город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А53-13847/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 06.06.2014, Кулькин Н.Ю., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 19.03.2014, Мендель А.Я., удостоверение N 106
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Русь" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2014 по делу N А53-13847/2014, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению ООО "Русь",
к заинтересованному лицу Департамент потребительского рынка Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русь" (далее - заявитель, общество, ООО "Русь") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту потребительского рынка Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2014 по делу об административном правонарушении N 265/4/2013, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела полностью подтвержден состав и вина общества в административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что в материалах дела недостаточно доказательств вины общества во вменяемом административном правонарушении, также департаментом допущены грубые процессуальные нарушения при административном производстве, а общество не занимается закупкой и реализацией пивной продукции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, поступившим из Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (от 04.02.2014 N уЗ-1306/07-16), и сведениям, полученным департаментом потребительского рынка Ростовской области из Единой информационной системы субъекта Российской Федерации по приему деклараций, общество в 4 квартале 2013 года, произвело закупку у ООО "АГРИС" (ИНН 6154076040) пива в объёме 2,95 дал и пивных напитков в объёме 0,646 дал.
24.04.2014 начальником отдела департамента потребительского рынка Ростовской области в отношении общества в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении N 265 по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия указанного протокола вручена представителю общества под расписку.
26.05.2014 заместитель директора Департамента вынес в отношении общества в отсутствие его законного представителя постановление по делу об административном правонарушении N 265/4/2013, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с действиями административного органа, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется только прямым умыслом.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 171 -ФЗ порядок учёта производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила), в соответствии с которыми общество обязано представлять декларации об объёме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
В соответствии с пунктом 2 Правил декларации представляют организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (по форме согласно приложению N 11), а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (по форме согласно приложению N 12).
Согласно пункту 17 Правил декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации.
В соответствии с пунктом 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям, поступившим из Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (от 04.02.2014 N уЗ-1306/07-16), и сведениям, полученным департаментом потребительского рынка Ростовской области из Единой информационной системы субъекта Российской Федерации по приему деклараций, общество в 4 квартале 2013 года, произвело закупку у ООО "АГРИС" (ИНН 6154076040) пива в объёме 2,95 дал и пивных напитков в объёме 0,646 дал.
Соответственно оборот пива и пивных напитков у общества в 4 квартале 2013 года должен быть отражён в декларации, по форме согласно приложению N 12, которую общество не представило.
Как следует из материалов дела, обществом в установленный срок и в установленном порядке не была представлена соответствующая декларация за 4 квартал 2012 года.
Обществом при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, допущено административное правонарушение, выразившееся в непредставлении в установленный срок в соответствующий контролирующий орган декларации об объёме розничной продажи пива и пивных продуктов за 4 квартал 2014 (приложение N 12 к Правилам предоставления деклараций).
Довод заявителя об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормативно не обоснован.
Из заявления общества следует, что общество закупку алкогольной продукции не осуществляло, подпись на товарно-транспортной накладной в графе получатель груза представителю общества не известна, работник с фамилией Матевосян у заявителя не работает, соответственно и у общества отсутствовала обязанность представлять декларацию об объёме розничной продажи пива и пивных напитков.
Суд апелляционной инстанции отклоняет вышеуказанный довод по следующим основаниям.
Товарно-транспортная накладная является унифицированным документом, её форма утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Товарно-транспортная накладная является товарораспорядительным документом по учёту работ в автотранспорте и состоит из двух разделов: товарного и транспортного.
Товарный раздел необходим грузоотправителю и грузополучателю для списания товарно-материальных ценностей со склада первого и оприходования их на склад второго.
Товарно-транспортная накладная оформляется тогда, когда доставка покупателю приобретенного товара осуществляется компанией-перевозчиком. Прежде всего, товарно-транспортная накладная необходима для подтверждения заключения договора перевозки груза (пункт 2 статьи 785 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Для продавца накладная по форме 1 -Т, в товарной части, является основанием для списания с учёта товарно-материальных ценностей, а для покупателя этот же раздел является источником информации для оприходования товарно-материальных ценностей.
Кроме того, заявитель не отрицает тот факт, что между ним и обществом с ограниченной ответственностью "АГРИС", которая осуществляет оптовую продажу пива и пивных напитков заключён договор поставки от 28.07.2006 N 317. В пункте 2.7 договора определено, что доставка товаров обществу осуществляется исключительно транспортом поставщика, то есть ООО "АГРИС". Также необходимо отметить, что в товарно-транспортной накладной от 10.10.2013 N 33868, на основании которой общество приобрело пиво и пивные напитки, в графе "торговая точка" значится: п. М. Курган, ул. Таганрогская, 7, маг. "Русь".
Согласно сведениями из Единого государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции у заявителя имеется действующая лицензия 61-4301532 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на обособленном объекте по адресу: Ростовская область, п. М. Курган, ул. Таганрогская, 7.
Кроме этого, согласно приходному кассовому ордеру от 23.10.2013 N А/00006449 приняты и оприходованы в кассу ООО "АГРИС" денежные средства в размере 3262,4 рублей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно пришел к выводу о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о наличии нарушения порядка привлечения общества к ответственности, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный по следующим основаниям.
08.05.2014 руководителем общества лично было получено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 23.05.2014. Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества с объявлением резолютивной части состоялось 23.05.2014. Постановление по делу об административном правонарушении было изготовлено в полном объёме 26.05.2014, что соответствует требованиям статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлено заявителю посредством почтовой связи и было получено им, о чем он также указывает в своём заявлении.
Департаментом соблюдён порядок извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также установленный Кодексом порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исследовав доводы заявителя о том, что общество не занимается закупкой и реализацией пивной продукции, а осуществляет закупку и реализацию исключительно алкогольной и спиртосодержащей продукции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Спиртосодержащая пищевая продукция, это пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции (статья 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с вышеуказанной статьей алкогольная продукция, это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидра, пуаре, медовухи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 года N 815 утверждены "Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила), действующие на момент подачи заявителем декларации за 4 квартал 2013 года.
Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, а также об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
В соответствии с пунктом 2 Правил декларации представляют организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (по форме согласно приложению N 11), а также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (по форме согласно приложению N 12).
Данное разграничение устанавливается, поскольку розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не является лицензируемым видом деятельности (ст. 18 Федерального Закона N 171-ФЗ).
Соответственно оборот пива и пивных напитков у общества в 4 квартале 2013 года должен быть отражен в декларации по форме согласно приложению N 12, которую общество не представило.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет (статья 2.2 Кодекса). В тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части Кодекса возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства в материалах дела об административном правонарушении не представлено.
Кроме того, уклонение от подачи деклараций об объемах продажи алкогольной продукции (либо несвоевременная подача, либо искажение данных) нарушает установленный законом порядок государственного регулирования при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, применение административного наказания за данные нарушения лицензионных требований, является необходимым для предупреждения правонарушений, посягающих на экономические интересы Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.08.2014 по делу N А53-13847/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13847/2014
Истец: ООО "РУСЬ"
Ответчик: департамент потребительского рынка РО, департамент потребительского рынка Ростовской области