г. Томск |
|
15 октября 2014 г. |
Дело N А02-459/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 15.10.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной,
судей: О.Ю. Киреевой, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко,
при участии представителей сторон:
от истца: Е.Г. Ярцевой по поручению N 08-21-2014 от 18.09.2014
от ответчиков: без участия, извещены
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28.07.2014 по делу N А02-459/2014 (судья Е.М. Гуткович) по иску Прокурора Республики Алтай (ОГРН 1020400749566) к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай (ОГРН 1080411001934) и ЗАО "Уч-Сумер" (ОГРН 1020400565129), при участии третьего лица - бюджетного учреждения Республики Алтай "Природный парк Белуха" (ОГРН 1020400565118) о признании недействительными отдельных положений охотхозяйственного соглашения N1 от 19.03.2012 (п.п. 2.1.3, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 3.2, 7.1) и по встречному иску Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай о признании охотхозяйственного соглашения N 1 от 19.03.2012 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ничтожной сделки в виде обязания ЗАО "Уч-Сумер" вернуть охотничьи угодья Комитету по акту приема - передачи,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Прокурора Республики Алтай обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Комитету по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай и ЗАО "Уч-Сумер" о признании недействительными пунктов 2.1.3, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 3.2, 7.1 охотхозяйственного соглашения N 1 от 19.03.2012.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение Республики Алтай "Природный парк Белуха".
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заместитель Прокурора Республики Алтай в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от требования о признании недействительным п.3.2 охотхозяйственного соглашения N 1 от 19.03.2012, который принят судом.
Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай заявил встречный иск к ЗАО "Уч-Сумер" о признании охотхозяйственного соглашения N 1 от 19.03.2012 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ничтожной сделки в виде обязания ЗАО "Уч-Сумер" вернуть охотничьи угодья Комитету по акту приема - передачи.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 28.07.2014 (резолютивная часть объявлена 24.07.2014) в удовлетворении первоначального иска и встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Прокурор Республики Алтай в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении первоначального иска, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что:
- территория заповедной зоны, особо охраняемой зоны природного парка "Белуха" переданы Комитетом в качестве охотничьих угодий ЗАО "Уч-Сумер" на основании охотхозяйственного соглашения N 1 от 19.03.2012;
- факт осуществления какой-либо охотхозяйственной деятельности на заповедной территории не имеет значения для признания отдельных положений соглашения недействительными в виду противоречия закону;
- суд применил положения распоряжения Правительства Республики Алтай от 12.09.2008, данный документ в суде не исследовался;
- площадь природного парка определена постановлением Правительства Республики Алтай от 25.11.2008 N 263 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 10.06.1997 N 198".
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении.
ЗАО "Уч-Сумер" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, указывая на то, что доказательства включения границ заповедной зоны в охотугодья ответчика, не представлены. Кроме того, запрет на охоту не означает запрета на ведение охотничьего хозяйства - осуществление иных видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Утверждение прокурора о том, что из смысла п.п.2.1.3, 2.2.5 охотхозяйственного соглашения следует, что ЗАО "Уч-Сумер" предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов на территории функциональных зон с особым природоохранным режимом не подкрепляется ссылкой на конкретные положения какого-либо из шести пунктов соглашения.
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 28.07.2014, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Из материалов дела следует, что 13.07.2006 Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай ЗАО "Уч-Сумер" выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ЧЧ N 5954 (л.д. 17, т.1).
На основании распоряжения Правительства Республики Алтай от 13.07.2006 N 221-р для осуществления пользования объектами животного мира ЗАО "Уч-Сумер" в границах природного парка "Белуха" предоставлена территория общей площадью 120258 га. (л.д. 15-16, т.1). Участок располагается на юго-западной части Республики Алтай на территории Усть-Коксинского района.
Между Правительством Республики Алтай (арендодатель) и ЗАО "Уч-Сумер" (арендатор) был заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территорией (акваторий) в качестве охотничьих угодий на территории Республики Алтай, как приложение к лицензии, по условиям которого арендодатель предоставляет, а пользователь принимает в пользование на срок 1 год с 08.08.2007 по 08.08.2008 территорию, акваторию в качестве охотничьих угодий, площадью 120258 гектаров, в границах Приложения к распоряжения Правительства Республики Алтай N 382-N 382-р от 08.08.2007 (л.д. 20-24 т.1). Территория, акватория предоставляется для осуществления деятельности в сфере охоты и охотничьего хозяйства на платной основе (п.1.1.1.2 договора).
В дальнейшем на основании распоряжения Правительства Республики Алтай N 482-р от 12.09.2008 между указанными лицами был заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территорией (акваторий) в качестве охотничьих угодий на территории Республики Алтай на ранее согласованных условиях на период с 12.09.2008 по 11.09.2009 (л.д. 27-31, т.1).
23.09.2009 между Правительством Республики Алтай (арендодатель) и ЗАО "Уч-Сумер" (арендатор) был заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территорией (акваторий) в качестве охотничьих угодий на территории Республики Алтай по условиям которого арендодатель предоставляет, а пользователь принимает в пользование с 12.09.2009 по 31.03.2010 территорию, акваторию в качестве охотничьих угодий, площадью 120258 гектаров (л.д. 35-36, т.1).
14.02.2012 ЗАО "Уч-Сумер" обратилось с заявлением на право заключения охотхозяйственного соглашения, возникшего на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром. 19.03.2012 между "Уч-Сумер" (охотпользователь) и Комитетом по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай заключено охотхозяйственное соглашение на основании ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Комитет обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (л.д. 39-45, т.1).
Границы охотничьего угодья закреплены в п.2.1.2 соглашения. Площадь охотничьего угодья 120, 258 000 га. (п.2.1.3 соглашения).
Предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки:
- земельный участок N 1 находится в северо-восточной части охотничьего угодья, земли СПК "Тюнгур", площадью 1543 га (п.2.2.2 соглашения);
- земельный участок N 2 находится в центральной части охотничьего угодья, земли государственного запаса, площадью 71118 га ( п.2.2.3 соглашения);
- лесной участок N 1 земли государственного лесного фонда общей площадью 47597 га (урочище "Курганское" западная часть, урочище "Карлагаш" северная часть, урочища "Ак-Кем" и "Кучерла" в центральной части, урочище "Тюгурскоское" в восточной части) (п.2.2.4 соглашения).
Общая площадь земельных участков 72, 661 000 га, общая площадь лесных участков 47, 597 000 га (п.2.2.5 соглашения).
В соответствии с п.7.1 срок действия отхотхозяйственного соглашения - 49 лет.
Ссылаясь на то, что территория заповедной зоны, особо охраняемой зоны природного парка "Белуха" переданы Комитетом в качестве охотничьих угодий ЗАО "Уч-Сумер" на основании охотхозяйственного соглашения от 19.03.2012, а п.п. 2.1.3, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, 7.1. которыми на территории указанных функциональных зон с особым природоохранным режимом ответчику предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов, противоречат требованиям действующего законодательства РФ, Заместитель Прокурора Республики Алтай обратился с настоящим иском.
В свою очередь Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай заявил встречный иск к ЗАО "Уч-Сумер" о признании охотхозяйственного соглашения N 1 от 19.03.2012 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий ничтожной сделки в виде обязания ЗАО "Уч-Сумер" вернуть охотничьи угодья Комитету по акту приема - передачи, указывая на то, что на момент введения в действие Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и заключении охотхозяйственного соглашения у охотпользователя отсутствовал договор о предоставлении в пользование охотничьих угодий, срок действия которого закончился 31.03.2010, кроме того, соглашение предусматривает включение в границы территорию заповедной и особо охраняемых зон.
Отказывая в удовлетворении заявленных Прокурором Республики Алтай и Комитетом по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик имел предусмотренные ч.3 ст.71 Закона об охоте основания для заключения охотхозйственного соглашения без проведения аукциона, доказательства того, что ЗАО "Уч-Сумер" осуществляет охотхозяйственную деятельность на заповедной территории не представлены.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ) в редакции, относящейся к рассматриваемым правоотношениям).
Статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее ФЗ N52 - ФЗ) предусмотрено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.
В силу ст. 34 ФЗ N 52 - ФЗ охота является одним из видов пользования животным миром. Порядок предоставления животного мира в пользование и порядок получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованными лицами определен в указанном выше законе, согласно которому предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом данным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
С 01.04.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Из положений ст. 25 данного закона следует, что расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Частью 1 ст.71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу переходных положений этого Федерального закона ранее выданные долгосрочные лицензии сохраняют силу до окончания указанного в них срока и продлению не подлежат.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении N 12224/13 от 21.01.2014, Закон об охоте сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов и в определяемые лицензиатами сроки, которые зависят от того, претендуют ли они на всю ранее предоставленную в пользование по долгосрочной лицензии площадь охотугодий, если она превышает максимально допустимую.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на момент обращения 14.02.2012 с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения ЗАО "Уч-Сумер" имело действующую лицензию серии XX N 5954 сроком действия с 13.07.2006 по 13.07.2031, выданную до вступления в силу Закона об охоте с приложенным к ней договором о предоставлении в пользование охотничьих угодий со сроком действия долгосрочной лицензии (п.4.1).
При изложенных обстоятельствах, порядок заключения спорного соглашения не был нарушен.
Обжалуя судебный акт, Прокурор Республики Алтай считает, что в рамках п.п. 2.1.3, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5, охотхозяйственного соглашения N 1 от 19.03.2012, территория заповедной зоны, особо охраняемой зоны природного парка "Белуха" переданы Комитетом в качестве охотничьих угодий ЗАО "Уч-Сумер".
Исходя из п. 15 ст. 32 ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение требований к описанию границ охотничьих угодий.
Согласно п. 2 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 335) схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 306 от 06.08.2010 утверждены требования к описанию границ охотничьих угодий, где п.11 предусматривает, что все ориентиры, используемые при описании границ охотничьих угодий, должны быть указаны на схеме (карте), являющейся неотъемлемой частью описания.
Сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья подлежат включению в охотхозяйственное соглашение (п.1 ч.4 ст. 27 Закона об охоте..).
Из содержания постановления Правительства Республики Алтай N 198 от 10.06.1997 (в редакции N 363 от 25.11.2008) общая площадь природного парка "Белуха" составляет 131270 га, из них, заповедная зона занимает 11012 га. Этим же постановлением утверждено Положение о природном парке "Белуха", в соответствии с п.п. 7, 8, 9 которого, заповедная зона исключает хозяйственную и рекреационную деятельность, в том числе все виды туризма, строительство, охоту, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов; особо охраняемая зона служит буфером заповедной зоны (на данной территории запрещается осуществление конного туризма, капитального строительства, охоты, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов).
Вместе с тем, с момента создания природного парка "Белуха" (10.06.1997) кадастровый учет земельного участка, отведенного под природный парк, не производился; границы парка и границы его заповедной и особо охраняемой зоны имеют только географическое описание.
Документальное подтверждение обратного сторонами не предоставлено.
Указанное выше свидетельствует, что не представляется возможным установить с достоверностью наложение границ территории, предоставленной качестве охотничьих угодий ЗАО "Уч-Сумер", на границы заповедной территории, особо охраняемой зоны.
Доказательства совмещения указанных границ Прокурором Республики Алтай не представлены.
Ссылка подателя жалобы на Постановление Правительства Республики Алтай N 263 от 25.11.2008 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 10.06.1007 N 198" апелляционным судом отклоняется, поскольку указанным документом определены характеристики природного парка "Белуха" и его географические ориентиры.
Ошибочное указание суда на распоряжение Правительства Республики Алтай от 12.09.2008 на правильность выводов суда первой инстанции не повлияла.
Относительно п.7.1 охотхозяйственного соглашения от 19.03.2012 суд первой инстанции правомерно указал на то, что на момент обращения с заявкой и заключения спорного соглашения у ЗАО "Уч-Сумер" действовала долгосрочная лицензия, срок действия которой истекал в 2031 году. Договор о предоставлении в пользование охотничьих угодий заключен на срок действия лицензии, следовательно, охотпользователь отвечал критериям субъекта, установленным в п.3 ст. 71 Закона об охоте, и имел право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на срок до 49 лет.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28.07.2014 по делу N А02-459/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-459/2014
Истец: Прокурор Республики Алтай
Ответчик: ЗАО "Уч-Сумер", Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай
Третье лицо: Прокурор Томской области