г. Владивосток |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А51-12969/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-12035/2014
на решение от 12.08.2014
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-12969/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Погорелова Сергея Николаевича (ИНН 254008146623, ОГРН 311254006200012, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 21.03.2012)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (ИНН 2536008735, ОГРН 1022501308610, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2002)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 15.04.2014 N 03-04/14,
при участии: стороны не явились
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Погорелов Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Погорелов С.Н.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее по тексту - административный орган, ТО ФСГС, Приморскстат) от 15.04.2014 N 03-04/14 о привлечении к административной ответственности.
Решением суда от 12.08.2014 требования предпринимателя удовлетворены, в связи с отсутствием в действиях (бездействиях) предпринимателя состава административного правонарушения.
Посчитав, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что материалами дела нашел свое подтверждение факт непредставления предпринимателем статистической информации по форме N 1-ИП, что свидетельствует о наличии в бездействиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ.
Выводы суда о том, что административным органом не представлено доказательств направления требования о предоставлении статистической информации является ошибочным, поскольку органами государственной статистики в материалы дела был представлен реестр почтовых отправлений, свидетельствующий о том, что 04.02.2014 в адрес ИП Погорелова С.Н. было направлено информационное письмо с указанием даты представления отчетности, а также с приложением бланка формы N 1-ИП.
Указанное письмо было направлено по адресу ИП Погорелова С.Н. и на почту возвращено не было, соответственно, оснований считать, что указанное требование не было получено адресатом, у административного органа отсутствуют.
Кроме того, судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что информация о необходимости представления статистического отчета опубликована на официальном сайте Приморскстата в сети Интернет, соответственно, предприниматель имел возможность ознакомиться с указанной информацией и представить отчет N 1-ИП в установленные сроки.
От предпринимателя в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены с указанием на законность и обоснованность решения суда. Также предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы административного органа в его отсутствие.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, стороны своих представителей не направили, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу административного органа в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено.
На основании докладной записки от 12.03.2014 заместителя начальника отдела статистики предприятий Приморскстата, подготовленной в соответствии с данными сайта Приморскстата, ИП Погорелов С.Н. на выборочной основе вошел в списки индивидуальных предпринимателей, обязанных предоставлять статистическую отчётность по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2013 год" и был обязан представить отчетность в срок до 02.03.2014.
В связи с непредставлением в установленные сроки статистической отчетности формы N 1-ИП 26.03.2014 административным органом в отношении ИП Погорелова С.Н. составлен протокол об административном правонарушении.
15.04.2014 административным органом вынесено постановление N 03-04/14 о привлечении ИП Погорелова С.Н. к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.19 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5.000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в возражениях на нее, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3.000 руб. до 5.000 руб.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений, либо в представлении недостоверной, т.е. искаженной статистической информации. При этом имеется в виду представление только той информации, которая предусмотрена законодательством.
Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.
Согласно оспариваемому постановлению ИП Погорелову С.Н. вменяется совершение правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений о деятельности индивидуального предпринимателя по установленной формы N 1-ИП.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 4 статьи 210 названного Кодекса по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом не доказано наличие в бездействиях ИП Погорелова С.Н. состава вмененного правонарушения, поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих факт совершения рассматриваемого правонарушения административным органом не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Постановления N 620 представление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условии: формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации; наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению; доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов; наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.
Пунктом 4 Постановления N 620 установлено, что субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет.
Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата 26.06.2013 N 232 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" N 1-ИП.
Из приложений N 6 к Приказу следует, что форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП за 2013 год должна быть представлена в органы статистики до 02.03.2014, указанная отчетность необходима для получения сводной статистической информации и заполняется индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию и получившим статус предпринимателя без образования юридического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность; индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, их деталями и моторным топливом).
Указанным Приказом обязанность по представлению статистической отчетности по форме N 1-ИП в территориальные органы государственной статистики отчётов возложена на предпринимателей на выборочной основе, которая формируется с помощью программных средств в автоматическом режиме.
При этом бланк формы статической отчетности N 1-ИП с указаниями порядка его заполнения и даты представления должен быть направлен предпринимателю, попавшему в выборку респондентов.
Таким образом, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предприниматель несёт ответственность за непредставление или несвоевременное представление статистических данных по форме N 1-ИП только в том случае, если бланки форм статистической отчетности с указаниями по его заполнению были доведены до него, как респондента, органами Росстата (пункт 8 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ и пунктов 2 и 4 Постановления N 620).
Между тем, административный орган не представил суду надлежащих доказательств отправки и получения адресатом - ИП Погореловым С.Н. информационного письма с приложением бланка статистической отчетности и указанием обязанности представления отчетности по форме N 1-ИП до 02.03.2014.
Представленное административным органом письмо от 04.02.2014 N 03-06/25 (с приложением бланка отчетности), в котором указывалось, что ИП Погорелов С.Н. вошел в список обследуемых субъектов и обязан предоставить за 2013 год в срок до 02.03.2014 заполненную форму федерального статистического наблюдения N 1-ИП, правомерно не принято судом в качестве доказательства извещения заявителя об обязанности представления отчетности, поскольку доказательства фактического направления и вручения данного письма предпринимателю отсутствуют.
При этом распечатка с электронного носителя регистра исходящей почты за 2014 год об отправке 04.02.2014 письма N 03-06/25 не является достоверным доказательством его фактического получения Погореловым С.Н.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что предприниматель был извещен о необходимости представления отчетности в срок до 02.03.2014, в материалы дела не представлено.
Довод административного органа о том, что предприниматель целенаправленно уклонялся от получения писем Приморскстата, коллегией во внимание не принимается, поскольку как следует из материалов дела повторно бланк формы федерального статистического наблюдения с указанием порядка его заполнения направлен заявителю 14.03.2014, срок представления отчетности установлен 25.03.2014. Предприниматель исполнил требования и направил отчетность 20.03.2014.
Довод апелляционной жалобы о том, что сроки представления бланков по форме N 1-ИП и информация о предпринимателях, обязанных представлять данную отчетность, опубликована на официальном сайте Приморскстата, в связи с чем предприниматель имел возможность с ней ознакомиться и представить отчетность в установленные сроки, коллегией во внимание не принимается, поскольку у предпринимателя отсутствует обязанность по осуществлению мониторинга информации, размещенной на сайте органов статистики.
При этом доводы об ознакомлении предпринимателя с указанной информацией носят предположительный характер и не могут достоверно подтверждать факт того, что предприниматель знал о необходимости представления отчетности по форме N 1-ИП.
При таких обстоятельствах, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что административный орган не доказал, что предприниматель знал о необходимости представления отчетности в органы статистики, однако в нарушение требований законодательства свои обязанность не исполнил.
Таким образом, учитывая, что с субъективной стороны административное правонарушение по статье 13.19 КоАП РФ характеризуется умышленной формой вины, соответственно, при отсутствии доказательств извещения предпринимателя о дате представления отчетности, у административного органа не было оснований для привлечения ИП Погорелова С.Н. к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 стать 24.5 КоПА РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и признал оспариваемое постановление от 15.04.2014 N 03-04/14 незаконным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2014 по делу N А51-12969/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12969/2014
Истец: ИП Погорелов Сергей Николаевич
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю