город Москва |
|
23 сентября 2014 г. |
Дело N А40-66561/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.09.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Савенкова О.В., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Далаковым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А40-66561/2013,
по иску ООО "Продинтер" (ИНН 7723024133, ОГРН 1037739753534)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии" по городу Москве
(ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822),
Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Госинспекция по недвижимости
об оспаривании сведений государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного
использования земельного участка и кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании:
от истца Маленкова А.В. по доверенности от 27.01.2014,
Соколов А.А. по доверенности от 30.04.2014
от ответчиков:
Кадастровой палаты представитель не явился, извещен
Управления Росреестра
по Москве представитель не явился, извещен
ДГИМ Помогаева О.В. по доверенности от 30.12.2013,
Коняшкина Ю.В. по доверенности от 27.12.2013 от третьего лица представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "Продинтер" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по городу Москве, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве об обязании:
- внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 77:04:0003015:13 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9.);
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N 77:04:0003015:13 в размере 61 739 090 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 6721,73 руб.
Решением суда от 18.11.2014 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Департаментом городского имущества города Москвы подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по основаниям, установленным ч. 6.1 ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ, объявлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции; подтвержден статус Департамента городского имущества города Москвы в качестве соответчика; с согласия истца Департамент городского имущества города Москвы привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
После перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в судебном заседании Истец поддержал требования и доводы искового заявления, уточнив, что просит обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по городу Москве внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 77:04:0003015:13 "объекты размещения складских предприятий (1.2.9); участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)" и установить кадастровую стоимость земельного участка N 77:04:0003015:13 в размере 81 232 966,65 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 8844,09 руб.; представитель Департамент городского имущества города Москвы заявил о несогласии с требованиями и доводами иска.
Неявившиеся участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 АПК РФ в их отсутствие.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Установлено, что по Договору аренды земельного участка от 29.06.2004 N М-04-026853 сроком действия до 26.05.2029, ООО "Продинтер" арендует у города Москвы в лице Московского земельного комитета (функции которого в настоящее время осуществляет Департамент городского имущества города Москвы), земельный участок с кадастровым N 77:04:0003015:13 общей площадью 9185кв.м по адресу: г.Москва, Иловайская, вл.11 стр.1, стр.2, предоставленный для эксплуатации производственно-торговой закупочной базы.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В настоящее время такой классификатор установлен в Методических указаниях, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
В соответствии с пунктом 1.2. данных Методических указаний определяется кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего, определяется назначением (разрешенным использованием) объектов, расположенных на данном участке.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, не принятых до настоящего времени, установлен в Постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" (в редакции от 20.09.2011).
Пунктом 3.2 указанного Постановления предусмотрено, что разрешенное использование участка определяется на основании градостроительного плана, а при его отсутствии на основании фактического использования такого земельного участка.
Согласно пункту 5.1 указанного Постановления фактическое использование земельного участка устанавливается на основании указанного при проведении технической инвентаризации функционального назначения зданий и сооружений, расположенных на земельном участке.
При этом, соотношение категорий объектов капитального строительства и видов разрешенного использования земельных участков, на которых они располагаются, применительно к городу Москве установлено Приложением к Постановлению Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве" (ред. от 10.12.2013).
Градостроительный план спорного земельного участка не выдавался, в связи с чем его вид разрешенного использования должен определяться в первую очередь на основании его фактического использования.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером N 77:04:0003015:13, вид разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (1.2.5); "земельные участки, предназначенные для размещения производственных зданий, строений, сооружений, объекты размещения складских предприятий (1.2.9)".
По мнению Истца, установленному Договором аренды от 29.06.2004 N М-04-026853 назначению арендуемого земельного участка ("для эксплуатации производственно-торговой закупочной базы") соответствует предусмотренному п. 1.2.9. Методических указаний, утв. Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9), в связи с чем просит устранить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о разрешенном использовании земельного участка и, одновременно сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной исходя из недостоверных сведений о виде разрешенного использования.
Установлено, что на земельном участке с кадастровым N 77:04:0003015:13 торговля не осуществляется, и не осуществлялась ранее.
Деятельность торговой базы на момент ее передачи в аренду правопредшественнику ООО "фирма "Продинтер", равно как и в период его работы в составе РТО Люблинского района, сводились к хранению товаров и их поставке в торговую сеть на основании директивного распределения. Т.е база исключительно обслуживала торговую сеть, сама торговую деятельность не осуществляла.
Так, в соответствии с документами БТИ, а также сведениям базы данных РЕОН на земельном участке расположены два капитальных объекта, имеющие складское и производственное назначения (л.д.49-61 том 1,л.д.8-27 том 2).
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", под торговыми объектами понимаются здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
При этом для осуществления торговой деятельности помимо собственно торговых объектов, определение которых дано выше, необходимы и иные объекты, используемые для хранения товара, его обработки, фасовки и т.д. и составляющие инфраструктуру торговой деятельности.
Разрешённое использование "для эксплуатации производственно-торговой закупочной базы" не означает, что на данном земельном участке осуществляется именно торговля. Данное наименование отражает род деятельности, осуществлявшейся на спорном участке до приватизации расположенного на нем имущественного комплекса. А именно - деятельность по хранению и обработке товаров, для их последующей реализации через торговую сеть.
Расположенные на спорном участке объекты недвижимости изначально относились инфраструктуре, обслуживавшей расположенные в других местах объекты розничной торговли.
В настоящее время использование участка является аналогичным - для хранения различных категорий товаров с целью их последующей реализации или переработки в иных местах.
Соответственно, на спорном участке отсутствуют какие либо элементы, необходимые торговым объектам - - здания, строения или помещения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Фактическое использование участка именно для складской деятельности подтверждается:
-Актом обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 04.09.2013 N 9041259 (л.д. 49 - 61 том 1, л.д. 8 -27 том 2), которым установлено, что на спорном земельном участке осуществляется деятельность складского комплекса;
-Заключением независимого эксперта N 19 0730 от 13.09.2013, подготовленным АНО "Центр исследований сертификации и технических испытаний "Независимая экспертиза" (л.д. 70 - 98 том 2), которым установлено, что участок используется исключительно для складской деятельности, торговая деятельность на нем не ведется, торговые объекты отсутствуют.
Кроме того, во исполнение определения Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 произведен осмотр спорного земельного участка с целью установления осуществляемой на нем деятельности.
Актом обследования земельного участка с кадастровым N 77:04:0003015:13, проведенным в т.ч. работниками Департамента городского имущества города Москвы и Общества "Продинтер", не выявлено каких-либо признаков осуществления торговой деятельности.
Ссылка Департамента городского имущества города Москвы в Акте на необходимость исследования финансово -хозяйственной документации для подтверждения отсутствия торговой деятельности не принимается апелляционным судом.
Предметом настоящего дела является определение надлежащего разрешенного использования земельного участка исходя из назначения расположенных на нем зданий, фактического использования участка и градостроительного регламента (не установлен).
Истец является собственником ряда иных объектов недвижимости, расположенных вне спорного участка. Хозяйственная деятельность, осуществляемая Истцом с использованием таких объектов, предметом исследования не является. Аналогично, арендаторы помещений на спорном земельном участке могут иметь иные объекты недвижимости, используемые для иных целей.
При этом бухгалтерские балансы организаций, равно как и учетная документация, не отражает того, на каком земельном участке совершаются те или иные хозяйственные операции. В связи с чем отсутствует целесообразность исследования данных документов.
Таким образом, как из обстоятельств создания и первоначального использования, расположенной на спорном земельном участке "производственно-торговой закупочной базы", так из ее фактического использования в настоящее время однозначно следует, что данная база не является торговым объектом, и относится исключительно к объектам складского и производственного назначения, которым в установленном на федеральном уровне Методическими указаниями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" классификаторе видов разрешенного использования соответствует "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (1.2.9.) и на уровне города Москвы Перечне видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N228-ПП - "объекты размещения складских предприятий" (п.3.1.3), "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий".
В случае приведения вида разрешенного использования в соответствие с законодательством кадастровая стоимость участка подлежит пересмотру.
Порядок такого пересмотра установлен Методическими указаниями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года N 222. Согласно п. 2.3.1. которых, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Необходимость применения соответствующего порядка в случаях, когда ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости исключаются из кадастра на основании судебного акта, установлена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2011 года N 15932/10.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП, вступившим в силу с 01.01.2014 утверждены новые результаты кадастровой оценки земель г. Москвы. В том числе - средние удельные показатели кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов. Так для кадастрового квартала N 77:04:0003015 среднее значение удельного показателя для вида разрешенного использования N1.2.9 составляет 8 844 руб. 09 коп. Таким образом, надлежащая кадастровая стоимость спорного земельного участка в настоящее время должна составлять 81 232 966 руб. 65 коп. (8 844,09 руб./кв.м.* 9 185кв.м).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности требования о приведении сведений Государственного кадастра недвижимости в соответствие с требованиями законодательства и фактическими характеристиками земельного участка.
Соответствующая правоприменительная практика определена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011N 12651/11.
Надлежащим ответчиком по данной категории дел является ФГБУ "ФКП Росреестра", на которое в силу ст. 3 Закона о кадастре недвижимости, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 6.1. ст. 268, ч. 2 ст. 269, ч. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2013 по делу N А40-66561/2013 отменить применительно к ч. 6.1. ст. 268 АПК РФ.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по городу Москве внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 77:04:0003015:13 "объекты размещения складских предприятий (1.2.9); участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)".
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по городу Москве установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N 77:04:0003015:13 в размере 81 232 966,65 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 8844,09 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66561/2013
Истец: ООО "Продинтер"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, Управление Росреестра, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Москве Росреестр, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" по г. Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ГОСИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ Г. МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, Департамент городского имущества г. Москвы