город Москва |
|
06 октября 2014 г. |
Дело N А40-115550/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей Красновой С.В. Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Далаковым А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО ТГК "Вега" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "29" января 2014 г. по делу N А40-115550/13, принятое судьей О.Г. Лиловой, по иску ЗАО ТГК "Вега" (ОГРН 1027739012003) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), третьи лица - 1)Управление Росреестра по Москве, 2)ДГИГМ,3) Правительство Москвы, об установлении кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании:
от истца: Коморин Ю.Н. по доверенности от 16.04.2014 г.
от ответчика: не явился, извещен.
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) Белова А.А. по доверенности от 27.08.2014 г., 3) Белова А.А. по доверенности от 27.08.2014 г.
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО Туристский гостиничный комплекс "Вега" с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании несоответствующей рыночной стоимости внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость равную 75 642 675 руб. 60 коп. земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:83, расположенного по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, вл.71, корп.3В, обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:83 в размере его рыночной стоимости 55 806 405 руб. ( с учетом уточнения исковых требований, принятого судом).
Требования заявлены со ссылкой на п.3 ст. 66 Земельного Кодекса, ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2014 года в удовлетворении требований отказано.
С решением суда первой инстанции не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Департамента государственного имущества города Москвы и Правительства Москвы с решением суда согласен, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ответчики ФГБУ "ФКП Росреестра" и Росреестр и другие третьи лица в судебном не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 27.03.03г. между истцом (арендатор) и ДГИ г. Москвы (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N М-03-505270/123 (л.д.22-29 т. 3), предметом которого является земельный участок, площадью 1765 кв.м, в том числе площадью 305 кв.м. для эксплуатации здания гостиницы, площадью 60 кв.м. для эксплуатации открытой автостоянки, площадью 74 кв.м для эксплуатации подземного гаража площадью 1326 кв.м. под благоустройство территории, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Измайловское шоссе, вл. 71, корп. 3В.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно п. 1 указанной статьи, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ от 25.07.98г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из указанной нормы права следует, что под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена продажи объекта оценки на открытом рынке в условиях конкуренции.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом, как указано в данном постановлении, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Определением Девятого арбитражного апелляционной го суда по ходатайству истца была назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков Экспертиза". Согласно заключению экспертов от 14.07.2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77: 03:0005001:83 общей площадью 1765,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, вл.71, корп.3В по состоянию на 01.01.2013 года составляет 61 180 000 руб.
Ответчик и третьи лица оценку не оспорили, доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представили.
Доводы представителя Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы судебная коллегия не принимает, поскольку как следует из договора аренды земельного участка N М-03-505270/123 (п.3) изменение размера арендной платы происходит без воли сторон наступившим событием, а именно: централизованным изменением ставок арендной платы уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и (или) Москвы, и не требует внесения изменений в договор.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Следовательно, если арендная плата арендуемого у города Москвы земельного участка зависит от его кадастровой стоимости, то и обязательства арендатора такого земельного участка напрямую зависят от того, какова кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что истец, будучи арендатором земельного участка, не вправе защищать свои права посредством оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, поскольку права и обязанности истца напрямую зависят от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Так, по смыслу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. При этом оспорить результаты определения кадастровой стоимости позволяет норма абз. 1 ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Причем несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права, в т.ч. арендатора указанного земельного участка как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от его кадастровой стоимости.
Поскольку результатом деятельности по определению кадастровой стоимости является внесение в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, то оспаривание результата определения кадастровой стоимости земельного участка должно происходить посредством иска, направленного на установление судом иного результата определения кадастровой стоимости земельного участка, определенного на основании его действительной рыночной стоимости; сторонами такого иска являются лица, чьи имущественные права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости спорного земельного участка (например, плательщик и получатель земельного налога; публичное образование - собственник земельного участка и обратившиеся за его выкупом собственник расположенного на нем здания; плательщик и получатель арендной платы, ставка которой определена в процентах от его кадастровой стоимости, др.).
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что по настоящему делу иск заявлен надлежащим истцом, заинтересованным в оспаривании утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель, которому законом предоставлено право такого оспаривания; выбранный истцом способ защиты является надлежащим.
Довод представителя третьего лица о том, что истцом оспаривалась кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости, установленная на 01.01.2012 года, также не является препятствием для удовлетворения требований истца.
В ходе производства в суде первой инстанции по настоящему делу Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 г.
При оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночная стоимость подлежит установлению решением суда на ту же дату, которая была использована оценщиком, осуществившим оспариваемую кадастровую оценку, в качестве даты оценки (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. N 10761/11 по делу N А11-5098/2010).
Однако момент, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости, определяется по-иному.
По смыслу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. При установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Следовательно, если в ходе судопроизводства органом исполнительной власти были утверждены иные результаты государственной кадастровой оценки земель, то определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение, так как возникновению, изменению, прекращению его прав и обязанностей не приведет.
Однако, Определением Девятого арбитражного апелляционной го суда по ходатайству истца с целью проверки достоверности результатов оценки рыночной стоимости, представленной экспертами истца, была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков Экспертиза". Согласно заключению экспертов от 14.07.2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77: 03:0005001:83 общей площадью 1765,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, вл.71, корп.3В по состоянию на 01.01.2013 года составляет 61 180 000 руб.
Ответчик и третьи лица оценку не оспорили, доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2013 года не представили. Указанная рыночная стоимость в качестве новой кадастровой стоимости вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта
Другой кадастровой стоимости земельного участка на дату рассмотрения данного дела представителями органа исполнительной власти города Москвы апелляционному суду не представлено.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенных обстоятельств, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.110,176, пунктом 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "29" января 2014 г. по делу N А40-115550/13 отменить.
Признать несоответствующей рыночной стоимости внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:83, расположенного по адресу: г. Москва, Измайловское шоссе, вл.71, корп.3В.
Обязать ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:83 в размере его рыночной стоимости 61 180 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115550/2013
Истец: ЗАО ТГК "Вега", ЗАО туристский гостиничный комплекс вега
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ООО "Центр по оценке собственности, инвестиционных рисков Экспертизы", Правительство Москвы, Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по г. Москве