г. Москва |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А41-52637/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
от Шестеркина Олега Николаевича: не явились, извещены,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года по делу N А41-52637/13, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по иску Шестеркина Олега Николаевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием в деле в качестве третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Воскресенского муниципального района Московской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области, Администрации сельского поселения Фединское, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Шестеркин Олег Николаевич (далее - Шестеркин О.Н., истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО, ответчик, кадастровая палата) с требованиями:
- признать несоответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующему виду разрешенного использования - дачное строительство, в размере 2402,59 руб. за 1 кв.м., и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 2986419,37 руб. земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:120, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, с/п Фединское, дер. Чаплыгино, примерно 193 м. на юго-восток от дома N 27;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости в размере 2986419,37 руб. и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402,59 руб. за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:120, расположенного по адресу: Московская область, Воскресенский район, с/п Фединское, дер. Чаплыгино, примерно 193 м. на юго-восток от дома N 27;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:120, исходя из рыночной стоимости участка в размере 295000 руб., что соответствует удельному показателю рыночной стоимости (округленно) в размере 237,33 руб./кв.м., с 13.03.2012 г. по 06.12.2013 г.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области, Администрация сельского поселения Фединское.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме (том 3, л.д. 82-88).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 3, л.д. 92-96).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что апелляционная жалоба Министерства имущественных отношений Московской области подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Шестеркину О.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:29:0060221:120, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.10.2009 г. серии 50-НД N 138275 и выпиской из ЕГРП от 01.03.2013 г. N 01/001/2013-22763 (регистрационная запись N 50-50-62/048/2009-255 от 09.09.2009 г.).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 18.02.2013 г. N МО-13/ЗВ-154601 земельный участок с кадастровым номером 50:29:0060221:120 имеет площадь 1243 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 193 м. от ориентира по направлению на юго-восток. Московская область, Воскресенский район, с/пос Фединское, дер. Чаплыгино, дома N 27, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для дачного строительства", земельный участок поставлен на государственный кадастровый 12.09.2008 г., образован из земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:42. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2986419,37 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 2402,59 руб.
Согласно акту об определении кадастровой стоимости земельного участка, утвержденному 05.12.2012 г., на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.2009 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 2986419,37 руб., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 2402,59 руб.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, установленные актом об определении кадастровой стоимости экономические показатели земельного участка, внесены в государственный кадастр недвижимости 13.03.2012 г.
Между тем, согласно отчету независимого оценщика - ООО "Премьер-оценка" N ПО-Н-3176.21\08-13 от 29.08.2013 г. на дату 13.03.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:120 составляла 295000 руб.
Ссылаясь на то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, Шестеркин О.Н. обратился в суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, исходил из того что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости. При этом судом области была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.07 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Из материалов дела следует, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
На основании указанного распоряжения установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 2986419,37 руб., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 2402,59 руб.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от N 564-РМ 26.11.13, вступившим в силу с 01.01.14, была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, на основании которой установлена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку при наличии новой кадастровой стоимости, изменения сведений о ней за прошедшие периоды незаконно.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 апреля 2014 года N ВАС-4160/14 по делу N А11-1051/2013, от 10 февраля 2014 года N ВАС-135/14 по делу N А57-1910/2012, от 09 октября 2013 года N ВАС-8076/13 по делу N А27-16264/2012.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года по делу N А41-52637/13 подлежит отмене, а в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года по делу N А41-52637/13 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52637/2013
Истец: Шестеркин Олег Николаевич
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Мосоквской обалсти
Третье лицо: Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Фединское, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Управление Росреестра по Мосоквской области