данных об обстоятельствах, которые могут затруднить либо сделать невозможным исполнение судебного акта.
Согласно части 1 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
В пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 АПК РФ), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 настоящего Постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам торгов по продаже арестованного имущества - право на заключение договора долгосрочной аренды участка лесного фонда общей площадью 7371,7 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, Киренская дача, кварталы N N 210-212, 241-243, Карелинское участковое лесничество, Карелинская дача, кварталы NN 11, 12, 23, 47, победителем торгов признано ООО "ЛЕСТРЭЙД" (протокол от 25.03.2014 N 17-П).
Реализованное на торгах имущественное право передано ООО "ЛЕСТРЭЙД" по акту приема-передачи имущественного права от 07.04.2014.
23.04.2014 между ООО "ЛЕСТРЭЙД" и агентством лесного хозяйства Иркутской области заключено Соглашение к договору аренды лесного участка N 9117-15/10 от 14.04.2010, согласно которому права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору переходят к ООО "ЛЕСТРЭЙД" с 25.03.2014.
Согласно пунктам 2.1-2.2 договора аренды лесного участка N 9117-15/10 от 14.04.2010 арендная плата по настоящему договору составляет 584 220 рублей в год, арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными долями в размере ? части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала.
Кроме того, пунктом 2.3. договора предусмотрены обязанности арендатора осуществлять мероприятия по борьбе с незаконными рубками на лесном участке, предоставленном в аренду; информировать арендодателя о случаях обнаружения на лесном участке погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропотагенными воздействиями лесных насаждений в пятидневный срок с даты обнаружения таких насаждений; осуществлять за свой счет меры пожарной и санитарной безопасности, санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов (подпункты з); и); м).
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины, пунктом 61 которых установлено, что при разработке лесосек очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины с соблюдением требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В силу статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и указанным Кодексом. Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 предусмотрено, что данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными
для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а
также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и
обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, следует признать, что использование лесов представляет собой деятельность, специфика которой предусматривает соблюдение требований санитарной и пожарной безопасности в процессе заготовки древесины и проведению рубок.
Учитывая, что невыполнение ООО "ЛЕСТРЭЙД", которому на данный момент передан участок лесного фонда и во владении которого этот участок лесного фонда находится, соответствующих вышеуказанных санитарных и противопожарных мероприятий, может привести к значительному ущербу для лесного фонда, что обеспечительные меры не обеспечивают сохранение баланса интересов сторон, предусматривая лишение ООО "ЛЕСТРЭЙД" права пользования имуществом, при наличии обязанности уплачивать арендную плату, в противном случае, данное имущество фактически изымается из оборота, что негативно повлияет на доходную часть государственных бюджетов, в который уплачивается арендная плата за использование участков лесного фонда, суд первой инстанции правомерно отменил принятые обеспечительные меры.
Относительно довода о том, что отмена обеспечительных мер приведет к необратимому изменению лесного участка, соответственно, к убыткам заявителя, суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель, чьи права нарушены обеспечением иска, после вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда об отказе в удовлетворении иска вправе требовать от лица, по заявлению которого были приняты обеспечительные меры, возмещения убытков в порядке и в размере, которые предусмотрены гражданским законодательством, или выплаты компенсации.
Истец, отмечая, что возникновения негативного влияния на доходную часть бюджета не будет, поскольку он по настоящее время продолжает уплачивать арендные платежи, не указывает на каком законном основании эти платежи производятся.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, статьей 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Определение Арбитражного суда Иркутской области от 17.07.2014 г., принятое по делу N А19-8826/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8826/2014
Истец: ООО "Киренский лесоперерабатывающий комплекс" (ООО "Киренский ЛПК")
Ответчик: ООО "ЛЕСТРЭЙД", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Третье лицо: АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3230/15
26.03.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4351/14
27.01.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-8826/14
24.09.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4351/14