г. Москва |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А40-187683/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2014 г.
по делу N А40-187683/13,
принятое судьей Козловским В.Э. (шифр судьи 102-1579)
по иску Открытого акционерного общества "Торжокское пассажирское автотранспортное предприятие" (172060, Тверская область, г. Торжок, Калининское шоссе, д. 8, ОГРН 1066915035901)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, ОГРН 1037739085636)
третье лицо: Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области
о взыскании 5 343 228, 45 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Белоусова Т.В. по доверенности от 17.02.2014, Малышев М.И. по доверенности от 15.11.2012;
от ответчика: Чупина В.А. по доверенности N 01-10-08/121 от 21.08.2013;
от третьего лица не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Торжокское пассажирское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации убытков в сумме 5 343 228 руб. 45 коп..
Решением суда от 11.08.2014 года требования ОАО "Торжокское пассажирское автотранспортное предприятие" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
ОАО "Торжокское пассажирское автотранспортное предприятие" представило письменные пояснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь коммерческой организацией, осуществляющей городские перевозки пассажиров и багажа на территории города Торжка и Торжокского района Тверской области, оказал за период 2012 год льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 5 343 228 руб. 45 коп..
Согласно пункту 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 23.08.2006 года N 207-па "Об уполномоченном органе по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом", государственное регулирование тарифов осуществляется Региональной энергетической комиссией Тверской области.
В 2012 году тарифы для истца определялись приказами Региональной энергетической комиссии Тверской области от 28.01.2011 года N 0004-33П01-нп, от 28.01.2011 года N 0005-33П01-нп, от 15.06.2012 года N 218-нп, от 15.06.2012 года N 217-нп.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.05.2005 года N 32-па на территории Тверской области введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ) и утверждены стоимость ЕСПБ, порядок их распространения среди населения Тверской области, а также утверждены перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, порядок компенсации транспортным предприятиям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Пунктом 3.3 вышеназванного постановления установлено, что размер компенсации за каждый ЕСПБ определяется как разница между стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином. Размер компенсации по каждому муниципальному образованию определяется из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество выданных ЕСПБ в муниципальном образовании.
Согласно постановления, ЕСПБ предоставляет право проезда на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршруты), включенных в установленное расписание движения транспорта. Полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ в месяц на дачном пригородном маршруте устанавливается в размере полной стоимости проезда одного пассажира по ЕСПБ в соответствующем городском округе.
Исходя из размера тарифа на перевозку пассажиров, а также информации о количестве льготников, которые воспользовались своим правом по проезду по единому социальному билету за период 2012 года, выплат полученных из бюджета Тверской области, размер понесенных убытков составил 5 343 228 руб. 45 коп..
Расходы, или выпадающая провозная плата, рассчитаны истцом в соответствии со ст.ст. 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из тарифов на проезд, утвержденных в установленном порядке, и единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Убытки истца представляют собой разницу между суммой не полученной истцом от потребителей - федеральных льготников провозной платы и суммой компенсации из бюджета.
Как установлено судом, ответчиком не представлено доказательств того, что выделенные бюджетом Российской Федерации бюджету Тверской области средства субвенций на равную доступность услуг общественного транспорта, и выделенные бюджетом Тверской области истцу средства компенсации расходов на перевозку федеральных льготников возместили расходы истца в размере не полученной с потребителей - федеральных льготников провозной платы.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не исполнило своих обязанностей по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2014 г. по делу N А40-187683/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187683/2013
Истец: ОАО "Торжокское ПАТП"
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58438/15
30.10.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-187683/13
20.01.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13820/14
25.09.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38381/14
11.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-187683/13