город Омск |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А46-3002/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-8680/2014, 08АП-10152/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, Управление, третье лицо), а также крестьянского (фермерского) хозяйства "Горячий ключ" (далее - КФХ "Горячий ключ", заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 04.07.2014 по делу N А46-3002/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое
по заявлению КФХ "Горячий ключ" (ОГРН 1025501864519, ИНН 5528008568)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, заинтересованное лицо),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Омской области,
о признании незаконным бездействия государственного органа,
при участии в судебном заседании представителей:
от ТУ Росимущества в Омской области - Усько М.П. по доверенности N 34-Д от 15.01.2014 сроком действия по 31.12.2014 (удостоверение);
от КФХ "Горячий ключ" - Щербак Ю.С по выписке из ЕГРЮЛ (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Жихаренко Д.А. по доверенности от 22.08.2014 сроком действия 1 год (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Росимущества - представитель не явился, лицо о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Горячий ключ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившегося в непринятии решения о предоставлении КФХ "Горячий ключ" земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, общей площадью 99 671 164 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения, по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Кроме того, заявитель просил обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принять решение о предоставлении КФХ "Горячий ключ" в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, общей площадью 99 671 164 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения, без публикации в СМИ и в сети "Интернет" и без проведения торгов, а также оформить и направить в адрес КФХ "Горячий ключ" договор аренды сроком на 49 лет и акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, общей площадью 99 671 164 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.07.2014 требования заявителя удовлетворены частично, бездействие Росимущества, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению КФХ "Горячий Ключ" от 10.02.2014 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", признано незаконным, на заинтересованное лицо возложена обязанность принять решение по заявлению КФХ "Горячий Ключ" от 10.02.2014 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, а также на то, что нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О ведении крестьянского (фермерского) хозяйства", предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поэтому обращение КФХ "Горячий ключ" о предоставлении в аренду земельного участка в установленный законодательством срок должно быть принято к рассмотрению заинтересованным лицом.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя об обязании Росимущества оформить и направить КФХ "Горячий Ключ" договор аренды сроком на 49 лет и акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность заключить такой договор возникнет у заинтересованного лица в случае принятия положительного решения по заявлению КФХ "Горячий Ключ" от 10.02.2014 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также из того, что разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, пока не доказано обратного.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Омской области и КФХ "Горячий ключ" обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение Арбитражного суда Омской области от 04.07.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
При этом податели апелляционных жалоб ссылаются на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Обосновывая заявленные в апелляционной жалобе требования об отмене решения суда первой инстанции и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, Управление настаивает на том, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах, а также на том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю без проведения торгов, поскольку заявления о предоставлении такого участка поступали также и от иных лиц.
КФХ "Горячий ключ" в апелляционной жалобе, указывая на необходимость отмены решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования об обязании заинтересованного лица принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 без публикации в СМИ и в сети "Интернет" и без проведения торгов и об обязании оформить и направить в адрес КФХ "Горячий ключ" договор аренды сроком на 49 лет и акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, ссылается на то, что решение вопроса о предоставлении участка не зависит от позиции государственного органа, а также на то, что все условия, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", заявителем соблюдены, заявки на предоставление земельного участка, поданные иными лицами, содержат требования в отношении иных объектов недвижимости, поэтому результатом рассмотрения заявления КФХ "Горячий ключ" от 10.02.2014 может быть только предоставление последнему испрашиваемого земельного участка в аренду. По мнению заявителя, суд первой инстанции фактически не устранил допущенные нарушения прав и законных интересов КФХ "Горячий ключ" и не разрешил возникший спор в полном объеме.
До начала судебного заседания заявителем также представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Омской области, в котором КФХ "Горячий ключ" не согласилось с доводами третьего лица, изложенными в жалобе, и указало на отсутствие оснований для удовлетворения требований такой жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители КФХ "Горячий ключ" поддержали требования и доводы апелляционной жалобы, а также возражения, изложенные в письменном отзыве.
Представитель ТУ Росимущества в Омской области в устном выступлении в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе третьего лица, просил решение суда первой инстанции отменить.
Росимущество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, письменный отзыв на апелляционные жалобы не представило, представителя в судебное заседание не направило, ходатайства об отложении судебного заседания по делу не заявляло.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие названного выше лица, участвующего в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, письменный отзыв на жалобу третьего лица, заслушав представителей Управления и заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
КФХ "Горячий ключ" зарегистрировано Администрацией Омского муниципального района Омской области в Едином государственном реестре юридических лиц 23.03.1996 за основным регистрационным номером 1025501864519.
25.02.2013 КФХ "Горячий ключ" заключило с ООО "Земпроект" договор N 106-з на выполнение кадастровых работ по объекту: "Раздел земельного участка с кадастровым номером 55:11:00000:132 на три земельных участка в Омской области, Любинском районе, в границах Камышловского сельского поселения".
05.09.2013 КФХ "Горячий ключ" обратилось в Росимущество с заявлением (исх. N 111) о предоставлении, в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в долгосрочную аренду (на 49 лет) земельного участка (из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности) для целей расширения деятельности фермерского хозяйства, расположенного по адресу: Омская область Любинский район в границах Камышловского сельского поселения, площадью 9967,3961 га, изложив в письме обоснование размера испрашиваемого земельного участка (т.1 л.д.15-16).
15.09.2013 КФХ "Горячий ключ" представило в адрес Росимущества заявление (исх. N 116) с дополнительным обоснованием площади испрашиваемого земельного участка, указав, что исчисление площади земельного участка произведено по запросу КФХ "Горячий Ключ" и Минсельхозпрода Омской области Сибирским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (т.1 л.д.17).
07.11.2013 ТУ Росимущества в Омской области направило в адрес КФХ "Горячий ключ" ответ (ТУ -02/10847) на обращения N 111 от 05.09.2013, N 116 от 15.09.2013 о разделе и предоставлении на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, расположенного в Камышловском сельском поселении Любинского р- на Омской области, площадью 119182505 кв.м. (т.1 л.д.18-19), в котором указало на то, что третьим лицом в адрес Росимущества направлено обращение, и, в случае, если последним будет принято решение о разделе и последующем вовлечении указанного участка в хозяйственный оборот, объявление о возможности предоставления его в аренду будет размещено в газете "Омский вестник" и на сайте (http://rosim.ru/activities/saies/proda2a_ zemel Nix _ ychastkov).
В письме ТУ-02/10847 от 07.11.2013 Управление указало, что испрашиваемый земельный участок подлежит передаче в аренду в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участке сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки; предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
22.12.2013 на совещании у заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом (протокол N 522) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 было принято решение: "Территориальному управлению Росимущества в Омской области учесть, что при заключении договоров аренды их срок не должен превышать 3 лет" (т.2 л.д.3-9).
15.01.2014 Росимущество, рассмотрев заявление КФХ "Горячий ключ" от 05.09.2013 исх. N 115, указало на то, что с целью исключения земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 из состава земель, относящихся к землям лесного фонда, ТУ Росимущества в Омской области поручено осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, площадью 119182505 кв.м, образовав земельный участок с кадастровым номером 55:11:000000:1408, площадью 19508544 кв.м, сохранив земельный участок с кадастровым номером 55:11:000000:132 в измененных границах, площадью 99673961 кв.м, и после проведения указанных мероприятий представить в Росимущество документы, необходимые для рассмотрения возможности вовлечения в хозяйственный оборот земельного участка в измененных границах для сельскохозяйственного производства. Заинтересованное лицо указало, что поскольку Росимущество вправе распоряжаться земельными участками после государственной регистрации права собственности Российской Федерации, постольку в настоящий момент принятие решения о вовлечении в хозяйственный оборот с целью дальнейшего предоставления в аренду земельного участка площадью 99673961 кв.м не представляется возможным, но после проведения Территориальным управлением мероприятий по разделу земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:38 и представления необходимых документов Росимущество вернется к рассмотрению вопроса о возможности вовлечения в хозяйственный оборот земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:38 в измененных границах, площадью 99673961 кв.м. (т.1 л.д.20-23).
Кроме того, указанным письмом заявителю рекомендовано за свой счет обеспечить выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и сообщено, что земельный участок подлежит передаче в аренду в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
03.02.2014 ТУ Росимущество в Омской области вынесло распоряжение N 11-р "Об образовании земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:1408 из земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, находящегося в собственности Российской Федерации" (т.1 л.д.43-44).
10.02.2014 КФХ "Горячий ключ" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением (исх.N 005), в котором просило предоставить в долгосрочную аренду земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 99673961 кв. м. с кадастровым номером 55:11:000000:132, расположенный по адресу: Омская область Любинский район в границах Камышловского сельского поселения, для целей расширения деятельности фермерского хозяйства, в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающими заключение договора долгосрочной аренды на основании заявления КФХ и кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка - без проведения торгов по земельному участку, приложив к такому заявлению копию свидетельства о государственной регистрации права Российской Федерации и кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка (т.1 л.д.26-27).
В ответ на обращение КФХ "Горячий ключ" от 10.02.2014 исх. N 005 ТУ Росимущество в Омской области в письме 18.02.2014 N ТУ-02/1309 указало на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:11:000000:132 подлежит передаче в аренду только в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.28-29).
Полагая, что бездействие Росимущества, выразившееся в непринятии решения о предоставлении КФХ "Горячий ключ" земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, общей площадью 99 671 164 кв.м, по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, последний обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
04.07.2014 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае заявителем оспаривается законность бездействия Росимущества, выразившегося в непринятии решения о предоставлении КФХ "Горячий ключ" земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, общей площадью 99 671 164 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения, по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с частью 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
При этом частью 1 статьи 33 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений части 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" также предусмотрено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В силу части 2 той же статьи к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (часть 6 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае КФХ "Горячий ключ" обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 99673961 кв.м. с кадастровым номером 55:11:000000:132, для целей расширения деятельности фермерского хозяйства, в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
При этом в указанном заявлении КФХ "Горячий ключ" обосновало размер испрашиваемого земельного участка, находящегося на момент обращения в собственности Российской Федерации, и в соответствии с требованиями части 2 и части 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве") приложило к такому заявлению копию постановления о регистрации КФХ "Горячий ключ", а также копии свидетельства о государственной регистрации права Российской Федерации и кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка (т.1 л.д.26-27).
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем в адрес заинтересованного лица (как органа государственной власти, уполномоченного на принятие соответствующего решения) представлены все предусмотренные процитированными выше нормами законодательства документы, являющиеся основаниями для предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в целях осуществления деятельности фермерскими хозяйствами, а также то, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 55:11:000000:132 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (что не оспаривается лицами, участвующими в деле), суд апелляционной инстанции поддерживает правильный вывод суда первой инстанции о том, что Росимущество в настоящем случае обязано проверить соответствие заявления КФХ "Горячий ключ" требованиям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и принять по результатам рассмотрения такого заявления одно из возможных решений: о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 либо об отказе в предоставлении в аренду такого участка (при наличии к тому соответствующих правовых оснований).
При этом доводы ТУ Росимущества в Омской области о том, что предоставление земельного участка в рассматриваемом случае должно осуществляться только на основании Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку частью 1 статьи 81 ЗК РФ, как уже указывалось выше, прямо предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, а также в соответствии с федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Следовательно, заявитель в качестве правового основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в заявлении, поданном в Росимущество, обоснованно сослался на положения статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам и являющиеся специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Ссылки ТУ Росимущества в Омской области на то, что заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 поступали также и от иных лиц, в связи с чем решение о его передаче в пользование на праве аренды может быть принято только по результатам проведения торгов, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, как не основанные на соответствующих доказательствах, поскольку из имеющихся в материалах дела документов следует, что указанные заявки подавались хозяйствующими субъектами в отношении земельных участков иной площади, до вынесения распоряжения ТУ Росимущества в Омской области от 03.02.2014 N 11-р "Об образовании земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:1408 из земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, находящегося в собственности Российской Федерации".
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что бездействие заинтересованного лица, выразившееся в нерассмотрении по существу в установленный законом срок обращения КФХ "Горячий ключ" о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, не основано на нормах Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действительно определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В то же время системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в итоге определяется арбитражным судом.
Исходя из изложенного выше, учитывая предложенные заявителем способы восстановления его нарушенных прав, суд первой инстанции обоснованно возложил на заинтересованное лицо обязанность принять решение по заявлению КФХ "Горячий Ключ" от 10.02.2014 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что предложенные КФХ "Горячий ключ" в заявлении о признании незаконным бездействия способы восстановления нарушенного права, состоящие в обязании заинтересованного лица оформить и направить КФХ "Горячий Ключ" договор аренды сроком на 49 лет и акт приема-передачи земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, общей площадью 99 671 164 кв.м., не могут быть применены в рассматриваемом случае в связи со следующими обстоятельствами.
Так, обязанность заключить такой договор возникнет у заинтересованного лица в случае принятия положительного решения по заявлению КФХ "Горячий Ключ" от 10.02.2014 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132, общей площадью 99 671 164 кв.м, расположенного по адресу: Омская область, Любинский район, в границах Камышловского сельского поселения, по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
При этом обязанность рассмотреть заявление КФХ "Горячий ключ" с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, и по результатам выполнения соответствующей процедуры принять одно из указанных выше решений (о предоставлении земельного участка или об отказе в его предоставлении) по законным основаниям возложена действующим законодательством именно на Росимущество, в связи с чем арбитражный суд при принятии судебного акта по делу не вправе подменять указанный орган исполнительной власти и осуществлять властно-распорядительные действия, отнесенные к полномочиям иного органа государственной власти.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал на незаконность бездействия заинтересованного лица и удовлетворил соответствующее требование заявителя, отказав при этом в применении способов защиты нарушенного права КФХ "Горячий ключ", формулировки которых приведены заявителем.
При этом доводы КФХ "Горячий ключ", изложенный в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции фактически не устранил допущенные нарушения прав и законных интересов КФХ "Горячий ключ" и не разрешил возникший спор в полном объеме, не соответствуют действительности и основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку на заинтересованное лицо в любом случае возложена обязанность принять решение по заявлению КФХ "Горячий Ключ" от 10.02.2014 о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:132 именно по правилам статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы заявителя и иных лиц, участвующих в деле, и представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на КФХ "Горячий ключ".
Поскольку в рассматриваемой ситуации при подаче апелляционной жалобы заявителю надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 000 руб., а он уплатил 2 000 руб., 1 000 руб. государственной пошлины подлежит возврату КФХ "Горячий ключ".
На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.07.2014 по делу N А46-3002/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Горячий ключ" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 43 от 05.09.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3002/2014
Истец: КФХ "Горячий Ключ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ООО "ИРТЫШ"