г. Санкт-Петербург |
|
03 октября 2014 г. |
Дело N А26-964/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Горбачевой О.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тихоновой Н.И.
при участии:
от истца (заявителя): Кухалашвили И.Ю. - доверенность от 06.07.2012
от ответчика (должника): Амарбеева М.В. - доверенность от 30.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20051/2014) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2014 по делу N А26-964/2014 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ИП Луценко Виктора Владимировича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
о признании решения от 29.07.2013 N 3.2-23/2311 недействительным в части
установил:
индивидуальный предприниматель Луценко Виктор Владимирович (далее - заявитель, Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании решения от 29.07.2013 N 3.2-23/2311 недействительным в части доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 1-3 кварталы 2012 года в сумме 284 878 руб., земельного налога, подлежащего уплате по итогам 2012 года, в сумме 100 452 руб., начисления пеней по земельному налогу в сумме 30 253, 19 руб. и привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 14 551 руб. 60 коп.
Решением суда от 23.06.2014 принят отказ индивидуального предпринимателя Луценко Виктора Владимировича от требования о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от 29.07.2013 N 3.2-23/2311 в части доначисления земельного налога, соответствующих пеней и штрафа в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:80102:119, 10:01:80102:136, 10:01:80102:137. Производство по делу в указанной части прекращено. Заявленное индивидуальным предпринимателем Луценко Виктором Владимировичем требование удовлетворено полностью. Признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску от 29.07.2013 N 3.2-23/2311 в части доначисления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:80102:51, 10:01:80102:50, 10:01:80102:135 в пункте 1 резолютивной части решения земельного налога в сумме 286 194 руб., в пункте 5 резолютивной части решения уменьшения сумм авансовых платежей по земельному налогу в сумме 57 239 руб., а также соответствующих пеней и штрафов.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суд а отменить.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность рения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ИП Луценко В.В. 01.02.2013 г. представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
Как установлено в ходе камеральной налоговой проверки, заявитель в 2012 г. являлся собственником земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 10:01:0080102:50; 10:01:0080102:51; 10:01:0080102:135, относящихся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение производственных объектов пищевой промышленности.
Решением N 3.2-23/2311 от 29.07.2013 Инспекция доначислила Предпринимателю сумму авансовых платежей по земельному налогу за 1,2,3 кварталы 2012 года в общей сумме 284 878 руб., земельный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, в сумме 100 452 руб., начислила пени в сумме 30 253 руб. 19 коп., привлекла предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 14 551 руб. 60 коп.,а также уменьшила авансовые платежи по земельному налогу за 1,2,3 кварталы 2012 года и сумму земельного налога по итогам налогового периода на 65 616 руб.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, предприниматель 13.09.2013 направил в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия апелляционную жалобу.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 01.11.2013 N 13-11/09618а апелляционная жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции N 3.2-23/2311 от 29.07.2013 в обжалуемой части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения в обжалуемой части недействительным.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании п.2 ст.65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.1 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного пользования и на праве пожизненного владения.
Предприниматель, в силу указанной нормы, является плательщиком земельного налога.
Согласно п.З ст.391 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст.391 НК РФ).
ИП Луценко В.В. 01.02.2013 г. представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
Предприниматель при исчислении земельного налога, по спорным земельным участкам, применил ставку в размере 0,3%.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводиться государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Соответственно, фактическая кадастровая стоимость земельного участка определяется государственными органами.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ).
Таким образом, именно сведения государственного кадастра являются определяющими при исчислении земельного налога.
Согласно гл.31 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со ст.390 Кодекса как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель ст.394 НК РФ определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Решением Петрозаводского городского Совета XXI сессия XXV созыва от 10 ноября 2005 г. N XXV/XXI-196 "Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа земельного налога" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрена пониженная ставка 0,3 процента от кадастровой стоимости участка, в том числе, в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленными для них целевыми назначениями. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
Поскольку объектом земельных отношений согласно п.п.2 п.1 ст.6 ЗК РФ является земельный участок, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Вид разрешенного использования земельного участка, определенный в соответствии с территориальным зонированием, должен быть указан в правоустанавливающих документах на земельный участок.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
По смыслу названных норм, владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением вида разрешенного использования земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятия решения которого правомерно применение иной ставки.
Изменений в вид разрешенного использования земельных участков, влекущее за собой отнесение к иному виду разрешенного использования, не происходило (в частности изменения по отнесению к п. 13 Типового перечня видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", Приложение N 2 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.07.2012 N П/276)).
Аналогичная правовая позиция о том, что для целей исчисления земельного налога категории облагаемых земельных участков следует определять на основании данных земельного кадастра об их целевом назначении и виде разрешенного использования, содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 г. N 6720/11.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Из приведенных норм следует, что для применения пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% имеют значение категория земельного участка и разрешенный вид землепользования.
Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11.
Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Карелия в соответствии с п. 11 ст.396 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ) письмом от 16.07.2013 г. N 01-17/2988 представлены сведения государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков содержащие данные о категории земель, наименовании и состав вида разрешенного использования (стр.11 обжалуемого решения).
Также, согласно письму Администрации Петрозаводского городского округа от 15.07.2013 г. N 5.1-08-261 виды разрешенного использования в соответствии типовым перечнем видов разрешенного использования не предназначены для осуществления сельскохозяйственного производства.
Поскольку спорные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод налогового органа о применении налоговой ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, установленной в отношении прочих земельных участков.
У заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие его право на применение пониженной ставки земельного налога, а также документы, подтверждающие его обращения за изменением вида разрешенного использования земельных участков.
Таким образом суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2014 по делу N А26-964/2014 отменить.
В удовлетворении заявления ИП Луценко В.В. отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-964/2014
Истец: ИП Луценко Виктор Владимирович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску