г. Владивосток |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А51-12504/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Твоя Земля",
апелляционное производство N 05АП-11490/2014,
на решение от 22.07.2014
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-12504/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Твоя Земля" (ИНН 2538130106, ОГРН 1092538004602, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.08.2009)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
от общества: представитель Д.В. Рубичев (паспорт, доверенность от 08.04.2014);
от УГА г.Владивостока: представитель О.А. Агапова (удостоверение, доверенность от 17.12.2013);
от департамента: представитель Е.А. Бутенко (удостоверение, доверенность от 23.12.2013);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Юридическая компания "Твоя Земля" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г.Владивостока"), оформленного письмом от 31.03.2014 N 1227/20у, об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3958 кв.м по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Катерная, 2, вид разрешенного использования: яхт-клубы, лодочные станции: цель предоставления: для размещения детского яхт-клуба с лодочными станциями и об обязании УГА г.Владивостока утвердить и выдать обществу схему расположения указанного земельного участка в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 23.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество настаивает на отсутствии оснований для отказа в формировании спорного земельного участка. Нахождение на земельном участке стоянки катеров, по мнению заявителя, не препятствует его предоставлению, так как катер не является объектом недвижимости, а согласно кадастровому плану территории земельный участок свободен от прав третьих лиц. Пояснил, что осуществление деятельности по организации яхт-клуба и мест для хранения лодок не предполагает проведение строительных работ, в связи с чем земельный участок для таких целей должен предоставляться в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Не усматривает оснований для отказа в формировании земельного участка в связи с его нахождением в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Представители УГА г.Владивостока и департамента по доводам апелляционной жалобы возразили. Считают, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
В январе 2014 г. общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка ориентировочной площадью 4500 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Катерная, 2, для целей, не связанных со строительством: размещение детского яхт-клуба с лодочными станциями. К указанному заявлению общество приложило копии регистрационных документов и устава.
Заявление общества с пакетом документов направлено департаментом в администрацию г.Владивостока для формирования земельного участка.
28.01.2014 общество в дополнение к ранее представленным документам направило в УГА г.Владивостока схему расположения земельного участка и топографическую съемку.
Одновременно обществом в департамент направлено обращение об уточнении площади испрашиваемого земельного участка - 3958 кв.м.
Письмом от 27.03.2014 N 1227/20у УГА г.Владивостока отказало в формировании земельного участка со ссылкой на нахождение в его границах стоянки катеров и технических зон инженерных сетей.
Не согласившись с решением УГА г.Владивостока, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество оспорило указанное решение в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что для размещения такого объекта как детский яхт-клуб с лодочными станциями необходимо произвести выбор земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также принял во внимание наличие на земельном участке стоянки катеров и технических зон инженерных сетей.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
По тексту заявления и апелляционной жалобы общество указывало, что спорный земельный участок испрашивается им для целей, не связанных со строительством.
Процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирована статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Как следует из материалов дела, в январе 2014 г. общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка ориентировочной площадью 4500 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Катерная, 2, для целей, не связанных со строительством: размещение детского яхт-клуба с лодочными станциями.
Коллегией установлено, что представленные обществом заявление и пакет документов к нему соответствовали требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем направлены департаментом в администрацию г.Владивостока для формирования земельного участка и подготовки и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Материалами дела подтверждается, что земельный участок по заявлению общества УГА г.Владивостока не формировался. Проект схемы расположения спорного земельного участка был представлен обществом, в связи с чем УГА г.Владивостока оценивало возможность формирования земельного участка с конкретным местоположением и границами.
Коллегией установлено, что УГА г.Владивостока отказало обществу в формировании земельного участка письмом от 27.03.2014 N 1227/20у, а не от 31.03.2014, как это указало общество в рассматриваемом заявлении.
Отказывая заявителю в формировании земельного участка, УГА г.Владивостока сослалось на нахождение в его границах стоянки катеров и технических зон инженерных сетей.
Как следует из схемы расположения земельного участка, представленного заявителем, в границах земельного участка действительно имеются стоянки катеров. Наличие таких объектов обществом не оспаривается.
Вместе с тем согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы УГА г.Владивостока не представлены доказательства наличия прав третьих лиц на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах нахождение в границах земельного участка стоянок катеров само по себе не препятствует формированию указанного земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Из представленных в материалы дела схемы расположения земельного участка, топографической съемки с нанесенными на нее инженерными сетями и границами технических зон инженерных коммуникаций, инженерно-топографических изысканий следует, что часть земельного участка находится в границах технических (охранных) зон ливневой канализации и подземного кабеля электроснабжения напряжением 0,4 кВ. Указанный факт обществом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
С учетом данной нормы непосредственное нахождение на земельном участке электрического кабеля, вне зависимости от его пространственного размещения (воздушный или подземный) и напряжения, препятствует формированию земельного участка, в том числе для организации яхт-клуба.
Пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
С учетом указанных норм наличие на земельном участке трубопроводов ливневой канализации и охранных зон таких трубопроводов препятствует его формированию для размещения яхт-клуба. Установив указанное обстоятельство, УГА г.Владивостока было вправе отказать в формировании земельного участка. Доводы заявителя об обратном являются ошибочными и основаны на неверном применении норм материального права.
Кроме того, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что яхт-клуб как спортивное сооружение отвечает признакам недвижимого имущества.
Так, согласно Инструкции по проведению паспортизации и единовременного учета спортивных сооружений, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре туризму от 08.04.1996 N 117, в состав яхт-клуба входят: места для хранения судов (эллинги, навесы, открытые места), причалы (для гребных, наружных и моторных судов), слипы, краны, мастерские и прочие сооружения. Размещение указанных объектов предполагает планировку земельного участка, выполнение строительных работ, а также работ по подведению инженерных коммуникаций.
Обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством в порядке статьи 34 Кодекса, общество не обосновало, что размещение яхт-клуба возможно вне связи с землей и вне связи с водным объектом. Доказательства того, что эксплуатация яхт-клуба возможна без причального сооружения и на удалении от водной акватории, обществом суду не представлены.
Следовательно, предоставление земельного участка для размещения и эксплуатации яхт-клуба в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством, невозможно. Земельный участок для указанной цели должен быть сформирован в порядке, установленном статьями 30-31 Кодекса.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и об обоснованности вынесенного УГА г.Владивостока решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г.Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.07.2014 по делу N А51-12504/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12504/2014
Истец: ООО Юридическая компания "Твоя Земля"
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края