г. Челябинск |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А07-7877/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2014 по делу N А07-7877/2014 (судья Азаматов А.Д.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - заявитель, управление, ГУ УПФР в Советском районе г. Уфы, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Транстерминал" (далее - заинтересованное лицо, общество, страхователь, ООО "Транстерминал") финансовых санкций в размере 557274,3 руб. за представление недостоверных сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 9 месяцев 2013 года.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2014 (резолютивная часть решения объявлена 17.07.2014) в удовлетворении требований заявителя отказано.
ГУ УПФР в Советском районе г. Уфы, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на наличие оснований для взыскания с общества заявленной суммы финансовых санкций. Обращает внимание на то, что в установленный законом срок (14.11.2013) заявителем представлена недостоверная отчетность за 9 месяцев 2013 года. В последующем заявителю неоднократно представлялся срок для устранения нарушения (до 01.12.2013, 17.12.2013 и 31.12.2013), однако представленная заявителем в указанные сроки (29.11.2013, 16.12.2013 и 30.12.2013) уточненная отчетность также содержала недостоверные сведения. Исправленная отчетность представлена обществом лишь 14.01.2014. Обращает внимание на то, что оспоренным решением заявитель привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений 14.11.2013. Ссылается на наличие негативных последствий допущенного заявителем правонарушения для застрахованных лиц.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От управления в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобе без участия его представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.
В представленном обществом в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу, страхователь против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Транстерминал" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020203234380 и поставлено на учет в качестве страхователя в ГУ УПФР в Советском районе г. Уфы (регистрационный номер 002-878-007370).
14.11.2013 обществом представлены в управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 9 месяцев 2013 года.
При проверке указанных сведений Фондом выявлены ошибки, что подтверждается протоколом проверки документов страхователя от 16.11.2013 N 2000/2013/2084870. В этой связи, как указывает заявитель, обществу неоднократно предоставлялся дополнительный срок для устранения нарушений (до 01.12.2013, 17.12.2013 и 31.12.2013).
Протоколами проверки документов страхователя от 02.12.2013 N 2000/2013/2094337, от 16.12.2013 N 2000/2013/2101467, от 31.12.2013 N 2000/2013/2105642, от 09.01.2014 N 2000/2014/2106596, от 09.01.2014 N 2000/2014/2106571 и от 11.01.2014 N 2000/2014/2109240 зафиксированы факты представления заинтересованным лицом уточненной отчетности, содержащей иные недостоверные сведения.
14.01.2014 заявителем составлен протокол проверки документов страхователя N 2000/2014/2112021, которым зафиксирован факт представления заявителем 14.01.2014 исправленной отчетности за 9 месяцев 2013 года. Какие-либо замечания к указанной отчетности в протоколе не приведены.
30.12.2013 ГУ УПФР в Советском районе г. Уфы составлен акт N 822 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, копия которого направлена заявителю 30.12.2013. Акт содержит сведения о не представлении заявителем исправленной отчетности за 9 месяцев 2013 года в установленный дополнительно срок.
Решением от 05.02.2014 N 822 ООО "Транстерминал" привлечено к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление неполных и (либо) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 9 месяцев 2013 года в виде штрафа в размере 557274,3 руб. Пунктом 2 решения обществу предложено уплатить штраф добровольно. Решение вынесено в присутствии представителя заявителя. Копия решения вручена представителю заявителя 05.02.2014, о чем в решении имеется соответствующая отметка.
05.03.2014 заявителем вынесено требование N 737 об уплате страхователем финансовых санкций в добровольном порядке в течение 10 календарных дней с момента получения требования. Требование направлялось страхователю по почте 05.03.2014 (что подтверждено реестром исходящей корреспонденции с отметкой органа связи), однако, исполнено не было.
Неисполнение обществом требования об уплате финансовой санкции в пенсионный фонд за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в добровольном порядке, явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления обществу финансовых санкций.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Частями 4, 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Такие сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями, могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с конкретными страхователями (ст. 8 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192-п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению.
Согласно п.п.1, 2 ст.11, ст.15 Закона N 27-ФЗ, п.30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу с п.34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ фонду предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В силу ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, как следует из п.16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", по смыслу ст.17 Закона N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, вовремя не представлены страхователем либо представлены неполные и (или) недостоверные.
Взыскание указанных финансовых санкций производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ст.17 Закона N 27-ФЗ, п.7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров").
Из материалов дела следует, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 9 месяцев 2013 года представлялись заинтересованным лицом в установленный срок - 14.11.2013. Однако, эти сведения не были приняты управлением в связи с необходимостью их корректировки. Представленные обществом в установленный заявителем двухнедельный срок, а также в дополнительно установленные сроки сведения за 9 месяцев 2013 года также содержали недостоверные сведения, что подтверждено соответствующими протоколами проверки представленных сведений. Фактически в окончательном виде сведения представлены обществом лишь 14.01.2014. Как следует из содержания мотивировочной части оспоренного решения от 05.02.2014 N 822, именно не устранение обществом нарушений в установленный Фондом срок послужило основанием для привлечения заявителя к ответственности.
Однако, ответственность за непредставление в двухнедельный срок уточненных сведений индивидуального (персонифицированного) учета законодательством не предусмотрена.
В силу ст.15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление обществом необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования корректирующих сведений во исполнение требований фонда позже установленного срока не образует состав правонарушения, предусмотренного с ч.3 ст.17 Закона N 27-ФЗ.
Кроме того, фактические обстоятельства, в связи с которыми к заинтересованному лицу применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств. В акте проверки, являющимся итоговым актом контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию, то есть начинается процесс привлечения к ответственности. В акте проверки и в решении о привлечении страхователя к ответственности должны быть отражены все обстоятельства совершения правонарушения, имеющие значение для правильной квалификации выявленного нарушения и для разрешения вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, включая объективную и субъективную стороны правонарушения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п.2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Такая позиция неоднократно высказывалась Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 07.06.2000 N 10-П, от 27.04.2001 N 7-П, от 17.07.2002 N 13-П, определение от 09.04.2003 N 172-О).
Содержание акта и решения, составленных заявителем, позволяет сделать вывод о неосуществлении управлением анализа фактических обстоятельств. В указанных актах заявителем сделана лишь общая ссылка на наличие расхождений в формах отчетности АДВ-6-2, СЗВ-6-4 и РСВ-1 в части несоответствия ФИО страховому номеру по застрахованным лицам, превышения предельной величины базы начисления страховых взносов по одному застрахованному лицу, а также неверного разнесения суммы уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии. При этом не отражены конкретные нарушения, допущенные заявителем при первоначальном и последующем представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета применительно к каждому застрахованному лицу. Это обстоятельство исключает возможность проверки правильности расчета финансовых санкций. Кроме того, в этих актах отсутствует оценка действий общества на предмет наличия его вины в совершенном правонарушении, что свидетельствует о неустановлении всех признаков состава вмененного обществу правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях заинтересованного лица состава вменяемого ему правонарушения, что влечет отказ в удовлетворении заявленного требования о взыскании финансовой санкции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2014 по делу N А07-7877/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7877/2014
Истец: ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан
Ответчик: ООО "Транстерминал"