Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф05-15943/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А41-26411/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
от третьего лица: не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.07.2014 по делу N А41-26411/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, об оспаривании действий и обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (далее - ФАС ВСО, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) и просит суд:
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, улица Чкалова, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-431 от 11.03.2014;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, улица Чкалова;
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - сеть водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-429 от 11.03.2014;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - сеть водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова;
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - тепловые сети, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по пер. Черемховский до здания по ул. Чкалова, 14, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-433 от 11.03.2014;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - тепловые сети, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по пер. Черемховский до здания по ул. Чкалова, 14;
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-432 от 11.03.2014;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова;
- признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - линия наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, от ТП по пер. Черемховский; от ТП до ул. Чкалова, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-434 от 11.03.2014;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право оперативного управления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа на объект недвижимого имущества - линия наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, от ТП по пер. Черемховский; от ТП до ул. Чкалова.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе управление также заявило письменное ходатайство о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области.
Определением от 05.08.2014 суд апелляционной инстанции удовлетворил указанное ходатайство, поручил Арбитражному суду Иркутской области осуществить содействие в организации видеоконференц-связи в целях участия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебном заседании Десятого арбитражного апелляционного суда, назначенном на 04 сентября 2014 года в 11 часов 00 минут (по Московскому времени).
Судебное заседание 04.09.2014 проводилось с использованием видеоконференц-связи, при участии представителя управления.
Определением от 04.09.2014 суд отложил судебное разбирательство на 02.10.2014, в связи с поступившими ходатайствами заявителя и третьего лица об отложении судебного заседания.
02.10.2014 через канцелярию суда от управления в суд поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с отсутствием технической возможности осуществления видеоконференц-связи с Арбитражному суду Иркутской области 02.10.2014 в 10-00.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 (ред. от 11.07.2014) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" ходатайство об участии в судебном заседании суда апелляционной или кассационной инстанции с учетом положений части 1 статьи 266, части 1 статьи 284 АПК РФ может быть подано и после вынесения определения о принятии апелляционной (кассационной) жалобы, в котором указано время и место проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной (кассационной) жалобы (часть 2 статьи 261, часть 3 статьи 278 АПК РФ).
Между тем, письменное ходатайство о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области в суд апелляционной инстанции не поступало, в материалах дела отсутствует.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для поручения Арбитражному суду Иркутской области осуществить содействие в организации видеоконференц-связи в целях участия управления в судебном заседании Десятого арбитражного апелляционного суда, назначенном на 02.10.2014 в 10-00.
На основании изложенного, суд отказал в удовлетворении ходатайства управления об отложении судебного заседания.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
До судебного заседания 01.10.2014 от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ФАС ВСО против доводов управления возражал, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы заинтересованного лица, а также просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
02.10.2014 от Управления Росреестра поступили письменные возражения на отзыв заявителя.
01.10.2014 от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором ТУ Росимущества в Иркутской области просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.12.2008 Мэром города Иркутска принято постановление N 031-06-3370/8, в соответствии с которым Федеральному арбитражному суду Восточно-Сибирского округа в постоянное (бессрочное) пользование для строительства здания Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа предоставлялся земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 5518 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:1732, расположенный в Кировском районе города Иркутска по ул. Чкалова.
Право постоянного (бессрочного) пользования ФАС ВСО на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:1732 было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 20.03.2014.
Строительство здания осуществлялось на основании выданного разрешения в соответствии с разработанной проектной документацией.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию 20.11.2012 N RU38303000-95/12 здание ФАС ВСО введено в эксплуатацию.
В соответствии со Свидетельствами о государственной регистрации права от 25.12.2012, 20.03.2014 подтверждается, что собственником здания, расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Чкалова, д. 14, является Российская Федерация, и указанное здание предоставлено Федеральному арбитражному суду Восточно-Сибирского округа на праве оперативного управления.
Как следует из письма Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 13.12.2013, одновременно с вводом здания в эксплуатацию были введены в эксплуатацию объекты инженерных коммуникаций, необходимые для обслуживания вновь построенного здания, в том числе тепловые сети, трансформаторная подстанция, сети ливневых канализаций, сети канализации, сети водопровода, линии наружного освещения, здание дизельной станции, строительство которых осуществлялось в соответствии с проектной документацией и техническими условиями от 14.09.2012 N 135, от 06.10.2008 N 8, от 03.08.2011 N 252, от 19.09.2012 N 1401/08-ЮЭС.
Выполнение технических условий подтверждается справками о выполнении технических условий от 09.11.2012 N 1245, от 09.11.2012 N 19, от 26.09.2012 N 210/560-121/4267, от 12.11.2012 N 1475-15, от 05.07.2012 N 54.
В отношении инженерных сетей были составлены технические и кадастровые паспорта.
После ввода объектов в эксплуатацию заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления в отношении следующих объектов недвижимости:
- сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, улица Чкалова;
- сеть водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова;
- тепловые сети, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по пер. Черемховский до здания по ул. Чкалова, 14;
- сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, по ул. Гаврилова; ул. Чкалова;
- линия наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, расположенный по адресу: Иркутская область, город Иркутск, от ТП по пер. Черемховский; от ТП до ул. Чкалова.
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-431 от 11.03.2014 заявителю отказано в регистрации права оперативного управления в отношении сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:15941, который не принадлежит ни на каком-либо, предусмотренном законом праве заявителю.
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-434 от 11.03.2014 заявителю отказано в регистрации права оперативного управления в отношении линии наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:15941, 38:36:000034:67, 38:36:000034:1732, которые не принадлежат ни на каком-либо, предусмотренном законом праве заявителю.
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-432 от 11.03.2014 заявителю отказано в регистрации права оперативного управления в отношении сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:15941, 38:36:000034:1732, которые не принадлежат ни на каком-либо, предусмотренном законом праве заявителю.
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-433 от 11.03.2014 заявителю отказано в регистрации права оперативного управления в отношении тепловых сетей, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:1404, 38:36:000034:1732, 38:36:000034:1467, которые не принадлежат ни на каком-либо, предусмотренном законом праве заявителю.
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/100/2013-429 от 11.03.2014 заявителю отказано в регистрации права оперативного управления в отношении сети водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, в связи с тем, что указанный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:15941, 38:36:000034:1732, которые не принадлежат ни на каком-либо, предусмотренном законом праве заявителю.
Заявитель, посчитав, что данные отказы Управления Росреестра являются незаконными, обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что отказ Управления Росреестра является незаконным в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 ГК РФ к вещным правам на имущество относится право оперативного управления имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В силу части 2 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно части 1 статьи 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Управление Росреестра отказывая в осуществлении государственной регистрации права, указало, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000034:15941, 38:36:000034:1404, 38:36:000034:1467 и 38:36:000034:67, на которых частично расположены объекты инженерных коммуникаций.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что управление при регистрации прав на объекты недвижимого имущества не имело права требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по которым проходят инженерные коммуникации, за исключением земельного участка, на котором располагается здание ФАС ВСО, является необоснованным и противоречащим действующему законодательству, так как правоустанавливающим документом для регистрации прав на вновь возведенный объект недвижимого имущества, помимо акта на ввод объекта в эксплуатацию, является правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который заявлены к регистрации, и каких-либо исключений из этого правила действующее законодательство не содержит.
Вместе с тем положения пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется при предоставлении следующих документов:
- правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества;
- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с кадастровыми паспортами на линейные объекты о регистрации прав, на которые обратился заявитель, следует, что:
- сети ливневой канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17215, полностью расположены на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:15941;
- сети водопровода, кадастровый номер: 38:36:000034:16752, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:173 и 38:36:000034:15941;
- тепловые сети, кадастровый номер: 38:36:000034:16754, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:1404, 38:36:000034:1732, 38:36:000034:1467;
- сети канализации, кадастровый номер: 38:36:000034:17025, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:173 и 38:36:000034:15941;
- линия наружного освещения, кадастровый номер: 38:36:000034:17218, расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 38:36:000034:173, 38:36:000034:15941 и 38:36:000034:67.
Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию права оперативного управления на объекты инженерной коммуникации были предоставлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000034:173, предоставленном ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из смысла статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, при строительстве линейных объектов разрешение на строительство выдается в соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, при этом составление градостроительного плана земельного участка не требуется.
Между тем, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, в том числе статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса РФ, следует, что нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Статьей 89 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки
Кроме того, до момента прокладки сетей ливневой канализации, наружного освещения, канализации, тепловых сетей, сети водопровода, вся проектная документация, документация по земляным работам, сводный план сетей, были согласованы с правообладателями земельных участков, через которые проходят сети.
Представленные согласия правообладателей земельных участков свидетельствуют об исключении возможности нарушения их прав и законных интересов фактом государственной регистрации права собственности на сети.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также то, что инженерные коммуникации, строительство которых осуществлялось в строгом соответствии с законом и введенные в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством, могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Росреестра не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на все земельные участки, по котором проходят инженерные коммуникации, за исключением земельного участка, на котором располагается здание ФАС ВСО.
Довод управления о том, что инженерные коммуникации, в отношении которых заявитель просил зарегистрировать право оперативного управления, имеют вспомогательное назначение, в связи с чем права на них не могут быть зарегистрированы, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
При этом, как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 24.09.2013 N 1160/13, термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Исходя из положений статьи 135 ГК РФ, следует, что к объектам вспомогательного характера, относятся объекты, предназначенные для обслуживания другой, главной, вещи и связанные с ней общим назначением.
В тоже время инженерные коммуникации (тепловые сети, сети ливневых канализаций, сети канализации, сети водопровода, линии наружного освещения) могут быть использованы, при подключении к ним посторонних объектов, не только для обслуживания здания ФАС ВСО, но и других объектов, в связи с чем, являются самостоятельными объектами недвижимости.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что отказ Управления Росреестра является незаконным в связи с чем, требования Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об оспаривании действий и обязании осуществить государственную регистрацию подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные управлением в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заинтересованного лица с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.07.2014 по делу N А41-26411/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26411/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2015 г. N Ф05-15943/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области