город Севастополь |
|
06.08.2014 |
Дело N 901/4095/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.14
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Евдокимова И.В.,
судей Антоновой И.В.,
Заплавы Л.Н.,
при ведении протокола секретарем Лемиш В.В.
Представители лиц участвующих в деле не явились.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАТ "Симферопольский консервний завод им. С.М. Кирова" на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым (судья Башилашвили О.И.) от 06.02.2014 по делу N 901/4095/13
по иску Заместителя прокурора города Симферополя в интересах государства в лице Симферопольского городского совета
к ПАТ "Симферопольский консервний завод им. С.М. Кирова"
об изменений условий договора оренды земли,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Симферополя обратился в Хозяйственный суд Республики Крым в интересах государства в лице Симферопольского городского совета по иску к Публичного акционерного общества "Симферопольский консервный завод им. С. М. Кирова" об изменении условий договора аренды земли, который заключен между истцом и ответчиком в отношении земельного участка общей площадью 2,0177 га, которая находится по адресу: ул. Ж Дерюгиной, 8, г. Симферополь, и состоит из двух участков: N 1 - площадью 0, 5639 га (кадастровый номер 01101000 00:02:015:0534); N 2 - площадью 1, 4538 га (кадастровый номер 01101000 00:02:015:0533).
В судебное заседание 27.01.2014 прокурор предоставил заявление об исправлении технически ошибки, согласно которой просил суд читать просительную часть искового заявления в редакции, изложенной в заявлении, при этом не изменяя предмета иска.
Решением Хозяйственного суда Республики Крым от 06.02.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным решением, заявитель Публичное акционерное общество "Симферопольский консервный завод им. С. М. Кирова" обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой в которой просил решение хозяйственного суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционную жалобу мотивировано статьей 21 Закона Украины "Об аренде земли" и статьей 632 Гражданского кодекса Украины, поскольку, поскольку по мнению заявителя, отсутствует согласие сторон договора на соответствующие изменения.
20 февраля 2014 года определением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда принята к апелляционному производству апелляционная жалоба.
В отзыве на апелляционную жалобу истец ссылается на правомерность выводов суда первой инстанции, что подтверждается нормами российского занодательства, в частности, статьями 28, 65 Земельного кодекса, статьями 450, 606 Гражданского кодекса РФ. ФРФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 30 июля 2014 года представители лиц участвующих в деле не явились, о дне и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежаще, заблаговременно.
Ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия сочла достаточным объем доказательств для рассмотрения дела по существу в отсутствие прокурора и ответчика Коктебельского поселкового совета.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
18.12.2006 между Симферопольским городским советом (арендодатель) и Открытым акционерным обществом "Симферопольский консервный завод имени С.М. Кирова" (в дальнейшем Публичное акционерное общество "Симферопольский консервный завод им. С.М. Кирова") (арендатор) заключен договор аренды земли, зарегистрированный 05.06.2007 под N 040700100045 в Крымском региональном филиале" Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины" в книге записей регистрации договоров аренды земли Киевского района (л.д. 9-14).
Предметом данного договора является то, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное, платное пользование земельный участок для обслуживания производственной базы, которая находится по адресу: г. Симферополь, Республика Крым, Украина, ул. Жени Дерюгиной, 8 план (схема) которого является неотъемлемой частью договора (п. 1.1 договора).
Разделом договора "Объект аренды" стороны оговорили, что в аренду передается земельный участок общей площадью 2,0177 га, в том числе участок N 1 площадью 0,5639 га, участок N 2 площадью 1,4538 га с целью несельскохозяйственного использования согласно статье 19 п. "б" Земельного кодекса Украины, а именно: для обслуживания производственной базы.
Кадастровый номер участка N 1 - 01101000 00:02: 015:0534.
Кадастровый номер участка N 2 - 01101000 00:02: 015:0533.
Нормативная денежная оценка земельного участка составляет 977567,58 грн. На земельном участке расположен целостный имущественный комплекс (нежилые здания), который принадлежит арендатору на основании приказа N 772 от 13.06.1996 фонда имущества АРК. (п. 2.1, 2.2, 2.3 договора).
Данный договор заключен сроком на 10 лет в 09.11.2016 (п. 3.1 договора).
Пунктом 4.1 договора установлено, что арендная плата установлена в размере 195716,90 грн. за 10 лет, а именно к 09.11.2016 и перечисляется следующим образом: ежемесячно до 15 числа, следующего за расчетным месяцем - 1630,97 грн.
Пунктом 4.3 договора стороны предусмотрели, что размер арендной платы может быть пересмотрен с согласия сторон и в случаях изменения условий хозяйствования, ухудшение состояния земельного участка не по вине арендодателя и арендатора, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Украины "О плате за землю" (действовавшего на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений и до вступления в законную силу Налогового кодекса Украины) использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом.
Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" N 309-VI от 03.06.2008 части четвертая и пятая статьи 21 Закона Украины "Об аренде земли" были изложены в следующей редакции:
"Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется в соответствии с законом и не может быть меньше:
для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины "О плате за землю";
для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины "О плате за землю".
Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не может превышать 12 процентов их нормативной денежной оценки. При этом в случае определения арендатора на конкурентных началах может быть установлен больший размер арендной платы, чем указанный в этой части ".
В дальнейшем, Законом Украины N 2756-VI от 02.12.2010 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины" указаны части четвертая и пятая статьи 21 Закона Украины "Об аренде земли" исключены.
В то же время, частью 1 статьи 7 Закона Украины "О плате за землю" предусмотрено, что ставки земельного налога с земель, денежная оценка которых установлена, устанавливаются в размере одного процента от их денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в частях п 'пятой - десятой настоящей статьи и части второй статьи 6 настоящего Закона.
Таким образом, внесенными в земельное законодательство изменениями предусмотрено, что арендная плата за переданный в пользование ответчику земельный участок не может быть меньше 3% от денежной оценки. При этом, именно денежная оценка земельного участка является исходной базой для исчисления размера платы за землю.
Согласно пункту 288.5 статьи 288 Налогового кодекса Украины размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа за пользование земельным участком "других категорий земель" не может быть меньше трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого настоящим разделом, и не может превышать 12 процентов нормативной денежной оценки.
В соответствии с пунктом 274.1 статьи 274 Налогового кодекса Украины ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 и 278 настоящего Кодекса.
Статьей 5 Закона Украины "Об оценке земель" (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено, что нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
Материалы дела свидетельствуют, что на момент заключения между сторонами договора аренды земли от 18.12.2006, зарегистрированного 05.06.2007 нормативная денежная оценка передаваемого ответчику земельного участка составляла 977567,58 грн.
30.06.2011 Симферопольским городским советом принято решение N 177 "Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Симферополь", которым утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель г. Симферополь и введено в действие новую нормативную денежную оценку земель г. Симферополь 01.01.2012.
Пунктом 3 указанного решения предусмотрено, что нормативная денежная оценка земель г. Симферополя подлежит применению в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины. Пунктом 2 решения утвержден стоимость одного квадратного метра земельного участка определенного функционального использования по земельно-оценочных районах г. Симферополя и оформлено приложением к решению.
В соответствии с нормами Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" данное решение городского совета обнародовано 08.07.2011 в газете "Южная Столица", и тем самым доведено до сведения арендатора.
Письмом от 01.07.2013 за исх. N 24/01-11/126 Симферопольским городским советом направлено ответчику дополнительное соглашение без номера и даты в договор аренды земли от 28.12.2006 N 1209, согласно которой истец предложил ответчику пункты дополнительного соглашения изложить в редакции истца и изменить размер арендной платы. Факт получения письма с приложением подтверждается подписью представителя ответчика (л.д. 15-18).
Однако, подписанного дополнительного соглашения от ответчика в адрес Симферопольского городского совета не поступило.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 статьи 606 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ч. 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в частности, при существенном нарушении договора другой стороной.
Указанная норма корреспондирует с гражданским кодексом Украины, так в соответствии со статьей 651 Гражданского кодекса Украины изменение или расторжение договора допускается только по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в других случаях, установленных договором или законом, а также в случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора (статья 652 Гражданского кодекса Украины).
Изменение обстоятельств является существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это предвидеть, они не заключили бы договор или заключили бы его на других условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с обстоятельствами, которые существенно изменились, или относительно его расторжения, договор может быть расторгнут, а по основаниям, установленным частью четвертой настоящей статьи, - изменен по решению суда по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такое изменение обстоятельств не наступит;
2) изменение обстоятельств обусловлено причинами, которые заинтересованная сторона не могла устранить после их возникновения при всей заботливости и осмотрительности, которые от нее требовались;
3) выполнение договора нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и лишило бы заинтересованную сторону того, на что она рассчитывала при заключении договора;
4) из сути договора или обычаев делового оборота не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для выполнения договора на условиях, измененных судом.
Статьей 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 189 Хозяйственного кодекса Украины, статьей 632 Гражданского кодекса Украины цена является существенным условием договора, в случаях, установленных законом применяются цены, которые устанавливаются или регулируются уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.3, заключенного между сторонами договора аренды земли, размер арендной платы может быть пересмотрен с согласия сторон и в случаях изменения условий хозяйствования, ухудшение состояния земельного участка не по вине арендодателя и арендатора, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
То есть, стороны договорились о том, что договор может быть изменен при определенных обстоятельствах, перечень которых не является исчерпывающим. Условия договора аренды не исключают возможность изменения суммы арендной платы через изменение нормативной денежной оценки земли.
Согласно ч.2. статьи 18 Закона Украины "Об оценке земель" нормативная денежная оценка земельных участков проводится: расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения - не реже чем один раз в 5 - 7 лет; расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 5 - 7 лет, а несельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 7 - 10 лет.
Таким образом, изменение цены земли привело к изменению размера земельного налога и арендной платы, в связи с чем возникли основания для пересмотра последней и внесения необходимых изменений в договор аренды.
Согласно части второй статьи 20 Закона Украины "Об оценке земель" данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель.
Условия договора аренды не исключают возможности изменения суммы арендной платы через изменение нормативной денежной оценки земли. Эти обстоятельства изменились настолько, что если бы стороны могли предусмотреть иной размер нормативной денежной оценки земли, то они заключили договор на других условиях - предусмотрели большую сумму арендной платы.
При этом, в момент заключения договора стороны исходили из того, что такое изменение обстоятельств не наступит. Изменение обстоятельств обусловлено причинами, которые арендодатель не мог устранить после их возникновения, поскольку они от него требовались, так как обязательства органа местного самоуправления пересматривать в определенный срок нормативную денежную оценку земли установлено законом.
Выполнение договора на прежних условиях нарушает соотношение имущественных интересов сторон и лишает арендодателя того, на что он рассчитывал при заключении договора - получение арендной платы в размере, не ниже установленного минимального размера арендной платы и нормативной денежной оценки земли.
В данном договоре не определено, что риск изменения обстоятельств несет арендодатель. То есть, одновременно есть определенные условия, с которыми закон - часть вторая статьи 652 Гражданского кодекса Украины, связывает возможность изменения договора по решению суда.
Согласно статье 632 Гражданского кодекса Украины цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 30 Закона Украины "Об аренде земли" предусмотрено, что изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае недостижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.
Итак, нормами действующего законодательства предусмотрена возможность изменения условий договора по решению суда по требованию одной из сторон в случаях, установленных договором или законом. Поскольку сторонами в договоре аренды предусмотрена возможность увеличения размера арендной платы, а арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности является регулируемой цене, поэтому законодательное изменение предельного размера этой платы является основанием для пересмотра размера арендной платы, установленной условиями договора.
Следовательно, принятие Симферопольским городским советом решения N 177 от 30.06.2011 "Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Симферополь", которым утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель г. Симферополь и введено в действие новую нормативную денежную оценку земель г. Симферополь с 01.01.2012, утверждена стоимость одного квадратного метра земельного участка определенного функционального использования по земельно-оценочных районах г. Симферополь являлось основанием для внесения изменений в договор об аренде земли по арендной плате за землю.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Апелляционную жалобу ПАТ "Симферопольский консервний завод им. С.М. Кирова" на решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06.02.2014 по делу N 901/4095/13 оставить без удовлетворения.
2. Решение хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06.02.2014 по делу N 901/4095/13 оставить без изменений.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
И.В. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 901/4095/2013
Истец: Заместитель прокурора города Симферополя
Ответчик: ПАО "Симферопольский консервный завод им. С. М. Кирова"
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2014 Постановление Севастопольского апелляционного хозяйственного суда N 901/4095/13