г. Москва |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А40-60993/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником судьи Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Кузнецовский комбинат"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2014 по делу N А40-60993/2014, принятое судьей Нариманидзе Н.А. (148-391)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кузнецовский комбинат"
к Управлению Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Калажоков В.Х. по дов. N 07 от 18.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кузнецовский комбинат" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям (далее - ответчик, Россельхознадзор) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 31.03.2014 г. N 410-РВ-1/2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Решением от 10.07.2014 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановление административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что отсутствует вина Общества в совершении административного правонарушения; кроме того, судом не исследован вопрос о соразмерности наказания оспариваемому правонарушению.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ ответчик в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Заявитель, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию ответчика, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, 12.03.2014, по адресу г. Москва, д. Яковлевское, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области ветеринарии, а именно:
- биологические отходы собираются в немаркированные емкости из нержавеющий стали вместе с ГБО (пакеты, мешки);
- канализационная система убойного пункта не справляется с объемом сточных вод, образующихся в результате убоя. Так канализационный люк, открыт, заполнен до верхнего предела и сточные воды с содержанием крови убитых животных вытекают на поверхность земли рядом с люком, образуя различной глубины лужи, сливающиеся в - один ручей, стекающий в канаву для отвода талых вод в направлении к свинарникам и водозаборнику;
- цех по утилизации биологических отходов расположен вне территории свинокомплекса. На момент осмотра он был закрыт. Из цеха выведена труба, имеющая слив в желоб, накрытый резиновыми плитками. Рядом с входом в цех расположены баки пластиковые с крышками, в которых хранилась использованная одноразовая одежда, рядом находились кости.
По результатам проверки составлен Акт N 410-РВ/2014 от 12.03.2014.
20.03.2014 ответчиком в отношении заявителя составлен протокол N 410-РВ-1/2014 об административном правонарушении по ч. 3 ст.10.8 КоАП РФ. Протокол составлен с участием представителя Общества.
31.03.2014 Россельхознадзором вынесено оспариваемое постановление N 410-РВ-1/2014 которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.10.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. Постановление вынесено в присутствии уполномоченного представителя Общества.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Частью 3 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ является нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В соответствии с п. 1.1. "Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (далее - Правила N 469) указанные правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
В соответствии с п. 1.2 Правил N 469 биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Согласно п. 1.5. Правил N 469 биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Раздел 3 "Утилизация" Правил 469 (п.п. 3.1 и 3.3) определяют порядок и условия переработки биологических отходов на кормовые цели и мясокостную муку.
В соответствии с ГОСТом 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" биологическими отходами являются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
В соответствии со ст.21 Федерального закона "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.1993 (далее - закон "О ветеринарии") мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Во исполнение закона "О ветеринарии" была утверждена "Инструкция о порядке браковки, направления на техническую утилизацию и уничтожение непригодных в пищу мяса и мясных продуктов на мясоперерабатывающих предприятиях" N 13-7-2/681 от 10.07.1996. Согласно Инструкции браковку мяса и мясных продуктов, направление их на техническую утилизацию или уничтожение осуществляют только государственные ветеринарные врачи, ветеринарные фельдшера подразделений госветнадзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства (п. 1.З.).
В соответствии с разделом 2. "Порядок браковки, утилизации и уничтожения мяса и мясопродуктов" указанной инструкции после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы забракованные и заклейменные ветеринарным штампом "Утиль" мясо и субпродукты собирают в специальные металлические водонепроницаемые емкости (тележки), промаркированные надписями "Ветконфискаты на утилизацию". Затем забракованное мясосырье передают в цех технических фабрикатов для переработки в животные корма.
При направлении на техническую утилизацию специалист - ветсанэксперт подразделения госветнадзора составляет заключение обосновывающее браковку мяса со ссылкой на соответствующий раздел, пункт действующих Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов. После забраковки составляется заключение, после утверждения которого один экземпляр передается руководителю предприятия (владельцу продукции) для принятия мер по переработке забракованного мясосырья. Мясо, мясные продукты и другие производственные отходы, признанные на основании ветеринарного осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторных исследований непригодными для технической утилизации, подлежат уничтожению.
На основании п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.05.2008 N 238 была утверждена "Инструкция по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, её использования и уничтожения", являющаяся обязательной для исполнения, в том числе, и юридическими лицами, осуществляющими заготовку, производство, переработку, перевозку, хранение и реализацию продукции животного происхождения.
В соответствии с указанной инструкцией (п. 3) контроль в области ветеринарно-санитарной экспертизы использования или уничтожения некачественной и опасной продукции осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственной ветеринарной службы Российской Федерации на объектах, подконтрольных соответствующим органам.
Контроль за проведением ветеринарно-санитарной экспертизы, использованием или уничтожением некачественной и опасной продукции включает:
- контроль за соблюдением общего порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, в том числе:
1. за проведением проверки наличия и правильности оформления ветеринарных сопроводительных документов на продукцию;
2. за проведением внешнего осмотра партии продукции с целью установления ее соответствия сопроводительным документам, определения наличия оттисков клейм, маркировки, состояния упаковки;
3. за осуществлением отбора проб при ветеринарно-санитарной экспертизе продукции, признанной некачественной и опасной в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, с оформлением акта отбора проб продукции;
4. за оформлением по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы продукции заключения;
5. за оформлением на основании заключения постановления о запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении;
6. за обеззараживанием продукции (при наличии соответствующего постановления);
7. за утилизацией или уничтожением некачественной и опасной продукции (при наличии соответствующего заключения-предписания) в соответствии с Положением о проведении экспертизы;
В соответствии с законом "О ветеринарии" Министерством сельского хозяйства Российской Федерации приказом от 16.11.2006 N 422 утверждены "Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов", являющиеся обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы занятыми производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
Пункт 1.2. определяет, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
В соответствии с ГОСТом Р 52427-2005 5. "МЯСНОЙ ПРОДУКТ": пищевой продукт, изготовленный с использованием или без использования немясных ингредиентов, в рецептуре которого массовая доля мясных ингредиентов свыше 60%.
Таким образом, после получения мяса и мясных продуктов и осуществления их переработки, на результат получающийся в результате переработки (колбасных изделий, мясных деликатесов, полуфабрикатов и т.д.) должны быть оформлены ветеринарные сертификаты соответствующей формы.
В соответствии с положениями Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607, отходами признаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Биологическими отходами признаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Так, в силу п. 4.1. Инструкции по проведению государственного контроля и надзора в области ветеринарно-санитарной экспертизы некачественной и опасной продукции животного происхождения, ее использования или уничтожения, утвержденной Приказом Минсельхоза РФ от 06.05.2008 N 238, контроль за проведением ветеринарно-санитарной экспертизы, использованием или уничтожением некачественной и опасной продукции включает в себя контроль за соблюдением общего порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, в том числе за утилизацией или уничтожением некачественной и опасной продукции (при наличии соответствующего заключения-предписания) в соответствии с Положением о проведении экспертизы; Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469, согласованными с заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированными Минюстом России 05.01.1996, N 1005 в редакции Приказа Минсельхоза России от 16.08.2007 N 400 <*> ("Российские вести", 1996, N 35; "Российская газета", 2007, N 213), и иными нормативными правовыми актами.
Суд первой инстанции, при рассмотрении дела, пришел к обоснованному выводу о том, что наличие состава и события административного правонарушения в действиях общества подтверждено представленными в материалах дела доказательствами.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2014 по делу N А40-60993/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60993/2014
Истец: ООО "Кузнецковский комбинат", ООО КУЗНЕЦОВСКИЙ КОМБИНАТ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОССЕЛЬХОЗА ПО Г МОСКВА МО И ТУЛЬСКОЙ ОБЛ., Управление Россельхознадзора по городу Москва, МО и Тульской областям