город Москва |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А40-181958/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 26.09.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей Кузнецовой Е.Е., Барановская Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДГИ г. Москвы, Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "30" июня 2014 г. по делу N А40-181958/13, принятое судьей Махалкиным М.Ю., по иску ООО "МБМ-недвижимость" (ОГРН 1097746090562) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1027700485757) третьи лица: 1) Управление Росреестра по Москве, 2) Правительство Москвы, 3) ДГИгМ об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
при участии в судебном заседании:
от истца: Гришин С.А. по доверенности от 25.08.2013;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) Шестерикова А.В. по доверенности от 02.06.2014, 3) Шестерикова А.В. по доверенности от 27.12.2013;
ООО "МБМ-недвижимость" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - ответчик) об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с общей площадь 15660 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0002005:1020, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Грайвороновская, вл. 4, указав кадастровую стоимость данного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 94 671 000 рублей, определённой по состоянию на 01.01.2013 г. (С учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ).
Требования заявлены со ссылкой на п.3 ст. 66 Земельного Кодекса, ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2014 года требования истца удовлетворены.
С решением суда первой инстанции не согласились Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы, подали апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не учел, что избранный Обществом способ защиты права не соответствует действующим нормам Закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Кроме того, истец является арендатором земельного участка в связи с чем, отчет об установлении рыночной стоимости арендованного участка не может быть признан достоверным доказательством действительной рыночной стоимости.
Представитель заявителей в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Истец с решением суда согласен, просил оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчики ФГБУ "ФКП Росреестра" и Росреестр и другие третьи лица в судебном не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, и между истцом и Департаментом земельных ресурсов города Москвы заключён договор аренды земельного участка N М-04-036897 от 13.03.2012 г., в соответствии с которым истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002005:1020, общей площадью 15660 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Грайвороновская, вл. 4, для эксплуатации административных и производственных зданий, сроком до 12.01.2061 г.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно п. 1 указанной статьи, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ от 25.07.98г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из указанной нормы права следует, что под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена продажи объекта оценки на открытом рынке в условиях конкуренции.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом, как указано в данном постановлении, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с Отчётом об оценке N 14К-1604 от 16.04.2014 г., составленным независимым оценщиком ООО "ОЦЕНЩИК", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002005:1020 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 94 671 000 рублей.
Согласно Экспертному заключению N 1944-1/2014 от 06.06.2014 г., составленному ООО "Российское общество оценщиков", Отчёт N 14К-1604 от 16.04.2014 г. соответствует требованиям закона "Об оценочной деятельности в РФ" N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. и Федеральным стандартам оценки ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3 и может использоваться в качестве доказательства, подтверждающего реальную рыночную стоимость объекта оценки; итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки в размере 94 671 000 рублей подтверждается и является действительной рыночной стоимостью.
Ответчик и третьи лица оценку не оспорили, доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представили.
Доводы апелляционной жалобы заявителей судебная коллегия не принимает, поскольку как следует из договора аренды земельного участка земельного участка N М-04-036897 от 13.03.2012 г. (п.3) изменение размера арендной платы происходит без воли сторон наступившим событием, а именно: централизованным изменением ставок арендной платы уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и (или) Москвы, и не требует внесения изменений в договор.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Следовательно, если арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что истец, будучи арендатором земельного участка, не вправе защищать свои права посредством оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, поскольку права и обязанности истца напрямую зависят от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Так, по смыслу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. При этом оспорить результаты определения кадастровой стоимости позволяет норма абз. 1 ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Причем несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права, в т.ч. арендатора указанного земельного участка как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от его кадастровой стоимости.
Поскольку результатом деятельности по определению кадастровой стоимости является внесение в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, то оспаривание результата определения кадастровой стоимости земельного участка должно происходить посредством иска, направленного на установление судом иного результата определения кадастровой стоимости земельного участка, определенного на основании его действительной рыночной стоимости; сторонами такого иска являются лица, чьи имущественные права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости спорного земельного участка (например, плательщик и получатель земельного налога; публичное образование - собственник земельного участка и обратившиеся за его выкупом собственник расположенного на нем здания; плательщик и получатель арендной платы, ставка которой определена в процентах от его кадастровой стоимости, др.).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по настоящему делу иск заявлен надлежащим истцом, заинтересованным в оспаривании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель, которому законом предоставлено право такого оспаривания; выбранный истцом способ защиты является надлежащим.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенных обстоятельств, из совокупности представленных по делу доказательств судом первой инстанции дана оценка всем доводам истца, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.110,176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "30" июня 2014 г. по делу N А40-181958/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я.Сумарокова |
Судьи |
Е.Е.Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181958/2013
Истец: ООО "МБМ-недвижимость"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство г. Москвы, Правительство Москвы, Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве