г. Саратов |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А12-32333/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Ф.И. Тимаева, Т.В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2014 по делу N А12-32333/2013, судья Пятернина Е.С.,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтаир", г. Волгоград, ул. Циолковского, 18 (ИНН 3445012486, ОГРН 1023403851272)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Ткачёва, 20Б (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:
Правительство Волгоградской области, г. Волгоград, пр. Ленина, 9,
администрация города Волгограда, г. Волгоград, ул. Володарского, 5,
муниципальное унитарное предприятие "Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации", г. Волгоград, ул. 51 Гвардейская, 1,
министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15,
об изменении кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" (далее - ООО "Альтаир, истец) с иском к Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62, площадью 2476, 0 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волгоград, улица Циолковского, 18, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 6.000.000 рублей.
Решением от 17 февраля 2014 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-32333/2013 исковые требования удовлетворены.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62, площадью 2476, 0 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волгоград, улица Циолковского, 18, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 6.000.000 рублей.
Кроме того, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области внести в Реестр рыночную стоимость земельного участка в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62, площадью 2476, 0 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волгоград, улица Циолковского, 18, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 6.000.000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация г. Волгограда обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в нарушение требований статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не проведена экспертиза отчета об оценке спорного земельного участка.
Данное обстоятельство, по мнению подателя апелляционной жалобы, свидетельствует о неподтвержденности достоверности оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, поэтому у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Кроме того, по мнению администрации, в нарушение положений ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заказчиком оценки выступает арендатор земельного участка, а не орган местного самоуправления, который осуществляет распоряжение спорным земельным участком, в связи с чем заявитель также считает отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка недействительным.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62, площадью 2476, 0 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волгоград, улица Циолковского, 18, на основании договора аренды от 16.12.2004 N 5614.
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что в связи с вступлением в силу 10.12.2012 Постановления Губернатора Волгоградской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" от 20.11.2012 N 1130, изменилась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62 и составляет 38.392.633, 16 рублей.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету от 13.11.2013 N 067-ЗУ/11-2013, составленному МУП "Центральное межрайонное БТИ", по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62 составляет 6.000.000 руб.
Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка в части определения его кадастровой стоимости существенно превышают рыночную стоимость земельного участка, поэтому истец, считая, что кадастровая оценка спорного земельного участка нарушает его права, обратился в суд с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, полностью удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную не противоречит действующему законодательству.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск к органу кадастрового учета.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
В Постановлении N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2014 года по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос:
"Соответствует ли Отчет N 067-ЗУ/11-2013 от 13.11.2013 года подготовленный МУП "Центральное межрайонное БТИ" Федеральному закону N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" и федеральным стандартам оценки, в случае не соответствия установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского, 18, площадью 2476 кв.м. по состоянию на 01.01.2010 года".
Согласно заключению эксперта N 15-08/14 от 15.08.2014 года представленный отчет N 067-ЗУ/11-2013 требованиям Федерального закона N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" и федеральным стандартам оценки не соответствует.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62 расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского, 18, площадью 2476 кв.м. по состоянию на 01.01.2010 года составляет 10.448.720 (десять миллионов четыреста сорок восемь тысяч семьсот двадцать) рублей.
Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (часть 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В силу положений статьи 16 указанного Закона, эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
В заключении, должны быть отражены объекты исследований, содержание и результаты исследований (пункты 6, 7 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), оценка результатов исследований, выводы и их обоснование (пункт 8 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленное заключение эксперта отвечает требованиям, предъявляемым к составлению такого роду документам, содержит сведения об эксперте, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации о даче заведомо ложного заключения.
Данное заключение содержит исследовательскую часть с описанием объекта исследования, методики расчета с указанием методов оценки, является полным, ясным, содержит оценку результатов исследований, однозначные выводы и их обоснование.
По результатам исследования экспертного заключения суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62 расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского, 18, площадью 2476 кв.м. по состоянию на 01.01.2010 года составляет 10.448.720 (десять миллионов четыреста сорок восемь тысяч семьсот двадцать) рублей.
Доказательств иной рыночной стоимости земельного участка податели жалоб не представили, ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявили.
Истцом также не заявлено возражений против рыночной стоимости участка, установленной экспертом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что требование истца об обязании органа кадастрового учета внести кадастровую стоимость земельного участка подлежат удовлетворению с учетом результата проведенной по делу судебной экспертизы.
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" Федеральной кадастровой палате переданы полномочия органа кадастрового учета.
Из правоустанавливающих документов Федеральной кадастровой палаты усматривается, что она осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик.
В соответствии с частью 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы администрации об отсутствии полномочий у арендатора на заключение договора на проведение оценки со ссылкой на положения ст. 10 Закона об оценочной деятельности, отклоняются апелляционным судом.
Определение рыночной стоимости земельного участка путем заключения договора на проведение оценки с целью последующих действий по изменению кадастровой стоимости является правом лица, обязанного уплачивать за использование земли соответствующие платежи (земельный налог, арендную плату).
В силу п. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Таким образом, арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные ст. 40 Земельного кодекса РФ, в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (подпункт 4 пункта 1), поэтому арендатор вправе заключать договор с оценщиком на проведение оценки наряду с собственником земельного участка.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 февраля 2014 года по делу N А12-32333/2013 изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62 расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского, 18, площадью 2476 кв.м. в размере 10.448.720 (десять миллионов четыреста сорок восемь тысяч семьсот двадцать) рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области внести рыночную стоимость земельного участка в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:050031:62 расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Циолковского, 18, площадью 2476 кв.м. в размере 10.448.720 (десять миллионов четыреста сорок восемь тысяч семьсот двадцать) рублей.
Финансово-экономическому отделу Двенадцатого арбитражного апелляционного суда перечислить с депозитного счета Двенадцатого арбитражного апелляционного суда на счет общества с ограниченной ответственностью "Кредитные системы - Волгоград" 10.000 руб. за проведение экспертизы по делу N А12-32333/2013.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-32333/2013
Истец: ООО "АльТаир"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Волгоградской области
Третье лицо: Администрация г. Волгограда, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, МУП ЦМБТИ г. Волгограда, ООО "Кредитные системы-Волгоград", Правительство Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области