город Москва |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А40-139538/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 13.10.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "20" мая 2014 г. по делу N А40-139538/13, принятое судьей В.В. Дудкиным,
по иску ЗАО "Мостранссклад" (ОГРН 1027739154750)
к 1)ФГБУ "ФКП Росреестра" по городу Москве; 2)Правительству Москвы,
третьи лица -1) ДГИГМ, 2)ООО "Дойче Беверинг Немецкая Оценка". 3)Управление Росреестра по Москве об установлении кадастровой стоимости земельного участка при участии в судебном заседании:
от истца: Выпирахин А.В. по доверенности от 04.12.2013, Ушаков П.П. по доверенности от 16.07.2013;
от ответчиков: 1) не явился, извещен, 2) Решетников Д.К. по доверенности от 24.09.2013;
от третьих лиц: 1) Решетников Д.К. по доверенности от 27.12.2013, 2) 3) не явились, извещены;
ЗАО "МОСТРАНССКЛАД" (истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Правительству Москвы (ответчики) при участии третьих лиц ДГИ г. Москвы, ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка", Управление Росреестра об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:32 с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Красная Сосна, вл. 2 равной его рыночной стоимости в размере 209 695 813 руб. 57 коп. по состоянию на 01.01.2013 г. с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Требования заявлены со ссылкой на п.3 ст. 66 Земельного Кодекса, ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2014 года исковые требования удовлетворены.
С решением суда первой инстанции не согласилось Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель Правительство Москвы и третьего лица Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца с решением суда согласен, просил оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Заявил ходатайство о назначении экспертизы, ходатайство отклонено, поскольку ответчиками данные Отчета об оценке рыночной стоимости, представленного истцом, не оспариваются. Ответчик ФГБУ "ФКП Росреестра" по городу Москве и третьи лица ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка" и Управление Росреестра по Москве в судебном не участвовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия на основании п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 38 848 кв.м. категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование "эксплуатация складского помещения", расположенный по адресу: г. Москва, ул. Красная Сосна, вл. 2 с кадастровым номером 77:02:0016009:32.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.11.13 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию 01.01.2013 г. составляет 1 362 762 200 руб. 32 коп.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц - публичные кадастровые карты, которые подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внесла указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на нарушение своих прав по размеру налоговых платежей, в связи с завышением кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование исковых требований истцом представлен отчет ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка" N DB201304-10034, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016009:32 по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 209 695 813 руб. 57 коп.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ( далее - Закон об оценке) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом, как указано в данном постановлении, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Правительство РФ постановлением от 08.04.2010 г. N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Согласно п. 1. и 9. названных правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании п. 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов РФ по предоставлению территориальных органов Федерального агентства объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ.
Согласно п. 1.3., 1.4. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъектов РФ. Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с п. 2.2.5. Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: цены сделок, цены предложения, цены спроса, информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке, коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости, иные показатели.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, средства массовой информации, отчеты об оценке рыночной стоимости. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ.
Согласно п. 5 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Из этой нормы следует, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть близка к рыночной стоимости земельного участка. Однако, как указывает истец, окончательная кадастровая оценка земельного участка, принадлежащего истцу, проведена без учета рыночных цен на земельные участки.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет об рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 г. определена неверно, а также доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ответчиком не представлено.
Между тем, согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые ссылается в качестве основания своих требований или возражений. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о недостоверности отчета не принимаются апелляционным судом.
Отсутствуют и основания для признания доводов апелляционной жалобы о том, что судом нарушены правила применения ст.49 АПК РФ, поскольку основания заявленных требований при уточнении иска, истцом не изменены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не должен решать вопрос об установлении рыночной стоимости без обращения в комиссию, формируемую в соответствии с Законом об оценке, являются несостоятельными, поскольку противоречат закону и сложившейся судебной практике.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенных обстоятельств, из совокупности представленных по делу доказательств судом первой инстанции дана оценка всем доводам истца, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.110,176, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "20" мая 2014 г. по делу N А40-139538/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я.Сумарокова |
Судьи |
Е.Н.Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139538/2013
Истец: ЗАО "Мостранссклад"
Ответчик: Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии, ФГБУ "Федеральная кадастроая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра" по городу Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ОАО "Городской Кадастр", ООО Дойче Бевертунг Немецкая Оценка, Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве