г. Москва |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А41-43284/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Клименко Михаила Николаевича: Горелов Д.В., доверенность от 06.03.2014 г. N 77 АБ 1527301,
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещен,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиев Посад: представитель не явился, извещен,
от Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Клименко Михаила Николаевича на решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2013 года по делу N А41-43284/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по заявлению Клименко Михаила Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, при участии в деле в качестве третьих лиц Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сергиев Посад, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, о признании незаконными действий органа кадастрового учета и об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Клименко Михаил Николаевич (далее - Клименко М.Н., истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО, ответчик, кадастровая палата) о признании незаконными с момента их совершения действия органа кадастрового учета по использованию при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0130311:18, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1401,60 руб./ кв.м.; об установлении равной (100 %) рыночной стоимости кадастровой стоимости земельных участков: земельного участка общей площадью 244919 кв.м. с кадастровым номером 50:05:0130311:18 в размере 19348601 руб.; земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0130311: с 19 по 219 в следующем размере:
N п/п |
Кадастровый N земельного участка |
Площадь, кв.м |
Удельная стоимость, руб./кв.м |
Стоимость участка, руб. |
1 |
50:05:0130311: 19 |
1 953 |
180,00 |
352 000 |
2 |
50:05:0130311: 20 |
877 |
180,00 |
158 000 |
3 |
50:05:0130311: 21 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
4 |
50:05:0130311: 22 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
5 |
50:05:0130311: 23 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
6 |
50:05:0130311: 24 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
7 |
50:05:0130311: 25 |
999 |
180,00 |
180 000 |
8 |
50:05:0130311: 26 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
9 |
50:05:0130311: 27 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
10 |
50:05:0130311: 28 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
11 |
50:05:0130311: 29 |
994 |
180,00 |
179 000 |
12 |
50:05:0130311: 30 |
837 |
180,00 |
151 000 |
13 |
50:05:0130311: 31 |
807 |
180,00 |
145 000 |
14 |
50:05:0130311: 32 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
15 |
50:05:0130311: 33 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
16 |
50:05:0130311: 34 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
17 |
50:05:0130311: 35 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
18 |
50:05:0130311: 36 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
19 |
50:05:0130311: 37 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
20 |
50:05:0130311: 38 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
21 |
50:05:0130311: 39 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
22 |
50:05:0130311: 40 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
23 |
50:05:0130311: 41 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
24 |
50:05:0130311: 42 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
25 |
50:05:0130311: 43 |
1182 |
180,00 |
213 000 |
26 |
50:05:0130311: 44 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
27 |
50:05:0130311: 45 |
1017 |
180,00 |
183 000 |
28 |
50:05:0130311: 46 |
1025 |
180,00 |
185 000 |
29 |
50:05:0130311: 47 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
30 |
50:05:0130311: 48 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
31 |
50:05:0130311: 49 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
32 |
50:05:0130311: 50 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
33 |
50:05:0130311: 51 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
34 |
50:05:0130311: 52 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
35 |
50:05:0130311: 53 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
36 |
50:05:0130311: 54 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
37 |
50:05:0130311: 55 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
38 |
50:05:0130311: 56 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
39 |
50:05:0130311: 57 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
40 |
50:05:0130311: 58 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
41 |
50:05:0130311: 59 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
42 |
50:05:0130311: 60 |
996 |
180,00 |
179 000 |
43 |
50:05:0130311: 61 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
44 |
50:05:0130311: 62 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
45 |
50:05:0130311: 63 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
46 |
50:05:0130311: 64 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
47 |
50:05:0130311: 65 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
48 |
50:05:0130311: 66 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
49 |
50:05:0130311: 67 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
50 |
50:05:0130311: 68 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
51 |
50:05:0130311: 69 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
52 |
50:05:0130311: 70 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
53 |
50:05:0130311: 71 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
54 |
50:05:0130311: 72 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
55 |
50:05:0130311: 73 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
56 |
50:05:0130311: 74 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
57 |
50:05:0130311: 75 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
58 |
50:05:0130311: 76 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
59 |
50:05:0130311: 77 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
60 |
50:05:0130311: 78 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
61 |
50:05:0130311: 79 |
998 |
180,00 |
180 000 |
62 |
50:05:0130311: 80 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
63 |
50:05:0130311: 81 |
945 |
180,00 |
170 000 |
64 |
50:05:0130311: 82 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
65 |
50:05:0130311: 83 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
66 |
50:05:0130311: 84 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
67 |
50:05:0130311: 85 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
68 |
50:05:0130311: 86 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
69 |
50:05:0130311: 87 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
70 |
50:05:0130311: 88 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
71 |
50:05:0130311: 89 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
72 |
50:05:0130311: 90 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
73 |
50:05:0130311: 91 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
74 |
50:05:0130311: 92 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
75 |
50:05:0130311: 93 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
76 |
50:05:0130311: 94 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
77 |
50:05:0130311: 95 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
78 |
50:05:0130311: 96 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
79 |
50:05:0130311: 97 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
80 |
50:05:0130311: 98 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
81 |
50:05:0130311: 99 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
82 |
50:05:0130311: 100 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
83 |
50:05:0130311: 101 |
801 |
180,00 |
144 000 |
84 |
50:05:0130311: 102 |
866 |
180,00 |
156 000 |
85 |
50:05:0130311: 103 |
843 |
180,00 |
152 000 |
86 |
50:05:0130311: 104 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
87 |
50:05:0130311: 105 |
29548 |
90,00 |
2 659 000 |
88 |
50:05:0130311: 106 |
1688 |
160,00 |
270 000 |
89 |
50:05:0130311: 107 |
2347 |
160,00 |
376 000 |
90 |
50:05:0130311: 108 |
2001 |
160,00 |
320 000 |
91 |
50:05:0130311: 109 |
2000 |
160,00 |
320 000 |
92 |
50:05:0130311: 110 |
2000 |
160,00 |
320 000 |
93 |
50:05:0130311: 111 |
2000 |
160,00 |
320 000 |
94 |
50:05:0130311: 112 |
2000 |
160,00 |
320 000 |
95 |
50:05:0130311: 113 |
2005 |
160,00 |
321 000 |
96 |
50:05:0130311: 114 |
2001 |
160,00 |
320 000 |
97 |
50:05:0130311: 115 |
2002 |
160,00 |
320 000 |
98 |
50:05:0130311: 116 |
2004 |
160,00 |
321 000 |
99 |
50:05:0130311: 117 |
2001 |
160,00 |
320 000 |
100 |
50:05:0130311: 118 |
2007 |
160,00 |
321 000 |
101 |
50:05:0130311: 119 |
2018 |
160,00 |
323 000 |
102 |
50:05:0130311: 120 |
866 |
180,00 |
156 000 |
103 |
50:05:0130311: 121 |
856 |
180,00 |
154 000 |
104 |
50:05:0130311: 122 |
1004 |
180,00 |
181 000 |
105 |
50:05:0130311: 123 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
106 |
50:05:0130311: 124 |
1008 |
180,00 |
181 000 |
107 |
50:05:0130311: 125 |
1006 |
180,00 |
181 000 |
108 |
50:05:0130311: 126 |
1004 |
180,00 |
181 000 |
109 |
50:05:0130311: 127 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
110 |
50:05:0130311: 128 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
111 |
50:05:0130311: 129 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
112 |
50:05:0130311: 130 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
113 |
50:05:0130311: 131 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
114 |
50:05:0130311: 132 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
115 |
50:05:0130311: 133 |
961 |
180,00 |
173 000 |
116 |
50:05:0130311: 134 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
117 |
50:05:0130311: 135 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
118 |
50:05:0130311: 136 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
119 |
50:05:0130311: 137 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
120 |
50:05:0130311: 138 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
121 |
50:05:0130311: 139 |
1014 |
180,00 |
183 000 |
122 |
50:05:0130311: 140 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
123 |
50:05:0130311: 141 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
124 |
50:05:0130311: 142 |
801 |
180,00 |
144 000 |
125 |
50:05:0130311: 143 |
2000 |
160,00 |
320 000 |
126 |
50:05:0130311: 144 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
127 |
50:05:0130311: 145 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
128 |
50:05:0130311: 146 |
1004 |
180,00 |
181 000 |
129 |
50:05:0130311: 147 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
130 |
50:05:0130311: 148 |
1004 |
180,00 |
181 000 |
131 |
50:05:0130311: 149 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
132 |
50:05:0130311: 150 |
854 |
180,00 |
154 000 |
133 |
50:05:0130311: 151 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
134 |
50:05:0130311: 152 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
135 |
50:05:0130311: 153 |
903 |
180,00 |
163 000 |
136 |
50:05:0130311: 154 |
882 |
180,00 |
159 000 |
137 |
50:05:0130311: 155 |
999 |
180,00 |
180 000 |
138 |
50:05:0130311: 156 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
139 |
50:05:0130311: 157 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
140 |
50:05:0130311: 158 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
141 |
50:05:0130311: 159 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
142 |
50:05:0130311: 160 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
143 |
50:05:0130311: 161 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
144 |
50:05:0130311: 162 |
999 |
180,00 |
180 000 |
145 |
50:05:0130311: 163 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
146 |
50:05:0130311: 164 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
147 |
50:05:0130311: 165 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
148 |
50:05:0130311: 166 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
149 |
50:05:0130311: 167 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
150 |
50:05:0130311: 168 |
1017 |
180,00 |
183 000 |
151 |
50:05:0130311: 169 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
152 |
50:05:0130311: 170 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
153 |
50:05:0130311: 171 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
154 |
50:05:0130311: 172 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
155 |
50:05:0130311: 173 |
993 |
180,00 |
179 000 |
156 |
50:05:0130311: 174 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
157 |
50:05:0130311: 175 |
822 |
180,00 |
148 000 |
158 |
50:05:0130311: 176 |
820 |
180,00 |
148 000 |
159 |
50:05:0130311: 177 |
822 |
180,00 |
148 000 |
160 |
50:05:0130311: 178 |
1179 |
180,00 |
212 000 |
161 |
50:05:0130311: 179 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
162 |
50:05:0130311: 180 |
2508 |
160,00 |
401 000 |
163 |
50:05:0130311: 181 |
2008 |
160,00 |
321 000 |
164 |
50:05:0130311: 182 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
165 |
50:05:0130311: 183 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
166 |
50:05:0130311: 184 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
167 |
50:05:0130311: 185 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
168 |
50:05:0130311: 186 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
169 |
50:05:0130311: 187 |
1006 |
180,00 |
181 000 |
170 |
50:05:0130311: 188 |
1005 |
180,00 |
181 000 |
171 |
50:05:0130311: 189 |
1002 |
180,00 |
180 000 |
172 |
50:05:0130311: 190 |
830 |
180,00 |
149 000 |
173 |
50:05:0130311: 191 |
808 |
180,00 |
145 000 |
174 |
50:05:0130311: 192 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
175 |
50:05:0130311: 193 |
996 |
180,00 |
179 000 |
176 |
50:05:0130311: 194 |
989 |
180,00 |
178 000 |
177 |
50:05:0130311: 195 |
984 |
180,00 |
177 000 |
178 |
50:05:0130311: 196 |
974 |
180,00 |
175 000 |
179 |
50:05:0130311: 197 |
987 |
180,00 |
178 000 |
180 |
50:05:0130311: 198 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
181 |
50:05:0130311: 199 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
182 |
50:05:0130311: 200 |
803 |
180,00 |
145 000 |
183 |
50:05:0130311: 201 |
816 |
180,00 |
147 000 |
184 |
50:05:0130311: 202 |
802 |
180,00 |
144 000 |
185 |
50:05:0130311: 203 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
186 |
50:05:0130311: 204 |
1003 |
180,00 |
181 000 |
187 |
50:05:0130311: 205 |
906 |
180,00 |
163 000 |
188 |
50:05:0130311: 206 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
189 |
50:05:0130311: 207 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
190 |
50:05:0130311: 208 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
191 |
50:05:0130311: 209 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
192 |
50:05:0130311: 210 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
193 |
50:05:0130311: 211 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
194 |
50:05:0130311: 212 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
195 |
50:05:0130311: 213 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
196 |
50:05:0130311: 214 |
1001 |
180,00 |
180 000 |
197 |
50:05:0130311: 215 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
198 |
50:05:0130311: 216 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
199 |
50:05:0130311: 217 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
200 |
50:05:0130311: 218 |
1000 |
180,00 |
180 000 |
201 |
50:05:0130311: 219 |
840 |
180,00 |
151 000 |
|
Итого |
244 919 |
|
40 733 000 |
|
Средняя стоимость одного квадратного метра, руб. |
|
|
166 |
- обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0130311: с 19 по 219.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Сергиев Посад, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано (том 3, л.д. 123-128).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Клименко М.Н. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 4, л.д. 3-10).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Клименко М.Н. поддержал поданное ранее ходатайство об отказе от иска в части требований о признании действий незаконными (том 7, л.д. 8-12).
Письменный текст ходатайства Клименко М.Н. о частичном отказе от исковых требований, подписанный представителем Гореловым Д.В., действующей на основании доверенности от 06.03.2014 г. N 77 АБ 1527301, приобщен судом к материалам дела.
Установив правовую позицию сторон, арбитражный апелляционный суд находит заявленное Клименко М.Н. ходатайство о частичном отказе от иска подлежащим удовлетворению в силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отказ не противоречит закону и не нарушает права ответчика и других лиц.
Полномочия лица, подписавшего ходатайство об отказе от исковых требований, подтверждены доверенностью от 06.03.2014 г. N 77 АБ 1527301.
Последствия отказа от исковых требований, предусмотренные статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителю Клименко М.Н. известны и понятны.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2013 года по делу N А41-43284/12 в части требований о признании действий незаконными подлежит отмене, а производство по делу в указанной части - прекращению.
Представитель Клименко М.Н. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Клименко М.Н. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130311:18, находящегося в Сергиево-Посадском районе Московской области.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130311:18 были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0130311: с 19 по 219 (всего 201 земельный участок).
Согласно Акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 11.12.2011 г. при постановке 23 апреля 2010 г. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130311:18 общей площадью 244919 кв.м. на кадастровый учет орган кадастрового учета произвел расчет его кадастровой стоимости исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1401,60 руб.
Этот же удельный показатель кадастровой стоимости (1401,60 руб.) применялся органом кадастрового учета при постановке 26 декабря 2011 г. на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0130311: с 19 по 219.
Ссылаясь на то обстоятельство, что кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, Клименко М.Н. обратился в суд с иском по настоящему делу.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.07 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Из материалов дела следует, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
На основании указанного распоряжения определен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 1401,60 руб. и установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельный участков на их рыночную стоимость.
Принимая во внимание результаты судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0130311: с 19 по 219 в размере их рыночной стоимости (за исключением земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130311:18 ввиду того, что после его разделения указанный земельный участок перестал быть объектом гражданских правоотношений).
Вместе с тем, в удовлетворении данного требования было отказано неправомерно.
Однако на момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 564-РМ от 26.11.13, вступившим в силу с 01.01.14, была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, на основании которой установлена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.
Учитывая изложенное, правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных истцом исковых требований у суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку при наличии новой кадастровой стоимости, изменения сведений о ней за прошедшие периоды незаконно.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 апреля 2014 года N ВАС-4160/14 по делу N А11-1051/2013, от 10 февраля 2014 года N ВАС-135/14 по делу N А57-1910/2012, от 09 октября 2013 года N ВАС-8076/13 по делу N А27-16264/2012.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции (с учетом принятого судом апелляционной инстанции частичного отказа истца от исковых требований) не имеется.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 180, статьями 151, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать отказ Клименко М.Н. от требований о признании действий незаконными.
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2013 года по делу N А41-43284/12 в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43284/2012
Истец: Зелинский Алексей Георгиевич, Клименко Михаил Николаевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Московской области"
Третье лицо: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрация Сергиево-Посадского района, ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области, ИФНС России по городу Сергиев-Посад Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московксой области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области