г. Ессентуки |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А63-1672/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17 июня 2014 года по делу N 63-1672/2014,
по заявлению открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", г.Ессентуки, ОГРН 1052600222927,ИНН 2626033550,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь,
о признании недействительным решения от 23.12.2013 по делу N 91, об отмене постановления от 17.03.2014 N 49 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в сумме 562 500 рублей,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" -Чебулаева В.М. по доверенности от 30.12.2013 N 01-10/17;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Гритчин И.Н. по доверенности от 22.05.2014 N 03/5810.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ставропольэнергосбыт", г. Ессентуки (далее -заявитель, общество), обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", г. Ставрополь, о признании недействительным решения от 23.12.2013 по делу N 91.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица подал письменное ходатайство об объединении в одно производство настоящего дела и дела N А63-3660/2014 для совместного рассмотрения, ссылаясь на положения части 2.1 статьи 130 АПК РФ.
В рамках производства N А63-3660/2014 ОАО "Ставропольэнергосбыт" подало заявление к УФАС по СК об отмене постановления от 17.03.2014 года N49 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в сумме 562500 рублей.
Рассмотрев поступившее ходатайство, суд удовлетворил ходатайство заинтересованного лица и объединил указанные дела в одно производство для их совместного рассмотрения, в связи с чем, вынесено определение от 12.05.2014 года.
Решением суда от 17 июня 2014 года заявленные требования открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", оставлены без удовлетворения.
Решение мотивированно тем, что наличием состава вменяемого правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения общества к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Ставропольэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что в рассматриваемом случае введение полного ограничения режима потребления является допустимым. Ограничение режима потребления до уровня аварийной брони производилось потребителем самостоятельно.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17 июня 2014 года по делу N 63-1672/2014 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что между ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и ОАО "Ставропольэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 600044 от 01.07.2007 года.
Предметом договора определено, что гарантирующий поставщик (далее ГП) обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а так же путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии, а покупатель обязуется принимать и оплачивать принятую электрическую энергию, а так же соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической энергии, согласно утвержденному приложению N 1 к договору, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность использованных им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Пунктом 2.2.1 договора определено, что ГП имеет право приостановить исполнение обязательств по договору путем введения частичного или полного ограничения режима потребления электрической энергии с соответствующим предупреждением в случае нарушения установленных настоящим договором обязательств по оплате за электрическую энергию суммарно более двух сроков платежа (раздел 5).
Пунктом 5.5 договора энергоснабжения предусмотрено, что оплата за электрическую энергию производится платежными поручениями Покупателя на основании счетов гарантирующего поставщика в следующем порядке: -до 10 числа расчетного месяца Покупатель оплачивает 30 % стоимости объема потребления электрической энергии, указанного в пункте 5.6 договора; - до 25 числа расчетного месяца Покупатель оплачивает 40 % стоимости объема потребления электрической энергии, указанного в пункте 5.6 договора;
Фактически потребленная электрическая энергия в расчетном периоде с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за электрическую энергию и мощность в расчетном периоде, оплачивается в срок до 18 числа месяца, следующего за расчетным. ОАО "Ставропольэнергосбыт" направило в адрес ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" уведомление от 18.10.2013 года N 01-5/733 о планируемом введении ограничения режима потребления электрической энергии (полученного предприятием 18.10.2013 года за входящим номером 4887) следующего содержания: "Вами не выполняются обязательства по договору энергоснабжения N 600044 от 01.07.2007 г. в части соблюдения сроков оплаты за электрическую энергию. Задолженность по состоянию на 18.10.2013 г. составляет 22421642.36 рублей.
На основании ст. 546 Гражданского кодекса РФ, "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, уведомляем Вас, что 29 октября 2013 г. Вам необходимо самостоятельно произвести частичное ограничение режима потребления электрической энергии. При невыполнении действий по самостоятельному ограничению такое ограничение в указанный срок будет введено сетевой организацией.
Счета на возмещение затрат на выполнение работ по вводу ограничений, возобновлению электроснабжения будут выставлены согласно действующей калькуляции. В связи с предстоящим ограничением Вам необходимо принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования".
18 октября 2013 года ОАО "Ставропольэнергосбыт" письмом N 01-5/2958 направило в адрес филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" уведомление о необходимости введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии, на определенные ОАО "Ставропольэнергосбыт" точках поставки электрической энергии.
30 октября 2013 года ОАО "Ставропольэнергосбыт" направило ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" письмо N 01-5/3036 "Об ограничении режима потребления электрической энергии" определяющее поэтапное отключение электрической энергии.
18 октября 2013 года ОАО "Ставропольэнергосбыт" письмом N 01 -5/2958 направило в адрес филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" уведомление о необходимости введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии, следующего содержания:
"Требуется введение частичное ограничение потребления электроэнергии, путем прекращения подачи электрической энергии с 15-00 29 октября 2013 года. Наименование потребителя - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", номер договора 600044 от 01.07.2007 г., местонахождение (адрес, телефон) - 355037, г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 25, тел/факс (8652) 35-94-28, электрические адреса точек поставки:
- п. Темижбекский, производственное здание, ПС Темижбексакая, ТП 2\163, нФ-4, оп.N 10;
с.Юца, база ВиК, ПС Юцкая Ф-136, ТП 425, нФ-4;
с.Винсады, контора ВиК, ПС Н. Бештаугорец, ф-125, ТП-288, нф-1, оп.-10;
с. Саблинское, РЭУ, ПС Саблинская, Ф-255, ТП-2;
с. Мирное, контора, ПС Восход КТП 4/424;
с. Сотниковское, контора, ПС Сотниковская КТП 15/443;
пос. Ставропольский, контора, ПС Ставропольская КТП 7/451.
Основание ограничения: невыполнение обязательств по договору энергоснабжения N 600044 от 01.07.2007 г. в части соблюдения сроков оплаты за электрическую энергию. Задолженность по состоянию на 18.10.2013 г. составляет 22421642.36 рублей. Сведения об уведомлении потребителя - уведомление от 18.10.2013 года N 01-5/733 (потребитель уведомлен о необходимости самостоятельного ограничения режима потребления)."
30 октября 2013 года ОАО "Ставропольэнергосбыт" направило ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" письмо N 01 -5/3036 "Об ограничении режима потребления электрической энергии" следующего содержания:
Сообщаю Вам, что в связи с непогашением задолженности ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" перед ОАО "Ставропольэнергосбыт" по уведомлению N 015-15/733 от 18.10.2013 г. в полном объеме, было введено частичное ограничение режима потребления по следующим точкам поставки электрической энергии: п. Темижбекский, производственное здание, ПС Темижбекская, ТП 2/163, нф-4, оп. N 10; с. Юца, база ВиК, ПС Юцкая, Ф-136, ТП 425, нф-4;
с. Винсады, контора ВиК, ПС Н. Бештаугорец, Ф-125, ТП 288, нф-1 оп.N 10;
с. Саблинское, РЭУ, ПС Саблинская, Ф-255, ТП-2;
с. Мирное, контора, ПС Восход КТП 4/424;
с. Сотниковское, контора, ПС Сотниковская КТП 15/443;
пос. Ставропольский, контора, ПС Ставропольская КТП 7/451.
В случае непогашения задолженности по вышеуказанному уведомлению до 07.11.2013 г., введение ограничения будет продолжено путем прекращения подачи электрической энергии по следующим точкам поставки:
С 15-00 "08" ноября 2013 г.
Электрический адрес точки поставки:
касса по приему платежей, ПС Незлобная, ТП-140, ф-497;
с. Обильное, база, ПС Обильное, ТП-1173, ф-144;
с. Ольгино, артN 1189, ПС 35/10 Иргаклы, ТП-4185, ф-277;
с. Новая Кугульта, база, ПС Подлесная, ТП-3, ф-198;
с. Птичье, гараж, ПС Птичье, ТП-3, ф-402;
п. Медвеженский, доп. офис, ПС Медвеженская, ТП-2, ф-310;
с. Н. Екатериновское, фельдшерский пункт, ПС Стародворцовская, ТП-11, ф-260;
ТП 1/140 Казинка, бытовка, ПС Казинская, ТП-1, ф-140; ТП 1/140 Казинка, контора, ПС Казинская, ТП-1, ф-140;
п. Верхнестепной, административное здание, ПС 110/35/10 Восток, ТП-4306, ф-480;
ст. Незлобная, мастерская, ПС Электропривод, ТП-1016, ф-259;
с. Московское, база, ПС Московская, ТП-4, ф-282;
с. Труновское, контора, ПС Труновская, ТП-1, ф-259, оп.36;
с. Безопасное, контора, ПС Безопасная, ТП-1, ф-243;
с. Преградное, доп. офис, ПС Преградное, ТП-4, ф-269, оп.9. С 15-00 "11" ноября 2013 г. Электрический адрес точки поставки:
производственная база ул.Ермолова 75а, ПС Белый Уголь 110\10кВ, ф-167, ТП-63; с.Вин-Сады, нежилое помещение, ПС Ново-Бештаугорец ПОМОкВ, ф-125, ТП-283; с.Новоблагодарное, нежилое помещение, ПС Железноводская, ф-163, ТП-218; с.Марьины Колодцы, административное здание, ПС М-Колодцы, ф-221, ТП-2; с.Нагутское, административное здание, ПС Нагутская, ф-188, ТП-11; с.Янкуль, дом-контора, ПС Янкульская, ф-199, ТП-3; с.Куршава, производственная база, ПС Т-302, ф-183, ТП-15; Контора, ПС Железноводская, ф-105, ТП-20;' Контора, ПС Подгорная, ф-129, ТП-1294; Производственная база, ПС Лысогорская, ф-196, ТП-1105.
Вам необходимо самостоятельно отключить вышеуказанные точки поставки электрической энергии. Также Вам необходимо обеспечить снижение величины потребляемой мощности до размера 10% от максимальной мощности по нижеприведенным точкам поставки (при невыполнении действий по самостоятельному ограничению режима потребления в срок, такое ограничение будет осуществляться сетевой организацией):
С 15-00 "12" ноября 2013 г. Электрический адрес точки поставки;
с. Архангельское, водный участок 1/173, ПС Архангельская, ф-173, ТП-1;
с. Покойное, водный участок, ПС Красный Октябрь, ф-188, ТП-14;
с. Прасковея, водный участок, ПС Орловская, ф-240, ТП-2;
Насосная станция подкачка Баррикадная 4А, ПС Ессентуки-2, ф-147, Тп-53;
Насосная станция подкачка Лермонтова 144, ПС Ясная Поляна-2, ф-302, ТП-73. С 15-00
"13" ноября 2013 г.
Электрический адрес точки поставки:
Насосная станция Константиновская, ПС Провал, ф-104, ТП-65;
п. Нижнеподкумский, ПС Провал, ф-104, ТП-72;
с. Юца, насосная станция N 2, ПС Юцкая, ф-136, ТП-97;
с. Бешпагир, хлораторная, ПС Базовая, ф-117, ТП-42;
с. Сергиевское, хлораторная, ПС Сергиевская, ф-130, ТП-1. С 15-00 "14" ноября 2013 г. Электрический адрес точки поставки:
с. Толстово-Васюковское, ПС Т-Васюковская, ф-205, ТП-7;
с. Старомарьевка, насосная станция, ПС Ставрополь-330, ф-163, ТП-21;
х. Октябрь, хлораторная, ПС Сергиевская, ф-130, ТП-14;
с. Китаевское, скважина N 25, ПС НАС Россия, ф-264, ТП-20;
п. Новый Маяк, насосная станция, ПС Журавская, ф-272, ТП-2. ' С 15-00 "15" ноября 2013 г. Электрический адрес точки поставки: КНС-2, насос N 1, ПС Провал, ф-397, ТП-12;
с. Левокумка, резервуар для водоснабжения, ПС Овощевод, ф-606, ТП-4; п. Верхний Янкуль, насосная станция N 8, ПС Ново-Янкульская, ф-134, ТП-5; с. Никольское, арт N 3098, ПС Варениковская, ф-254, ТП-4010: х. Сунжа, арт N 2153, ПС Богдановская, ф-280, ТП-4129".
В адрес сетевой организации - филиал ОАО "МРСК Северного Кавказа" -"Ставропольэнерго" ОАО "Ставропольэнергосбыт" было направлено два уведомления от 30.10.2013 года N 01-5/3037 и N 01-5/3038 "О необходимости введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии", по обозначенным выше точкам электроснабжения.
В целях выполнения уведомлений ОАО "Ставропольэнергосбыт" о необходимости введения частичного ограничения режима потребления электрической энергии филиалом ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" ОАО "Ставропольэнергосбыт" были составлены следующие акты:
- акт N 36 от 29.10.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии, п. Темижбекский, производственное здание, ПС Темижбекская, ТП 2/163, нф-4, оп. N 10-путем прекращения: отключения абонента на напряжении 0,4 кВс разрывом цепи на опоре 10 при количестве проводов -4 ВЛ-0,4 кВ Ф-4 от ТП-2/163.
- акт N 36 от 29.10.2013 года выполненной работы по техническому обеспечению ограничения режима потребления электроэнергии по заявке ОАО "Ставропольэнергосбыт" - п. Темижбекский, производственное здание путем отключения абонента на напряжение 0,4 кВ с разрывом цепи на опоре 10 при количестве проводов -4 ВЛ-0,4 кВ Ф-4 от ТП-2/163.
акт от 29.10.2013 года введения ограничения режима потребления электрической энергии, с. Юца, пер. Почтовый ПС Юцкая, Ф-136, ТП 425, нф-4, путем отключения абонента на напряжении 0,4 кВ автомат вывел, рубильник разъед;
акт N 58-А/С от 29.10.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии, с. Саблинское, ул. Лещенко, 67 б, ПС "Сабля" Ф-255 ТП-2/255Ф-2, путем отключения напряжения абонента на напряжении 0,4 кВ с отключением кабеля ввода в здание на вводном щите;
акт от 29.10.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ВЛ-10 кВ Ф-451, ПС Ставропольская, КТП-7/751 п/8 Ф1, путем отключения абонента на напряжении 0,4 кВ автоматическим выключателем;
акт от 29.10.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ВЛ-10 кВ Ф-443, ПС Ставропольская, КТП-15/443 п/8 Ф1, путем отключения абонента на напряжении 0,4 кВ автоматическим выключателем;
акт от 29.10.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии на ПС "Восход" Ф-424, КТП -4/424 ВЛ-0,4 кВ ч 1 путем отключения на напряжении 0,4 кВ;
акт от 08.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ВЛ-0,4 кВ Ф-2, ТП 1173/144 с. Обильное, путем отключения кабельного ввода на оп. N 25;
акт от 08.11.2013 года о введении ограничения режима потребления электрической энергии ВЛ-0,4 кВ, Ф-3 от ТП3/198 оп. 1, путем отключения наружного ввода на напряжение 0,4 кВ на опоре N 1 ВЛ-0,4 кВ н.в. Ф-3 от ТП-3198 при количестве проводов 4 шт.;
акт от 08.11.2013 года о введении ограничения режима потребления электрической энергии ТП3/402, путем отключения путем отключения абонента на напряжении 0,4 кВ с разрывом цепи на опоре при количестве проводов 4;
акт от 08.11.2013 года о введении ограничения режима потребления электрической энергии Ф-310, ТП-2 ПС "Медвеженская" путем отключения абонента на напряжении 0,4 кВ автоматическим выключателем;
акт о проведенных отключениях присоединений ВЛ-0,4 кВ Ф-1, ТП-11/260 0,4 кВ опора 33.
акт от 08.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ПС "Казинская" Ф-140 ТП 1/140 Ф-210/140 оп. N 6 путем отключения вводного автомата;
акт от 08.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ПС "Казинская" Ф-140 ТП 1/140 Ф-210/140 оп. N 6 путем отключения вводного автомата и опломбирования щита пломбой;
акт от 08.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ВЛ0,4 кВ 17/в Ф2 ТП 4306/480 Восток оп. 22 путем отключения автоматического выключателя;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 08.11.2013 года - КТП-1016/259 ПС "Электропривод" авг. н/в Ф-4, путем отключения абонента на напряжении 0,38 кВ автоматическим выключателем Ф-4 в КТП 1016/259;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 08.11.2013 года - ТП-4/282 путем отключения абонента на напряжении 0,4 кВ с разрывом цепи на опоре при количестве проводов 4;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 08.11.2013 года ВЛ-0,4 кВ н.в. Ф-3 оп. N 36 от ТП-1/859 путем отключения абонента на напряжение 0,4 кВ с отключением кабеля ввода в здание на опоре 36, при количестве проводов 2;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 08.11.2013 года на ВЛ-0,4 кВ н.в. Ф-2 от ТП6/246 опора 52 путем отключения наружного ввода на напряжение 0,4 кВ на опоре 52 ВЛ-0,4 кВ н.в. Ф-2 от ТП-6/246 при количестве проводов 4 шт.;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 08.11.2013 года Ф-269 ТП-4, опора N 9 ПС Природная путем отключения абонента на напряжении 0,4 кВ автоматическим выключателем;
акт от 11.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ул. Ермолова, 75 а, путем частичного ограничения режима потребления электроэнергии в ВРУ потребителем;
акт от 11.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ПС Ново-Бештаугорец Ф-125 ТП-288 Ф1 путем отключение абонента на напряжении 0,4 кВ автоматическим выключателем, рубильником, линейным разъединителем в РЩ-0,4 кВ;
акт от 11.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии П Железноводская Ф-163 ТП-218Ф1 путем отключения абонента на напряжении 0,4 кВ автоматическим выключателем, рубильником, линейным разъединителем в РЩ-0,4 кВ;
акт от 11.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии на ПС Марьины Колодцы путем отключение шлейфов на опоре;
акт от 11.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии в ЗТП 11/188 ПС "Нагутская" отключение рубильника, нет возможности частичного ограничения, произведено полное отключение;
акт К/Я-3 от 11.11.2013 г. ограничение режима потребления электрической энергии на ПС "Янтарь" 35/10ВЛ-10 кВ, Ф-199 ТП-3/199 ВЛ-0,4Ф1 оп.68 путем отключение АВ в щите учета;
акт С/С-Д-1 от 11.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии путем отключения кабеля на оп. 3 по напр. N 54;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 11.11.2013 года в КТП ПС Подгорная, Ф-129, КТП-1294/129 путем отключения автомата в РУ-0,4 кВ;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 11.11.2013 года ВЛ-10 кВ Ф-196 ПС Лагогорская КТП 1105/196 путем отключения абонента на напряжении 10 кВ выносным разъединителем Р-105 ТП-1105/196 пс Лыгогорская и опломбированием привод Р-105;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 12.11.2013 года ТП1/173 путем отключения розетки и выключателя в боксе для автотранспорта;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 12.11.2013 года на ПС Красный октябрь Ф-188 ТП-14 Ф-2 0,4 кВ путем отключения Н/К автомата в НЩУ;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 12.11.2013 года ТП-14 Ф-240 путем отключения н/в автомата 13А47-29 и опломбирован пломбой;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 12.11.2013 года ул. Лермонтова, 144, г. Ессентуки отключения рубильника в РШ потребителя;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 12.11.2013 года по ул. К.Маркса 34, г. Ессентуки, путем отключения рубильника в РШ потребителя;
акт о введении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления электрической энергии от 13.11.2013 года ПС Провал Ф-104, ТП-72;
акт о введении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления электрической энергии от 13.11.2013 года ПС Юцкая Ф136, ТП-97;
акт частичного ограничения режима потребления электрической энергии от 13.11.2013 года КТП 42/117 Ф2 опора N 23 с. Бешпагир, путем опломбирования розетки;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 13.11.2013 года ПС "Сергеевская" Ф-130 ТП-1 путем отключения кам. Ап. Питающий электронасос 0,63 кВт;
- акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 14.11.2013 года П/С Валюковское Ф162 ТП7 ФЗ 0,4 кВ;
акт частичного ограничения режима потребления электрической энергии от 14.11.2013 года отключения и опломбирования;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 14.11.2013 года ПС "Сергеевская" Ф-130 ТП-14;
- акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 14.11.2013 года ПС НС Россия ТП-20 Ф264, ВЛ-0,4 Ф-2, путем отключение АВ в РЩ-0,4 кВ;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 14.11.2013 года ПС Жураввня ТП-2 Ф-272, путем отключения АВ в РЩ-0,4 кВ;
акт от 15.11.2013 года ограничения режима потребления электрической энергии ЗТП-12/397 РУ-0,4 кВ ячейка 2, путем отключения н/в рубильника в ячейки N 2 РУ-0,4 кВ и опломбирования привода рубильника;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 15.11.2013 года ВЛ-6 кВ ПС "Овощевод" ТП-4/806 Ф606, путем отключения автоматического выключателя в РЩ потребителя и опломбировка дверцы РЩ;
акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 1 5.11.2013 года НС N 8 ПС н.-Янкуль 35/10 КТП 5/314 нф-1, путем отключения АВ н/ф 1 КТП -5/314.
Не согласившись с действиями ОАО "Ставропольэнергосбыт" ГУП СК "Ставропольэнергосбыт" обратилось с заявлением в антимонопольный орган. По итогам рассмотрения заявления Ставропольским УФАС России было возбуждено и рассмотрено дело N 91 о нарушении антимонопольного законодательства. ОАО "Ставропольэнергосбыт" признано нарушавшим п.4 ч. 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
11 февраля 2014 года по данному факту антимонопольным органом в отношении "Ставропольэнергосбыт" было возбуждено дело об административном правонарушении N 49, проведено административное расследование, по результатам которого 28 февраля 2014 года составлен протокол N 47 об административном правонарушении.
17 марта 2014 года заместителем руководителя управления Сапуновым Д.Н. вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 49, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьи 14.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 562 500 рублей.
Оспаривая решение и постановление антимонопольного органа, используя право на судебную защиту, общество обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлениями.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
ОАО "Ставропольэнергосбыт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции "электроэнергия, ОКПД 40.13.12.120, купля-продажа (поставка)" с долей на рынке > 50 % в географических границах, определенных постановлением РЭК Ставропольского края от 16.10.2006 N 23. Являясь гарантирующим поставщиком, ОАО "Ставропольэнергосбыт" занимает доминирующее положение в Ставропольском крае на рынке электроэнергии: купля-продажа (поставка) электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 2 ст. 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом -юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В пункте 2.2.1 договора электроснабжения N 600044 от 01.07.2007 стороны предусмотрели право ОАО "Ставропольэнергосбыт" на введение ограничения режима потребления в отношении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" при нарушении им сроков оплаты электрической энергии (мощности).
Порядок введения ограничения в подаче электроэнергии регламентирован в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. В своих пояснениях ОАО "Ставропольэнергосбыт" указывает, что ограничение режима потребления было введено на основании подп. "б" п 2. Правил в связи с нарушением своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Для потребителей, указанных в пунктах 17 и 18 настоящих Правил, в связи с наступлением указанных в настоящем пункте обстоятельств вводится полное ограничение режима потребления с соблюдением указанных в пункте 17 настоящих Правил сроков введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической и (или) аварийной брони.
В силу п.18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).
Согласно п. 2 Приложения "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, социальным последствиям" Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее Федеральный закон N 135-ФЗ) установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Инициированное ответчиком ограничение электропотребления повлекло угрозу прекращения водоснабжения потребителей ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
В число объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих отключению от электроснабжения попали производственные здания, конторы, мастерские базы, производственные базы, насосные станции, насосные станции подкачки, хлораторная, резервуар для водоснабжения. Сбой в работе указанных объектов в связи с их отключением от энергоснабжения может повлечь негативные экологические и социальные последствия, а также создает угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности.
Нарушение сроков оплаты электроэнергии ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" не оспаривается, вместе с тем согласно п. 2.2.1 договора и ст. 546 ГК РФ ограничение (полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Поскольку ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и относится к категории указанных выше потребителей - категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, - частичное ограничение режима потребления в отношении него может вводиться в порядке, установленном пунктом 17 Правил ограничения, не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении данного потребителя ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Доказательства надлежащего определения Гарантирующим поставщиком величины аварийной брони по согласованию в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а также доказательства полного соблюдения процедуры введения ограничения, установленной пунктом 17 Правил ограничения, судом не установлено.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Ставропольэнергосбыт" по введению процедуры отключения от электроснабжения объектов водоснабжения и водоотведения ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", расположенных на территории Ставропольского края, являются неправомерными.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, действия ОАО "Ставропольэнергосбыт" по введению полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 года, N 30 "О некоторых вопросах, связанных с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско - правовым отношениям. Пунктом 14 определено, что пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Таким образом, при принятии решения УФАС по СК не вышло за рамки своих полномочий.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.056.1996 года, N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданами или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Размер штрафа антимонопольным органом был определен как сумма минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, что равно 650 000 рублей. При этом, УФАС по СК учтено смягчающее обстоятельство, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что позволило сумму штрафа уменьшить на 1/8 разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, одна восьмая из 700 тысяч рублей равна 87 500 рублей. Таким образом, из 650 000 рублей вычитается 87500 рублей, что и образует размер штрафа в сумме 562500 рублей. Данный порядок полностью соответствует пункту 4 приложения к ст. 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено суду сведений о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае введение полного ограничения режима потребления является допустимым - отклоняется по следующим основаниям:
В силу п. 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).
Согласно п. 2 Приложения "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям" относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее Федеральный закон N 135-ФЗ) установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Инициированное ответчиком ограничение электропотребления повлекло угрозу прекращения водоснабжения потребителей ТУП СК "Ставрополькрайводоканал".
В число объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих отключению от электроснабжения попали производственные здания, конторы, мастерские базы, производственные базы, насосные станции, насосные станции подкачки, хлораторная, резервуар для водоснабжения. Сбой в работе указанных объектов в связи с их отключением от энергоснабжения может повлечь негативные экологические и социальные последствия, а также создает угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности.
Нарушение сроков оплаты электроэнергии ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" не оспаривается, вместе с тем согласно п. 2.2.1 договора и ст. 546 ГК РФ ограничение (полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Поскольку ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и относится к категории указанных выше потребителей - категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, - частичное ограничение режима потребления в отношении него может вводиться в порядке, установленном пунктом 17 Правил ограничения, не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении данного потребителя ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Доказательства надлежащего определения Гарантирующим поставщиком величины аварийной брони по согласованию в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а также доказательства полного соблюдения процедуры введения ограничения, установленной пунктом 17 Правил ограничения, ОАО "Ставропольэнергосбыт" в дело не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что ограничение режима потребления до уровня аварийной брони производилось потребителем самостоятельно - материалами дела не подтвержден, дополнительных доказательств не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 17 июня 2014 года по делу N 63-1672/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17 июня 2014 года по делу N 63-1672/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1672/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2015 г. N Ф08-10267/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
Третье лицо: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю