г. Чита |
|
2 октября 2014 г. |
Дело N А10-3319/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 октября 2014 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Барковской О.В., Даровских К.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тимиршаяховой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2014 года по делу N А10-3319/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (ОГРН 1100327011883, ИНН 0326494235, юридический адрес: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 24) к федеральному казённому учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (ОГРН 1020300900520, ИНН 0323109069, юридический адрес: г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 34А) о взыскании 939 420,89 руб., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (ИНН 0323055529, ОГРН 1020300979820, юридический адрес: г. Улан-Удэ, пр-кт Победы, 14) в лице мобильного отряда особого назначения "Кречет" и открытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН 0326493915, ОГРН 1100327011267 670034, юридический адрес: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, д. 24),
(суд первой инстанции: Хатунова А.И.),
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Костроминой А.С., представителя по доверенности от 8.11.2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (далее - истец, организация ВКХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному казённому учреждению "Исправительная колония N 2 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 939 420,89 руб. - платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, в том числе за 4 квартал 2011 года - 1048,97 руб., за 1 квартал 2013 года - 937 952,95 руб. и за 2 квартал 2013 года - 418,97 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17.07.2014 иск удовлетворён частично: с ответчика в пользу истца взыскано 1048,91 руб. - плата за сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Заявитель жалобы указывает, что между сторонами без каких-либо замечаний был подписан акт согласования точки отбора проб сточной воды, в соответствии с которым точкой отбора проб сточной воды от истца, расположенного по адресу: ул. Бограда, 34а, следует считать ТОП-1 (КНС).
Отбор проб был произведён на территории абонента - ответчика. Данный факт зафиксирован в актах от 6.03.2013 и от 28.06.2013. Адрес расположения объекта абонента можно установить из государственного контракта N 343 от 19.03.2013, где указан адрес его местонахождения (670013, г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 34а). Место отбора проб определено в соответствии с актом согласования точки отбора проб, который подписан без замечаний представителями истца и ответчика.
Таким образом, как полагает истец, акт об отборе проб содержит полную информацию о расположении и наименовании места отбора проб. Кроме того, абонент с наименованием ФКУ ИК-2 УФСИН по Республики Бурятия является единственным абонентом, другого учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН по Республики Бурятия на территории г. Улан-Удэ нет.
При таких обстоятельствах, как полагает истец, довод суда о том, что акт об отборе проб от 6.03.2013 и акт от 28.06.2013 не содержат информацию о расположении и наименовании места отбора проб, является необоснованным.
Кроме того, выводы суда первой инстанции о том, что акты об отборе проб от 6.03.2013 и от 28.06.13 составлены без участия представителя ответчика, являются также неверными. Так, исходя из буквального смысла пункта 4.1.6. государственного контракта и пункта 66 Правил N 167 следует, что участие абонента при отборе проб сточных вод не является обязательным. При этом обязанность истца заблаговременно уведомлять абонента об отборе проб сточных вод государственным контрактом не установлена. Кроме того, государственным контрактом предусмотрено право истца беспрепятственного доступа в любое время суток к сетям, оборудованию и приборам учёта ответчика с целью отбора проб, контроля качества воды и состава сточных вод. Таким образом, участие начальника КНС Вершинина В.Л. при отборе проб свидетельствует о соблюдении истцом требований Правил N 167 на отбор проб с участием представителя абонента.
Более того, истец при отборе проб руководствовался требованиями ГОСТа Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб". Факт сброса ответчиком сточных вод с превышением допустимой концентрации и временно допустимой концентрации загрязняющих веществ подтверждён актами отбора проб сточных вод, в которых зафиксированы все необходимые сведения, в том числе о месте и времени отбора проб, количестве отобранной воды, о методе отбора проб, о характере пробы, о должности и фамилии ответственного лица истца и представителя абонента, участвующего в отборе проб и подписавшего акт без замечаний, а также подтверждено протоколами испытаний сточных вод.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие истца.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: 24.03.2011 между истцом (организацией ВКХ) и учреждением (абонентом) с учётом протокола согласования разногласий от 24.03.2011 был заключён государственный контракт на приём сточных вод, по условиям которого истец принял на себя обязательство принимать в канализационную сеть сточные воды абонента, а абонент - оплачивать сброшенные сточные воды в размере и сроки, предусмотренные контрактом, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении канализационных сетей и исправность используемых приборов учёта.
В приложении 5.3 к государственному контракту согласована точка отбора проб - КНС.
9.09.2011 ответчик получил разрешение на сброс производственных сточных вод в сети канализации г. Улан-Удэ с расходом 175 585,5 куб.м/год и 116 000 куб.м/год с допустимыми концентрациями: рН в пределах 6,5 - 8,5; температура <= 40 градусов С; ХПК: БПКполн <= 1,5 или ХПК: БПК5 <= 2,5.
24.11.2011 с 10 до 11 часов представитель ОАО "Водоканал" Бутуханова И.А. в присутствии начальника участка КНС Вершинина В.Л. произвела отбор пробы из КНС, что отражено в акте об отборе пробы сточной воды для химического анализа.
Анализы проводила испытательная лаборатория ОАО "Водоканал", имеющая аттестат аккредитации N ГСЭН.RU.ЦОА.083.572.
По результатам анализа проб за 4-ый квартал 2011 года в сточных водах абонента выявлено превышение допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ - железа и нефтепродуктов.
Истец определил плату за превышение допустимой и временно допустимой концентрации загрязняющих веществ в размере 1048,97 руб. согласно расчёту за 4 квартал 2011 года.
В связи с установлением фактов превышения ответчиком в 4 квартале 2011 года допустимой концентрации содержания загрязняющих веществ истец выставил абоненту для оплаты счёт-фактуру N 252/4-252 от 30.12.2011 на указанную выше сумму (за сброс загрязняющих веществ за 4 квартал 2011 года).
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что в период с 1.01.2013 отношения сторон урегулированы государственным контрактом N 343 от 19.03.2013 на оказание услуг для государственных нужд на отпуск (получение) воды и (или) приём (сброс) сточных вод, по условиям которого истец принял на себя обязательство подавать заказчику воду и принимать от заказчика отводимые воды, а заказчик - оплачивать принятую воду и отведённые сточные воды в объёме, сроки на условиях контракта.
15.02.2013 ответчик получил разрешение на сброс производственных сточных вод в сети канализации г. Улан-Удэ.
В приложении 5.3 к государственному контракту согласована точка отбора проб: ТОП - 1 (КНС).
Технологическое присоединение сетей истца и ответчика указано в акте разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям (приложение N 4).
6.03.2013 ОАО "Водоканал" в присутствии представителя ответчика - начальника КНС Вершинина В.Л. были составлены акт отбора проб и акт об отборе сточной воды для химического анализа.
28.06.2013 также был составлен акт об отборе пробы сточной воды для химического анализа.
По результатам анализа отбора проб были выявлены нарушения нормативов водоотведения по составу сбрасываемых ответчиком сточных вод.
В связи с установлением фактов превышения ответчиком в 1 и 2 кварталах 2013 года допустимой концентрации содержания загрязняющих веществ истец выставил абоненту для оплаты счёта-фактуры N 252/1-252 от 31.03.2013 за 1 квартал на сумму 937 952,95 руб. и N 252/2-252 за 2 квартал 2013 года на сумму 418,97 руб.
Ответчик оплату по выставленным счетам-фактурам не произвёл, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: между сторонами сложились правоотношения, связанные с водоснабжением и приёмом сточных вод, которые регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 (далее - Правила N 167) и иными нормативными актами в сфере энергоснабжения.
В части удовлетворения иска о взыскании задолженности за 4-ый квартал 2011 года решение суда первой инстанции в полной мере мотивировано. Суд апелляционной инстанции с данной мотивировкой полностью согласен, ответчик в указанной части решение суда первой инстанции не обжаловал, поэтому взыскание с ответчика в пользу истца 1048,91 руб. следует признать обоснованным.
В тоже время, с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении остальных исковых требований суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Из материалов дела судом установлено, что 19.03.2013 между истцом (организацией ВКХ) и учреждением (заказчиком) заключён государственный контракт N 343 на оказание услуг для государственных нужд на отпуск (получение) воды и (или) приём (сброс) сточных вод, по условиям которого истец принял на себя обязательство подавать заказчику воду и принимать от заказчика отводимые воды, а заказчик - оплачивать принятую воду и отведённые сточные воды в объёме, сроки и условиях контракта. Его действие в силу пункта 9.2 распространено на отношения сторон с 1.01.2013 (т.1 л.24-43).
15.02.2013 ответчик получил разрешение на сброс производственных сточных вод в сети канализации г. Улан-Удэ (т.1 л.43).
В приложении 5.3 к государственному контракту согласована точка отбора проб: ТОП-1 (КНС) (т.1 л.42).
Технологическое присоединение сетей истца и ответчика указано в акте разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям (приложение N 4) (т.1 л.36).
Из материалов дела судом также установлено, что 6.03.2013 и 28.06.2013 сотрудники ОАО "Водоканал", с которым у истца заключён договор на оказание услуг по отбору и анализу проб сточных вод (т.1 л.85-100), находились на территории ответчика с целью изъятия для анализа проб сточной жидкости. Специфика ответчика, как режимного учреждения, заключается в том, что о нахождении представителей ОАО "Водоканал" на территории и о цели визита руководству исправительной колонии было известно (во всяком случае, должно быть известно) с момента их появления на КПП. Данный факт подтверждается, в частности, контрольными талонами и разовыми пропусками, которые сотрудники ответчика в указанные выше даты выдавали работникам ОАО "Водоканал" (т.3 л.17-18).
При этом очевидно, что работники ОАО "Водоканал" не имели возможности без ведома сотрудников ответчика покинуть КПП и свободно передвигаться по закрытой и охраняемой территории исправительной колонии. Соответственно, ответчик, зная о появлении работников ОАО "Водоканал" и о цели их визита, имел все возможности выделить в качестве сопровождающих представителей ОАО "Водоканал" лиц сотрудников, обладающих достаточными полномочиями для участия в отборе проб сточной жидкости. Более того, ответчик имел возможность до момента прибытия своих уполномоченных представителей воспрепятствовать проходу работников ОАО "Водоканал" с КПП на территорию колонии.
Следовательно, к месту отбора проб представители ОАО "Водоканал" проникали с согласия ответчика и при непосредственном участии его сотрудников.
В актах от 6.03.2013 и 28.06.2013 (т.1 л.47-48, 56-57) указано, что пробы отбирались в "ТОП в соответствии с актом согласования". Оценивая данное обстоятельство, необходимо принимать во внимание следующее: во-первых, как уже отмечено выше, работники ОАО "Водоканал" не имели возможности свободно перемещаться по территории ответчика. Если целью их визита являлся отбор проб сточных вод, значит, сотрудники ответчика и сопроводили их до места, где такие пробы необходимо отбирать.
Во-вторых, из материалов настоящего дела и судебных актов по делу N А10-665/2012 (т.1 л.66-84) судом установлено, что правоотношения сторон и ОАО "Водоканал", действующего по договору от 27.12.2011 в интересах истца, существуют как минимум с 2011 года. При этом регулярно, раз в квартал сотрудники ОАО "Водоканал" с участием представителей ответчика осуществляют забор проб сточных вод в одном и том же месте. К такому выводу суд пришёл, исследовав представленные в дело акты отбора проб и акты согласования точек отбора проб сточных вод (т.1 л.13, 18, 42, 47-48, 56-57).
Обращает на себя внимание тот факт, что в акте согласования точки отбора проб сточных вод к контракту 2011 года (т.1 л.13) точка отбора поименована "КНС", а на схеме обозначена как "ТОП". В акте согласования точки отбора проб сточных вод к контракту 2013 года (т.1 л.13) наоборот, точка отбора поименована "ТОП-1", а на схеме обозначена как "КНС-1". При этом изучение схем в обоих актах позволяет сделать вывод, что на них указана одна и та же точка.
Доказательств того, что 6.03.2013 и 28.06.2013 работники ОАО "Водоканал" взяли пробы в какой-то иной точке, ответчиком в дело не представлено.
Оценив изложенное в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что 6.03.2013 и 28.06.2013 сотрудники ОАО "Водоканал" изъяли пробы сточной жидкости в точке, согласованной в договоре между сторонами.
Согласно содержанию актов участие в их составлении принимал Вершинин В.Л. Ответчик не оспаривает, что в 2013 году указанное лицо состояло с ним в трудовых отношениях. Собственно, постороннее лицо и не могло находиться на территории режимного объекта.
Необходимо учитывать, что, во-первых, как уже отмечено выше, зная о прибытии работников ОАО "Водоканал" и о цели их визита, ответчик имел возможность до момента прибытия своих уполномоченных представителей воспрепятствовать проходу работников ОАО "Водоканал" с КПП на территорию колонии.
Во-вторых, в прошедшие периоды, начиная с 2011 года, Вершинин В.Л. неоднократно принимал участие в составлении актов отбора проб сточной жидкости.
В связи с изложенным для работников ОАО "Водоканал" полномочия Вершинина В.Л. в силу пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекали из обстановки, в которой действовали стороны.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что акты отбора проб составлены при участии представителя ответчика, который никаких замечаний либо возражений при этом не имел.
Доводы ответчика о нарушении при отборе проб требований ГОСТ являются голословными, никакими доказательствами не подтверждены, а потому оцениваются судом критически.
Анализы изъятых проб сточных вод на основании указанного выше договора с истцом проводила испытательная лаборатория ОАО "Водоканал", имеющая аттестат аккредитации N ГСЭН.RU.ЦОА.083.572. По результатам анализа проб за 1-ый и 2-ой кварталы 2013 года в сточных водах ответчика выявлено превышение допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ - железа и нефтепродуктов (т.1 л.46-50, 56-59).
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в систему канализации населённых пунктов Республики Бурятия утверждён постановлением правительства Республики Бурятия N 374 от 26.12.2003 (действует в редакции от 31.01.2006).
В соответствии с пунктом 8 указанного порядка (далее - Порядок N 374) при сбросе абонентами сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих допустимые концентрации или временно допустимые концентрации, расчёт платы производится по двум нормативам платы: за сброс загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций (ДК) и за сброс загрязняющих веществ в пределах временно-допустимых концентраций (ВДК). Нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющих веществ.
Согласно пункту 8.5 Порядка N 374 плата за сброс сточных вод в системы канализации населённых пунктов с нарушением нормы водородного показателя (рН) - ниже 6,5 и выше 8,5 - определяется путём умножения платы за сброс всех загрязняющих веществ в сети канализации на повышающий коэффициент, равный 5.
В силу пункта 8.7 Порядка N 374 в случае, когда у абонента имеется разрешение на сброс производственных сточных вод в системы канализации населённого пункта Республики Бурятия, предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов ограничивается двукратным действующим тарифом за услуги по приёму сточных вод.
Пунктом 8.9 Порядка N 374 установлено, что в случае, когда у абонента есть разрешение на сброс производственных сточных вод в системы канализации населённого пункта Республики Бурятия, предельный размер платы за установленный залповый сброс загрязняющих веществ ограничивается семикратным тарифом за услуги по приёму сточных вод со дня обнаружения до повторного анализа, подтверждающего его окончание.
Расчёт платы за превышение допустимого уровня сброса загрязняющих веществ произведён истцом в соответствии с требованиями приведённого выше нормативного акта (т.1 л.44, 51-54, 60-61, т.2 л.126-128).
Учитывая изложенное, исковые требования ООО "Байкальские коммунальные системы" подлежат удовлетворению в заявленном объёме.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик обязан полностью возместить истцу расходы по оплате госпошлины.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечёт необходимость изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьёй 268, частью 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2014 года по делу N А10-3319/2013 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (ОГРН 1020300900520, ИНН 0323109069, юридический адрес: г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 34А) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (ОГРН 1100327011883, ИНН 0326494235, юридический адрес: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 24) 939 420 рублей 89 копеек основного долга, 4000 рублей в качестве возмещения расходов по оплате госпошлины, всего 943 420 рублей 89 копеек.
Взыскать с федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (ОГРН 1020300900520, ИНН 0323109069, юридический адрес: г. Улан-Удэ, ул. Бограда, 34А) госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 19 788 рублей 42 копейки".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.А.Куклин |
Судьи |
О.В.Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3319/2013
Истец: ООО Байкальские коммунальные системы
Ответчик: Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия
Третье лицо: Министерство внутренних дел по Республике Бурятия, ООО Водоканал