Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2014 г. N Ф03-5844/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А51-12946/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10911/2014
на решение от 03.07.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-12946/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Надел" (ИНН 2543038280, ОГРН 1132543025834, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2013),
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009),
о признании незаконным отказа,
при участии в заседании:
от общества: представитель А.А. Бойко (паспорт, доверенность от 01.03.2014);
от УГА г.Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение, доверенность от 17.12.2013);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Надел" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г.Владивостока"), выраженного в письме от 21.01.2014 N 700/20у, и об обязании УГА г.Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 730 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Карбышева, д.4, для целей, не связанных со строительством (размещение объекта по техническому обслуживанию автомобилей).
Кроме того, общество ходатайствовало о взыскании с УГА г.Владивостока компенсацию за возможное неисполнение судебного акта в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.07.2014 заявленные требования удовлетворены. В рамках восстановления нарушенного права заявителя суд обязал УГА г.Владивостока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для целей, не связанных со строительством, - для размещения объекта по техническому обслуживанию автомобилей ориентировочной площадью 730 кв.м, расположенного в районе ул.Карбышева, д.4 в г. Владивостоке. В удовлетворении ходатайства о взыскании с УГА г.Владивостока 50 000 руб. компенсации за неисполнение судебного акта отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, УГА г.Владивостока настаивает на непредставлении обществом документов, необходимых для работы с заявлением о предоставлении земельного участка, перечень которых приведен в пункте 2.6 Регламента предоставления услуги администрацией г.Владивостока "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории". Считает, что свою обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка может исполнить только в случае представления такой схемы заинтересованным лицом. В отсутствие таких документов, по мнению УГА г.Владивостока, определить фактическое местоположение земельного участка на местности, в том числе его рельеф, наличие красных линий и охранных зон инженерных коммуникаций, а также территориальную зону, в которой находится земельный участок, не представляется возможным.
УГА г.Владивостока считает, что судом первой инстанции неправомерно не принято во внимание, что спорный земельный участок полностью налагается на границы красных линий автодороги, охранную зону линий электропередач напряжением 6 кВ и теплосеть, что препятствует его формированию заявителю.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
25.12.2013 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 730 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Карбышева, 4, для размещения объекта по техническому обслуживанию автомобилей. К указанному заявлению общество приложило копии регистрационных документов, выписку из ЕГРЮЛ и обзорную схему земельного участка.
Заявление общества с пакетом документов направлено департаментом в администрацию г.Владивостока для выбора и формирования земельного участка.
Письмом от 21.01.2014 N 700/20у УГА г.Владивостока отказало в формировании земельного участка со ссылкой на непредставление документов, необходимых для работы с обращением, а именно: топографической съемки местности с нанесенными ограничениями, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в бумажном и электронном виде, сведений о земельном участке и смежных с ним земельных участках в виде кадастрового плана (карты) территории.
Не согласившись с решением УГА г.Владивостока, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции общество уточняло, что земельный участок испрашивается им для целей, не связанных со строительством, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям применяются положения статьи 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 730 кв.м, расположенного в районе ул.Карбышева, д.4 в г.Владивостоке, для размещения объекта по техническому обслуживанию автомобилей.
УГА г.Владивостока формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем, не производилось. Рассмотрев заявление общества, УГА г.Владивостока пришло к выводу об отсутствии в представленном заявителем пакете документов, необходимых для работы с обращением, а именно: топографической съемки местности с нанесенными ограничениями, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в бумажном и электронном виде, сведений о земельном участке и смежных с ним земельных участках в виде кадастрового плана (карты) территории.
Оценивая правомерность запроса указанных документов, коллегия исходит из того, что согласно пункту 3 статьи 34 ЗК РФ единственным документом для предоставления муниципальной услуги является заявление о предоставлении соответствующей услуги, в котором должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Представление иных документов, в том числе указанных в пункте 2.6 Регламента предоставления администрацией г.Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г.Владивостока от 27.12.2010 N 1596 (далее по тексту - "Регламент"), не обязательно, и является правом заявителя.
В силу пунктов 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в том числе представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Поскольку топографическая съемка местности с нанесенными ограничениями, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в бумажном и электронном виде, сведения о земельном участке и смежных с ним земельных участках в виде кадастрового плана (карты) территории не указаны в пункте 2.6 Регламента в качестве обязательных документов для оказания муниципальной услуги, непредставление заявителем таких документов не является основанием для отказа в формировании земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Представленная к заявлению общества обзорная схема с условным обозначением испрашиваемого земельного участка с указанием в заявлении номера кадастрового квартала и адресной привязки, по мнению апелляционной коллегии, позволяла УГА г.Владивостока с достоверностью определить местоположение испрашиваемого участка. Следовательно, у профильных отделов УГА г.Владивостока имелась возможность рассмотреть заявку в соответствии с Регламентом и осуществить проверку градостроительного зонирования, определить наличие красных линий, технических зон инженерных коммуникаций, наличие смежных землепользователей.
С учетом изложенного, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанные документы запрошены УГА г.Владивостока у общества неправомерно.
Вместе с тем при оценке наличия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания решения органа местного самоуправления незаконным, коллегия не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.
Оценив возможность формирования земельного участка, испрашиваемого заявителем, исходя из представленной заявителем обзорной схемы с условным обозначением границ земельного участка и топографических материалов с нанесенными на них градостроительными ограничениями, коллегия установила целый ряд обстоятельств, препятствующих утверждению схемы расположения спорного земельного участка.
Так, согласно представленному в материалы дела ситуационному плану спорный земельный участок полностью попадает в границы красных линий автомобильной дороги.
В силу подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования определяются указанным Кодексом как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Учитывая, что спорный земельный участок полностью расположен в красных линиях автомобильной дороги, его формирование и последующее предоставление заявителю для размещения объекта по техническому обслуживанию автомобилей невозможно.
Кроме того, из топографических материалов коллегией усматривается нахождение в районе ул.Карбышева, 4 подземных линий электроснабжения напряжением 6 кВ и подземной линии связи, а также охранных зон указанных объектов, которые попадают в границы спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
С учетом данной нормы непосредственное нахождение на земельном участке электрического кабеля препятствует формированию земельного участка, в том числе для размещения объекта по техническому обслуживанию автомобилей.
В обоснование возражений на апелляционную жалобу УГА г.Владивостока, заявителем в судебное заседание 18.09.2014 была представлена схема земельного участка площадью 705 кв.м, адресной привязкой по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Карбышева, д.4, в иной конфигурации, отличной от ранее нанесенной на обзорную схему. Схема судебной коллегией приобщена к материалам дела в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 268 АПК РФ.
Уточненная схема представлена заявителем в подтверждение довода о возможности формирования испрашиваемого земельного участка в иных, уточненных границах, исключающих наложение на охранную зону подземных линий электроснабжения напряжением 6 кВ.
Коллегия отклоняет указанный довод общества, как не имеющий правового значения, поскольку даже уточненная заявителем схема не позволяет расположить границы земельного участка без наложения на охранную зону существующей подземной линии связи.
Пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Таким образом, размещение на испрашиваемом земельном участке объекта по техническому обслуживанию автомобилей повлечет нарушение правового режима технических (охранных) зон объектов электросетевого хозяйства и линий связи.
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы в указанной части и приходит к выводу о наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и об отсутствии нарушенных прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г.Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.07.2014 по делу N А51-12946/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12946/2014
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2014 г. N Ф03-5844/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "НАДЕЛ"
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока