г. Санкт-Петербург |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А56-78139/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: представителя Масловой А.А. (доверенность от 29.10.2013)
от ответчика: не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17240/2014) Правительства Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2014 по делу N А56-78139/2013 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Кедр"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, Ленинградский областной Комитет по управлению государственным имуществом
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - ООО "Кедр", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области (далее - Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 4926 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Куйвози, ул. Привокзальная, участок N 2 с кадастровым номером 47:07:0104001:122 равной рыночной стоимости в размере 7 400 000 руб.,
- земельного участка площадью 4919 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Васкелово, Вокзальная площадь, участок N 6 с кадастровым номером 47:07:0201033:69 равной рыночной стоимости в размере 7 200 000 руб. (далее - участки) и обязании Кадастровой палаты внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда от 27.12.2013 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра), Правительство Ленинградской области (далее - Правительство), Ленинградский областной Комитет по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество).
При рассмотрении дела по ходатайству истца определением от 25.03.2014 была назначена оценочная экспертиза для определения размера рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007, проведение экспертизы было поручено эксперту Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Алехину Юрию Викторовичу.
На основании результатов проведенной экспертизы истец уточнил исковые требования, просил: установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4926 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Куйвози, ул. Привокзальная, участок N 2, с кадастровым номером 47:07:0104001:122, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 7 123 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4919 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Васкелово, Вокзальная площадь, участок N 6, с кадастровым номером 47:07:0201033:69, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 7 113 000 руб.; обязать Кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 4926 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Куйвози, ул. Привокзальная, участок N 2, с кадастровым номером 47:07:0104001:122, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 7 123 000 руб., в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда; обязать Кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 4919 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Васкелово, Вокзальная площадь, участок N 6, с кадастровым номером 47:07:0201033:69, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 7 113 000 руб., в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 112 т.2).
Изменение предмета исковых требований было принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 4926 кв.м с кадастровым номером 47:07:0104001:122, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Куйвози, ул. Привокзальная, участок N 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 7 123 000 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Правительство подало апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение судом норм материального права, просило решение в части удовлетворенных требований отменить, в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, решение суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной без соблюдения административной процедуры установления кадастровой стоимости принято с нарушением компетенции органов исполнительной власти и норм, регламентирующих порядок определения кадастровой стоимости.
Общество в отзыве на жалобу просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Леноблкомимущество в отзыве на жалобу просило решение отменить, в иске отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, полагая решение суда законным и обоснованным, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Ответчик, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 (ред. от 24.03.2011) при отсутствии возражений сторон по проверке судебного акта в обжалуемой части до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не выходит за пределы апелляционной жалобы (за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 21.12.2012 и от 02.04.2013 (т.1 л.д. 119, 144) Общество является собственником следующих объектов недвижимости:
- здания магазина стройхозтоваров площадью 588,6 кв.м, инв. номер 481 К4, литер В, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Куйвози, ул. Привокзальная, участок N 2;
- здания магазина стройхозтоваров площадью 957,5 кв.м, инв. номер 1381 В1, литер Ж, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Васкелово, Вокзальная площадь, участок N 6.
Здание магазина стройхозтоваров, инв.N 481 К4, расположено на земельном участке площадью 4926 кв.м по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Куйвози, ул. Привокзальная, участок N 2 с кадастровым номером 47:07:0104001:122 (далее - участок 1); здание магазина стройхозтоваров площадью 957,5 кв.м, инв.N1381 В1, расположено на земельном участке площадью 4919 кв.м по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Васкелово, Вокзальная площадь, участок N 6 с кадастровым номером 47:07:0201033:69 (далее - участок 2).
Согласно выпискам из протокола заседания межведомственной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 20.03.2013 и от 05.06.2013 по результатам рассмотрения заявлений Общества приняты решения о предоставлении Обществу участка 1 и участка 2 в собственность за плату для эксплуатации зданий магазинов стройхозтоваров по цене, составляющей 15% кадастровой стоимости земельных участков (л.д. 115, 140 т.1).
Постановлением правительства Ленинградской области от 28.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N356) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области.
По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007 установлены следующие значения кадастровой стоимости участков: в отношении участка 1 - 20 351 522 руб. 70 коп.; в отношении участка 2 - 19 700 053 руб. 91 коп.
Как указало Общество, установленная по результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость участков не соответствует их рыночной стоимости, в подтверждении чего истец представил информационное письмо ООО "Эккона-Оценка" (т. 1 л.д. 85-106).
Сославшись на существенное превышение кадастровой стоимости участков над их рыночной стоимостью, нарушение прав Общества как покупателя участков, для которого выкупная стоимость рассчитывалась исходя из кадастровой стоимости участков, а также прав потенциального плательщика налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости участков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции счел требования в отношении участка 1 обоснованными, в отношении участка 2 в иске отказал по причине аннулирования его государственного учета. Истец выводы суда не оспорил.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения в этой части и удовлетворения апелляционной жалобы, принимая во внимание следующие обстоятельства и руководствуясь нормами действующего законодательства, подлежащими применению с учетом предмета спора.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1.1 указанной статьи продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Постановлением правительства Ленинградской области от 17.09.2012 N 293 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" определено, что цена земельных участков из состава государственных земель, государственная собственность на которые не разграничена при их продаже в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в виде обусловленного процента от кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) оговорено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), введенной в действие Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Поэтому рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
В целях определения рыночной стоимости земельных участков в рамках настоящего дела была проведена оценочная экспертиза. Согласно заключениям эксперта от 07.04.2014 N N 154-06-00217/2-14, 154-06-00217/1-14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:01040012:122 (участок 1) составила 7 123 000 руб., с кадастровым номером 47:07:0201033:69 (участок 2) составила 7 113 000 руб. (л.д. 6 - 107 т.2).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование об установлении кадастровой стоимости участка 1 в размере его рыночной стоимости 7 123 000 руб.
В удовлетворении иска в части требования об обязании органа кадастрового учета внести кадастровую стоимость участка в размере рыночной по состоянию на 01.01.2007 правомерно отказано по изложенным судом основаниям, на данные выводы суда возражения Обществом не заявлены.
Также не оспорены выводы суда первой инстанции в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0201033:69 (участка 2).
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на применении норм действующего законодательства и соответствуют правоприменительной практике по данной категории споров, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
Оснований для отмены законного и обоснованного решения не имеется, в силу чего апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку не могут быть приняты в качестве обстоятельств, влияющих на результаты рассмотрения спора, приведенные Правительством в апелляционной жалобе доводы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 мая 2014 года по делу N А56-78139/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78139/2013
Истец: ООО "Кедр"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Ленинградский областной Комитет по управлению государственным имуществом, Правительство Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Городское учереждение судебной экспертизы, Ленинградская областная торгово-промыгленная палата, ООО " Эккона-Оценка", ООО "Центр независимой профессиональной экспертизы"ПетроЭксперт", ООО "Центр судебной экспертизы"
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17240/14