г. Москва |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А41-67843/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от ФГБУ "Детский медицинский центр": Волкова В.В. по доверенности от 10.12.2013 N 37-11/1505;
от Министерства имущественных отношений МО: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по МО: не явились, извещены;
от Министерства экологии и природопользования МО: не явились, извещены;
от Правительства МО: не явились, извещены;
от ИФНС г. Одинцово: не явились, извещены;
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от ТУ ФАУГИ в МО: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2014 года по делу N А41-67843/13, принятое судьей Неяскиной Е.А. по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Детский медицинский центр" Управления делами Президента Российской Федерации к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Управление Росреестра по МО, Министерство имущественных отношений МО, Министерство экологии и природопользования МО, Правительство Московской области, ИФНС г. Одинцово, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, ТУ ФАУГИ в МО, об установлении кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Детский медицинский центр" Управления делами Президента Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" (с учетом принятых судом уточнений):
1. Признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м., внесенные в ГКН органом кадастрового учета по состоянию на 01.01.2009 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041737:0221 площадью 61 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Акиньинский, в районе дер. Дунино, ФГУ "Детский санаторий " Поляны", категория земли- земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для строительства детского санатория, равной 260 470 000,00 руб., 4 270,00 руб. соответственно.
2. Установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м., земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041737:0221 площадью 61 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Акиньинский, в районе дер. Дунино, ФГУ "Детский санаторий " Поляны", категория земли - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для строительства детского санатория, по состоянию на 01.01.2009 г. равной его рыночной стоимости: 126 394 440,00 руб., 2 072,04 руб. соответственно.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2014 года по делу N А41-67843/13 требования Федерального государственного бюджетного учреждения "Детский медицинский центр" Управления делами Президента Российской Федерации удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-67843/13 отменить.
Истец направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19 ноября 2012 года за Федеральным государственным бюджетным учреждением "Детский медицинский центр "Управления делами Президента Российской Федерации" зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН 50:20:004 17 37:0221, общей площадью 61 000 кв.м., по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Аксиньинский, в районе дер. Дунино, ФГУ "Детский санаторий "Поляны", земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства детского санатория.
В соответствии с кадастровой выпиской от 06 марта 2013 года кадастровая стоимость земельного участка с КН 50:20:004 17 37:0221 составляет 260 470 000 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4270 руб./кв.м.
Истец, считая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, несоответствующей рыночной, обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что внесенная в ГКН кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости. При этом, для установления рыночной стоимости судом была назначена экспертиза.
Однако, суд первой инстанции не учел следующее.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Распоряжения Минэкологии МО от 14.11.2012 N 218-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м (приложение N 2).
Истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 218-РМ не соответствует их рыночной стоимости, тем самым нарушаются его права как собственника таких участков и плательщика земельного налога.
Определением от 18 марта 2014 года суд первой инстанции назначил по настоящему делу судебную экспертизу с целью установления рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009.
Апелляционный суд учитывает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 218-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2009.
По результатам проведения экспертизы, были установлены показатели рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2009.
Между тем, Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 218-РМ отменено Распоряжением Минэкологии МО от 26.11.2013 N 562-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области", и в государственный кадастр недвижимости с 23.12.2013 внесены новые сведения о кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовыми последствиями пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Таким образом, во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Кроме того, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из изложенного, поскольку Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 218-РМ отменено Распоряжением Минэкологии МО от 26.11.2013 N 562-РМ, рыночная стоимость, в целях внесения ее в ЕГРП в качестве кадастровой, должна определяться по состоянию на 01.01.2013.
Между тем, экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, проводилась по состоянию на 01.01.2009.
Исходя из изложенного, требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной удовлетворению не подлежат.
Также апелляционный суд считает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Между тем, в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, решение суда первой инстанции по настоящему делу было принято 06.06.2014, то есть раньше вступления в силу указанного Федерального закона.
Исходя из изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу А41-67843/13 отменить. В удовлетворении искового заявления ФГБУ "Детский медицинский центр" отказать.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67843/2013
Истец: ФГБУ "Детский медицинский центр" Управление Делами Президента Российской Федерации
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра икартографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Одинцовского района Московской области, ИФНС г. Одинцово, ИФНС по городу Одинцово, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство имущественных отношений Москоской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство МО, Правительство Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области, Управление Росреестра по МО
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2015 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15814/15
20.08.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-67843/13
25.02.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17235/14
16.10.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8848/14
06.06.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-67843/13