город Омск |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А70-3568/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мироновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8634/2014) общества с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2014 по делу N А70-3568/2014 (судья М.Ю. Бедерина), принятое по иску муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе" (ОГРН 1057200561637; место нахождения: г. Тюмень, ул. Ленина, 57) к обществу с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" (ОГРН 1037739332564; ИНН 7703225956; место нахождения: г. Видное, ул. Донбасская, 2) о взыскании 4 199 863 руб. 19 коп.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" Дубровкиной Е.И. по доверенности N 12-01-14/01ю от 12.09.2014 сроком действия до 12.11.2014,
в отсутствие представителя муниципального казенного учреждения "Комитет по рекламе",
установил:
муниципальное казенное учреждение "Комитет по рекламе" (далее - МКУ "Комитет по рекламе", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" (далее - ООО "АПР-Сити/ТВД", общество, ответчик) о взыскании 4 199 863 руб. 19 коп. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Тюменского области от 30.06.2014 по делу N А70-3568/2014 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 4 199 863 руб. 19 коп. неосновательного обогащения, 43 999 руб. 32 коп. расходов на оплату государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что учреждение является ненадлежащим истцом в настоящем деле. Полагает, что при разрешении настоящего спора подлежал применению Закон Тюменской области N 411 от 05.10.2001, однако судом это обстоятельство не учтено, закон не применен. Также указывает на нарушение судом первой инстанции налогового законодательства и процессуального законодательства о подсудности.
В письменном отзыве на жалобу истец просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, заявленные в жалобе.
МКУ "Комитет по рекламе", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседания суда не обеспечило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя истца.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя ООО "АПР-Сити/ТВД", проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, учреждением и обществом заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 14.09.2007: N 798-Л-127, срок действия которого истёк 27.04.2013; N 4482-К-96, срок действия которого истёк 28.05.2013; NN 1517-Л-112, 1576-Л-113, срок действия которых истёк 21.05.2013; N 4500-Л-84, срок действия которого истёк 04.05.2013; N 3454-Ц-83, срок действия которого истёк 14.05.2013; N 2270-Л-127. срок действия которого истёк 04.05.2013; от 31.07.2007: N 2528-Л-128, срок действия которого истёк 14.05.2013; NN 1497-Ц-97, 4510-Л-129, 800-К-111, срок действия которых истёк 29.06.2013; N 1950-Л-127, срок действия которого истёк от 08.06.2013; N 3180-К-96, срок действия которого истёк 15.06.2013; от 01.06.2007: N 1098-Ц-98, срок действия которого истёк 08.06.2013; N 735-Л-113, срок действия которого истёк 29.06.2013; от 01.04.2007: N 2973-Л-129, 3115-Л-128, 3181-Л-114 срок действия которых истёк 03.02.2013; N 2555-Л-129, срок действия которого истёк 14.05.1013; NN 2753-Л-127, 4490-Л-128, срок действия которых истёк 08.06.2013; NN 3252-Л-112, 4488-К-112, срок действия которых истёк 29.06.2013; N 4465-Л-143 срок действия которого истёк 28.05.2013; N 4489-Л-144, срок действия которого истёк 04.05.2013; N 4493-Л-128, срок действия которого истёк 18.05.2013; NN 1677-Ц-98, 3442-Л-145, срок действия которых истёк 13.04.2013; NN 1570-Л-113, 3133-Л-129, 4499-Л-128, срок действия которых истёк 27.04.2013, от 01.06.2007: N 1091-Ц-98, срок действия которого истёк 08.06.2013; NN 304-Л-128, 673-Ц-82, 799-К-111, 842-Ц-98 срок действия которых истёк 29.06.2013; от 30.06.2008: N 2011-Ц-112 срок действия которого истёк 14.05.2013: от 15.05.2008 N 2089-К-127, срок действия которого истёк 14.05.2013; от 15.04.2007 N 2255-Ц-83, срок действия которого истёк 04.06.2013; от 01.01.2007 N 4838-Л-98, срок действия которого истёк 02.06.2013; от 01.01.2006 N 1486-К-112, срок действия которого истёк 29.06.2013, N 3262-Л-ПЗ срок действия которого истёк 21.05.2013; от 30.06.2008 N 1834-Л-99, срок действия которого истёк 29.06.2013; от 15.04.2006 N 2253-Ц-98, срок действия которого истёк 08.06.2013; от 30.06.2008 NN 2254-Ц-98, 2574-Л-113, 818-Ц-98 срок действия которых истёк 29.06.2013; N 2899-Л-113 срок действия которого истёк 03.02.2013; от 01.04.2007 N 2972-Л-114 срок действия которого истёк 18.05.2013; NN 1817-Ц-112, 2069-Л-ПЗ, 2072-Л-ПЗ, 2073-Л-ПЗ, 2074-Ц-112, 2076-Л-ПЗ, срок действия которых истёк 16.12.2012; от 01.11.2006 NN 3264-Л-84, 3272-Ц-112, срок действия которых истёк 29.06.2013; от 15.08.2006 N 4492-Л-85, срок действия которого истёк 29.06.2013; N 4511-К-96, срок действия которого истек 18.05.2013; от 01.01.2007 N 4837-К-96, срок действия которого истёк 28.05.2013; N 3179-Л-ПЗ, срок действия которого истёк 06.04.2013; от 01.07.2006 N 2271-К-127, срок действия которого истёк 27.04.2013; от 15.12.2007 N 1511-Л-128, от 21.04.2008 N 1519-Л-113, срок действия которого истёк 23.09.2012; от 01.01.2007 N 920-Л-85, срок действия которого истёк 13.04.2013; от 01.12.2005 N 1571-Л-98, срок действия которого истёк 20.04.2013; от 01.05.2008 N 2751-Л-128, срок действия которого истёк 23.09.2012.
По условиям указанных договоров учреждение предоставило обществу право установить и эксплуатировать рекламные конструкции, а общество обязалось установить и эксплуатировать рекламные конструкции по указанным в договорах адресам.
Согласно пунктам 2.2.8 спорных договоров по окончании срока их действия общество обязано самостоятельно демонтировать рекламные конструкции, привести за свой счёт объекты размещения рекламных конструкций в первоначальное состояние с составлением актов демонтажа рекламных конструкций с участием представителя учреждения в 5-дневный срок с момента окончания срока действия договоров.
В Приложениях N 2 к договорам сторонами определён порядок расчёта платы по договорам.
С целью контроля за исполнением обществом обязательств по спорным договорам МКУ "Комитет по рекламе" произвело осмотры рекламных конструкций, сроки договоров на установку и эксплуатацию которых на момент осмотров истекли. Осмотрами установлено, что ООО "АПР-Сити/ТВД" демонтаж рекламных конструкций не произведен.
Как указывает истец, ООО "АПР-Сити/ТВД" использует объекты муниципальной собственности под размещение рекламных конструкций в отсутствие правовых оснований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МКУ "Комитет по рекламе" в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для обращения ООО "АПР-Сити/ТВД" с жалобой, оценив доводы которой, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусмотрено, что данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона о рекламе в целях этого Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Как следует из части 9 указанной статьи, установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Таким образом, размещение любых конструкций наружной рекламы возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.
В силу статьи 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.
В соответствии с пунктом 2 части 18 статьи 19 Закона о рекламе в связи с окончанием срока действия договора разрешение на установку рекламной конструкции подлежит аннулированию.
Частью 21 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
Как следует из части 22 статьи 19 Закона о рекламе, при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Из материалов дела усматривается, что договоры между МКУ "Комитет по рекламе" и ООО "АПР-Сити/ТВД" на установку и эксплуатацию рекламных конструкций прекратили свое действие, разрешения на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций в период времени после истечения срока действия договоров обществом не получены.
Следовательно, на момент обращения учреждения в суд с настоящим иском у ООО "АПР-Сити/ТВД" отсутствовали предусмотренные законом основания на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности.
Апелляционный суд отклоняет как несостоятельный довод жалобы о том, что МКУ "Комитет по рекламе" является ненадлежащим истцом по делу.
На момент заключения спорных договоров, органы местного самоуправления города Тюмени были наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) в части предоставления земельных участков, находящихся под временными постройками, киосками, навесами и другими подобными постройками, а также для возведения данных построек на основании Закона Тюменской области N 511 от 10.11.2006 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2007 год".
Пунктом 1.9 Положения о заключении и исполнении договоров на установку рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности г. Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени N 34-пк от 28.12.2006, заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченной организацией (муниципальное учреждение "Комитет по рекламе") в соответствии с указанным Положением с особенностями, установленными действующими нормативными правовыми актами, при условии наделения органов местного самоуправления г. Тюмени в установленном порядке соответствующими государственными полномочиями.
На основании распоряжения Администрации г. Тюмени N 1358-рк от 23.12.2010 создано МКУ "Комитет по рекламе" путем изменения типа существующего муниципального учреждения "Комитет по рекламе".
Постановлением Администрации г. Тюмени N 36-пк от 14.06.2011 утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории г. Тюмени (далее - Положение N 36-пк), которое определяет, в том числе: порядок заключения и исполнения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципального имущества города Тюмени, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области, при условии наделения органов местного самоуправления города Тюмени в установленном порядке соответствующими государственными полномочиями; порядок осуществления контроля в сфере размещения наружной рекламы.
Согласно пункту 1.1.5 Положения N 36-пк в рамках обеспечения выполнения полномочий Администрации г. Тюмени в сфере размещения наружной рекламы при Администрации г. Тюмени создано МКУ "Комитет по рекламе" (истец).
Согласно пункту 2.1.6 указанного Положения N 36-пк заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области, осуществляется МКУ "Комитет по рекламе" в соответствии с настоящим Положением с особенностями, установленными действующими нормативными правовыми актами, при условии наделения органов местного самоуправления г. Тюмени в установленном порядке соответствующими государственными полномочиями.
Расчет размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций также определяется МКУ "Комитет по рекламе" в соответствии с Методикой расчета платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности города Тюмени, утвержденной решением Тюменской городской Думы N 789 от 11.02.2008 (пункт 2.2.9 Положения N 36-пк).
Кроме того из пункта 4.1.1 Положения следует, что контроль за надлежащим исполнением владельцами рекламных конструкций условий заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах муниципального имущества, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в собственности Тюменской области, при условии наделения органов местного самоуправления г. Тюмени в установленном порядке соответствующими государственными полномочиями осуществляет МКУ "Комитет по рекламе" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и заключенными договорами.
В исковой период органы местного самоуправления города Тюмени были наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) в части предоставления земельных участков, находящихся под временными постройками, киосками, навесами и другими подобными постройками, а также для возведения данных построек на основании Законов Тюменской области N 78 от 03.11.2009, N 62 от 05.07.2013.
При выявлении нарушений условий заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции МКУ "Комитет по рекламе" обязано обеспечить своевременное привлечение соответствующего владельца рекламной конструкции к гражданско-правовой ответственности в соответствии с ГК РФ и заключенным договором (пункт 4.1.2 Положения N 36-пк).
В соответствии с правилами пункта 4.1.3 Положения N 36-пк при неисполнении владельцем рекламной конструкции обязанности по демонтажу рекламной конструкции МКУ "Комитет по рекламе" организует работы по демонтажу рекламной конструкции: предъявляет претензии во внесудебном порядке о применении мер ответственности, установленных договором, и о взыскании расходов, понесенных в связи с демонтажем и транспортировкой к месту хранения, а также о взыскании неосновательного обогащения за период эксплуатации рекламной конструкции; направляет исковые заявления в суд при неисполнении обязательств во внесудебном порядке.
Таким образом, МКУ "Комитет по рекламе" является уполномоченным лицом, которому делегированы полномочия по взысканию неосновательного обогащения за период эксплуатации рекламной конструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В настоящем случае неосновательным обогащением является сбереженная ответчиком плата за размещение рекламных конструкций после истечения срока действия договоров на размещение этих конструкций. Формой возмещения стоимости размещения рекламных конструкций является денежная сумма, равная величине платы, существовавшей в то время и в том месте, когда и где происходило пользование (часть 2 статьи 1105 ГК РФ).
Оценив довод ответчика о нарушении судом первой инстанции налогового законодательства, суд апелляционной инстанции также отклоняет его в силу следующих обстоятельств.
Включение истцом в размер платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) вытекает из положений части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), являющихся обязательными для сторон договора в силу части 1 статьи 422 ГК РФ, и отражает характер названного налога как косвенного.
После введения в действие с 01.01.2001 главы 21 НК РФ налогоплательщики за редким исключением (а с 01.01.2006 без исключений) обязаны вести учет выручки для целей обложения налогом на добавленную стоимость со дня отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), то есть с момента отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности продавца.
При расчете суммы неосновательного обогащения учреждение применило расчет размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который применялся в период действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
При этом основанием для внесения платы является установленный факт использования муниципальных рекламных мест, и действующее законодательство не связывает необходимость внесения платы с обстоятельством эксплуатации рекламной конструкции по назначению, а лишь с фактом использования муниципального имущества для размещения наружной рекламы.
Предъявленная к взысканию с ответчику сумма неосновательного обогащения включает НДС, который является для ООО "АПР-Сити/ТВД" частью цены, подлежащей уплате в пользу МКУ "Комитет по рекламе" по указанным выше основаниям. Не осуществляя оплату, общество фактически неосновательно пользовалось не суммой, подлежащей перечислению в бюджет в виде НДС, а денежными средствами истца.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку ответчиком своевременно не исполнена обязанность по демонтажу рекламных конструкций, требования МКУ "Комитет по рекламе" о взыскании с ООО "АПР-Сити/ТВД" неосновательного обогащения в заявленном размере обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод жалобы ООО "АПР-Сити/ТВД", в котором ответчик ссылается на нарушение судом первой инстанции правил подсудности, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Условия определения подсудности дел арбитражным судам установлены в параграфе 2 главы 4 АПК РФ.
Общее правило территориальной подсудности дел арбитражного суда закреплено в статье 35 АПК РФ и заключается в том, что иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Как следует из материалов дела, ООО "АПР-Сити/ТВД" зарегистрировано по адресу: Московская область, г. Видное, ул. Донбасская, 2. Данное юридическое лицо филиалов и представительств на территории Тюменской области не имеет.
Спорные договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подписаны генеральным директором ответчика, а не руководителем какого-либо филиала или представительства, ссылки на положение о филиале или представительстве и, соответственно, объем правомочий такого подразделения в договорах не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Договоры заключены МКУ "Комитет по рекламе" с ООО "АПР-Сити/ТВД", местом нахождения которого является Московская область.
Часть 4 статьи 36 АПК РФ предоставляет истцу право предъявления иска, вытекающего из договора, в котором указано место его исполнения, в арбитражный суд по месту исполнения договора.
По смыслу названной нормы права иск может быть предъявлен по месту исполнения договора, которое может не совпадать с местом нахождения ответчика, при условии, что в договоре прямо указано место его исполнения обязанной стороной.
При этом, как следует из буквального толкования приведенной нормы, для ее применения необходимо прямое указание в договоре на место его исполнения.
Пунктами 1.1, 1.2 и Приложениями к спорным договорам, заключенным истцом и ответчиком, согласовано размещение рекламы на объектах, имеющих конкретные адреса в г. Тюмени.
Согласно статье 316 ГК РФ если место исполнения не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение должно быть произведено по денежному обязательству в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства, а если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения в момент возникновения обязательства.
Таким образом, место исполнения обязательства по предоставлению мест для рекламы и место исполнения денежных обязательств совпадают, в связи с чем иск правомерно предъявлен и рассмотрен по месту исполнения обязательств.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 30 июня 2014 года по делу N А70-3568/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Л. И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3568/2014
Истец: муниципальное казенное учреждение "Комитет по рекламе"
Ответчик: ООО "АПР-Сити/ТВД"