г. Владимир |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А43-5427/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.09.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЛС Инвест", г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.07.2014 по делу N А43-5427/2014,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЛС Инвест" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 20.02.2014 N 32-14-БР-29/пн.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "ВЛС Инвест" - Лобова Т.В. по доверенности от 16.07.2014 сроком действия 31.12.2014, Залетов С.Е. по доверенности от 15.07.2014 сроком действия до 31.12.2014.
Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 01592), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило. В отзыве на апелляционную жалобу от 11.09.2014 N 25-28/21343 (входящий N 01АП-5302/14 от 15.09.2014) указывает на рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В связи с осуществлением проверки сведений, содержащихся в поступивших в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее по тексту -Управление) обращений, в адрес общества с ограниченной ответственностью "ВЛС Инвест" (далее по тексту - Общество) Управлением направлено предписание от 27.12.2013 N 32-13-БР-ОЧ-02/1559/1 о предоставлении документов, согласно которому в срок до 23.01.2014 необходимо было представить в Управление учредительные документы Общества; сведения обо всех лицензиях (разрешениях), имеющихся у Общества (с приложением их копий); все договоры доверительного управления ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, договоры займа, иные договоры на оказание услуг, заключенные Обществом с его клиентами; сведения о том, куда Обществом инвестируются денежные средства, полученные от клиентов (с приложением копий всех соответствующих договоров); бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках по состоянию на 30.06.2013 г., 30.09.2013 г.; оборотно-сальдовую ведомость по счетам бухгалтерского учета за период с 14.05.2013 г. по 31.12.2013 г.; рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2013 г.; объяснения по поводу того, на основании каких документов Общество осуществляет деятельность по доверительному управлению денежными средствами.
В ответ на указанное предписание 22.01.2014 Общество представило письмо (вх. N 32-14-БР-281), в котором сообщило об отсутствии лицензий, а также о том, что оно не осуществляет виды деятельности, требующие наличия лицензии. Кроме того, Общество, ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", отказалось предоставить договоры, заключенные с клиентами.
Обществом 06.02.2013 представлены дополнительные документы (вх. N 32-14-БР-586), в том числе, объяснения, касающиеся неосуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, копия устава, а также образцы заключаемых договоров займа и агентских договоров с клиентами.
Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках по состоянию на 30.06.2013, 30.09.2013, оборотно-сальдовая ведомость по счетам бухгалтерского учета за период с 14.05.2013 по 31.12.2013, рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2013 год, а также заключенные договоры с клиентами Общество не представило.
Поскольку в установленный срок требуемые документы представлены не были, уполномоченное должностное лицо Управления в отношении Общества составило протокол от 06.02.2014 N 32-14-БР-50/пр-ап об административном правонарушении и вынесло постановление от 20.02.2014 N 32-14-БР-29/пн о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 11.07.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на не соответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для проведения проверки и обязанности представлять документы, содержащие персональные данные клиентов.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, предписанием от 27.12.2013 N 32-13-БР-ОЧ-02/1559/1 Управление в срок до 23.01.2014 истребовало у Общества его учредительные документы; сведения обо всех лицензиях (разрешениях), имеющихся у Общества (с приложением их копий); все договоры доверительного управления ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, договоры займа, иные договоры на оказание услуг, заключенные Обществом с его клиентами; сведения о том, куда Обществом инвестируются денежные средства, полученные от клиентов (с приложением копий всех соответствующих договоров); бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках по состоянию на 30.06.2013 г., 30.09.2013 г.; оборотно-сальдовую ведомость по счетам бухгалтерского учета за период с 14.05.2013 г. по 31.12.2013 г.; рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2013 г.; объяснения по поводу того, на основании каких документов Общество осуществляет деятельность по доверительному управлению денежными средствами.
В установленный срок бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках по состоянию на 30.06.2013, 30.09.2013, оборотно-сальдовая ведомость по счетам бухгалтерского учета за период с 14.05.2013 по 31.12.2013, рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2013 год, а также заключенные договоры с клиентами Общество не представило.
В соответствии со ст. 61.1. Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее Закон о Банке России) Банк России в целях реализации контрольных и надзорных функций в устанавливаемом им порядке осуществляет действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом "О персональных данных".
В соответствии со ст. 76.7 Закона о Банке России Банк России в установленном им порядке вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и иных лиц необходимую информацию, в отношении которой установлены требования, обеспечивающие ее конфиденциальность, в том числе информацию, содержащую персональные данные и касающуюся деятельности некредитных финансовых организаций (их руководителей, учредителей (участников), и в установленном им порядке осуществлять действия по обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", и проводить проверку достоверности указанных данных.
В соответствии с п. 6.1 ст. 44 Закона рынке ценных бумаг Банк России вправе собирать и хранить информацию, в том числе персональные данные, в связи с осуществлением функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Таким образом, довод Общества относительно отсутствия у него обязанности по представлению Управлению документов, содержащих персональные данные, несостоятелен.
При этом Обществом не были представлены не только договоры заключенные с клиентами, но также и запрошенные бухгалтерские документы (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках по состоянию на 30.06.2013, 30.09.2013, оборотно-сальдовая ведомость по счетам бухгалтерского учета за период с 14.05.2013 по 31.12.2013, рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2013 год).
Согласно пункту 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 46-ФЗ).
Пунктами 5.4.15, 5.17 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, к полномочиям Федеральной службы по финансовым рынкам отнесена выдача предписаний эмитентам; обеспечение своевременного и полного рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Из материалов дела следует, что предписание от 27.12.2013 N 32-13-БР-ОЧ-02/1559/1, за неисполнение которого Общество привлечено к административной ответственности, до настоящего времени им не исполнено.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых мер по исполнению требований предписания Отделения в установленный в нем срок, а также по недопущению правонарушения либо о невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется. Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к ответственности.
Суд первой инстанции, рассмотрев и оценив документы, представленные в материалы дела в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришёл к обоснованному выводу о невыполнении Обществом законного предписания Управления.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав Общества, привлеченного к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении административным органом не допущено.
Исключительных оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции не усматривается.
Учитывая характер совершённого правонарушения и обстоятельства его совершения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для назначения наказания ниже низшего предела.
Доводы Общества об отсутствии оснований для проведения проверки отклонены судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку в материалах дела имеются обращения, в связи с поступлением которых Управление направило Обществу вышеуказанное предписание.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.07.2014 по делу N А43-5427/2014 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЛС Инвест" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5427/2014
Истец: ООО ВЛС Инвест
Ответчик: Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе
Третье лицо: Центральный Банк Российской Федерации