г. Томск |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А27-19715/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от истца без участия (извещен)
от ответчика Понамарев С.В. по доверенности от 07.06.2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2014 года по делу N А27-19715/2013 (судья Н.К. Фуртуна)
по исковому заявлению комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478), г. Кемерово, к обществу с ограниченной ответственностью "Берег" (ОГРН 1044205046841, ИНН 4205071923, с. Березово Кемеровского района Кемеровской области) о взыскании 2 363 482,80 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее также - КУГИ, Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Берег" (далее - Общество, ООО "Берег", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.04.2013 г. по 31.12.2013 г. в размере 2 274 136,42 руб., пени за период с 11.04.2013 г. по 01.01.2014 г. в размере 89 346,38 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2014 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям:
- договором аренды земельного участка N 04-0524-ю/зп от 14.08.2008 г. стороны определили размер арендной платы на основании отчета об оценке его рыночной стоимости.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие стороны.
Представитель Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просит оставить судебный акт без изменения.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 04-0524-ю/зп от 14.08.2008 г., по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование земельный участок, являющийся собственностью Кемеровской области, с кадастровым номером 42:04:0205010:0019, площадью 10.00 га из земель промышленности, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Кемеровская область, Кемеровский район, в границах, указанных в кадастровом плане (схеме границ) земельного участка, прилагаемом (ой) к договору и являющийся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.1. договора, он вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и заключен на срок до 14 июля 2009 года.
Условия договора согласно п. 2.3 применяются к отношениям сторон, возникшим с 14.08.2008 года.
В соответствии с пунктом 7.1 договора договор имеет силу передаточного акта.
Дополнительными соглашениями, подписанными сторонами, от 14.08.2008 г. N 04-0524 ю/зп, N 6 от 13.03.2013 г. до 11.03.2014 г. срок действия договора аренды земельного участка продлевался.
В соответствии с пунктом 3.1. договора, арендная плата за земельный участок составляла 58 781 руб. 25 коп. в месяц. Арендная плата исчисляется с момента фактического пользования участком, указанного в пункте 2.3. договора. Срок внесения арендной платы наступает с момента подписания договора.
Согласно пункту 3.2. договора, арендная плата вносится арендатором ежемесячно в сумме, определенной в пункте 3.1. договора, в срок до 10-го числа месяца, за который производится оплата, путем перечисления на счет.
В соответствии с уведомлениями арендатор извещался об изменении размера арендной платы. Так, уведомлением от 19.11.2010 арендная плата установлена в размере 65 449, 46 руб., Уведомлением от 18.08.11 арендная плата с 16.06.11 увеличена до 252 960, 08 руб.
В связи с неисполнением арендатором условий договора аренды в части оплаты с 01.04.2013 по 31.12.2013 у арендатора образовалась задолженность по расчетам Комитета в размере 2 274 136,42 руб., пени за период с 11.04.2013 г. по 01.01.2014 г. в размере 89 346,38 руб., что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что годовая арендная плата за земельные участки, предоставленные в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами, составляет 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером 42:04:0205010:0019 предоставлен ООО "Берег" в аренду для разработки полезных ископаемых.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующих норм права и фактических обстоятельств.
В соответствии с положениями статьи 606 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Из пункта 4 статьи 421 и пункта 1 статьи 424 ГК РФ следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 г. N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Размер арендной платы, предусмотренный спорным договором, исчислен Комитетом на основании Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утверждённого Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 г. N 62.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009 г., далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, не могут не учитывать принципы и положения, предусмотренные федеральным законом.
Правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 г. N 10034/11 и обязательна для применения при рассмотрении арбитражными судами споров со сходными правоотношениями.
Поскольку перечисленные принципы и ориентиры закреплены в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009 г., ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 г. N 15837/11 по делу N 47-7623/2010, который указал, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Из материалов дела следует, судом установлено и сторонами не оспаривается, что согласно лицензии серии КЕМ N 42016 Обществу предоставлено право пользования недрами - разведки и добычи песчано-гравийной смеси Южного участка Верхотомского месторождения в Кемеровском районе Кемеровской области Российской Федерации. Срок окончания действия лицензии - 31.12.2026 г. (т.д. 1, л.д. 59).
Из содержания спорного договора аренды от 14.08.2008 г. N 04-0524-ю/зп следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:04:0205010:0019 предоставлен пользователю недр в аренду для разработки полезных ископаемых.
Таким образом, указанный земельный участок предоставлен пользователю недр в аренду для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, вступившим в силу 04.08.2009 г., утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 названных Правил, годовая арендная плата за земельные участки, предоставленные в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами, составляет 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано Комитету в удовлетворении его требования о взыскании с ООО "Берег" арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:04:0205010:0019, предоставленный ответчику в аренду для разработки полезных ископаемых, в размере равном рыночной стоимости арендной платы и значительно отличающемся от установленного указанными Правилами размера арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание довод истца о том, что договором аренды земельного участка N 04-0524-ю/зп от 14.08.2008 г. стороны определили размер арендной платы равный рыночному уровню стоимости аренды земельного участка.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установленные по делу обстоятельства, доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении спора, проанализировав расчет истца по задолженности внесения арендной платы и расчет ответчика с учетом названных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, который судом проверен, не оспорен Комитетом, суд первой инстанции правомерно применил ограничение размера арендной платы в силу указанного Постановления N582 и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2014 года по делу N А27-19715/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19715/2013
Истец: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Ответчик: ООО "Берег"