г. Самара |
|
16 октября 2014 г. |
А72-6664/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
с участием:
от Администрации города Ульяновска - представителя Гордеевой Н.А. (доверенность N 49-01-12 от 05.06.2014),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещен,
от Ульяновской Городской Думы - представителя Горюнова А.П. (доверенность N 01-320 от 13.02.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2014 года по делу N А72-6664/2014 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Администрации города Ульяновска, г.Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
при участии заинтересованных лиц:
1) Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, г.Ульяновск;
2) Ульяновская Городская Дума, г.Ульяновск;
о признании незаконным решения от 25.03.2014 по делу N 10182/04-2013,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ульяновска обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 25.03.2014 по делу N 10182/04-2013, которым признано противоречащим части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 27.06.2007 N135-ФЗ (далее - Закон N135-ФЗ) постановление от 24.01.2013 N 302 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом инженерных сооружений в 2013 году".
Определением от 03.06.2014 к участию в деле в порядке статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска и Ульяновская Городская Дума в качестве заинтересованных лиц.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация города Ульяновска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда и вынести новое решение, которым заявление Администрации удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа, в котором он просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также в материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица- Ульяновской городской Думы, в котором Дума выражает свое несогласие с решением суда первой инстанции и просит суд его отменить, апелляционную жалобу Администрации города Ульяновск - удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Ульяновской городской Думы в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу Администрации города Ульяновск, просил суд ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 29.08.2013 в Управление поступило обращение Председателя правления инициативной группы многодетных родителей Товарищества индивидуальных застройщиков "Семейный квартал" по вопросу незаконности предоставления Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска (далее - Комитет) субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием сооружений инженерной защиты и затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в 2013 году.
30.09.2013 Приказом руководителя Управления N 253 было возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией г.Ульяновска части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в принятии постановления от 24.01.2013 N 302 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом инженерных сооружений в 2013 году".
25.03.2014 решением Управления по делу N 10182/04-2013 постановление Администрации города Ульяновска от 24.01.2013 N 302 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом инженерных сооружений в 2013 году" было признано противоречащим части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ (п.1). Решено было передать материалы дела должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ (п.2).
Не согласившись с указанным решением Управления, Администрация обжаловала его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Установлено, что пунктом 18 решения Ульяновской городской Думы (далее -УГД) от 28.11.2012 N 193 "Об утверждении бюджета муниципального образования "г. Ульяновск" на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено предоставление субсидий из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - пробелям товаров (работ, услуг), в частности в случаях возмещения затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом автомобильных дорог и искусственных сооружений инженерной защиты.
При этом, как установлено этим же пунктом решения УГД о бюджете, указанные субсидии предоставляются в порядках, определенных нормативными правовыми актами администрации г. Ульяновска.
Постановлением Администрации г. Ульяновска от 21.01.2013 N 302 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом сооружений инженерной защиты в 2013 году (далее - Порядок).
В статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное законодательство помимо прочего состоит из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (закон (решение) о бюджете).
В силу части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно Правилам технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 29.12.1995 N 17-139, к сооружениям инженерной защиты относятся: береговые укрепления, набережные, дренажные устройства и штольни, закрытые водостоки и водовыпуски, насосные станции, противооползневые и противообвальные сооружения.
Работы, связанные с содержанием, ремонтом, капитальным ремонтом сооружений инженерной защиты, порядок субсидирования затрат на осуществление которых предусмотрены постановлением Администрации г. Ульяновска от 24.01.2013 N 302, относятся к вопросам местного значения городского округа, о чем свидетельствуют положения пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктов 12.5, 12.6, 12.7 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных постановлением Главы г. Ульяновска от 24.04.2008 N 2951 (далее - Правила благоустройства), пунктов 1.1, 4.1 Положения о Комитете, утвержденного решением УГД от 24.05.2006 N 90.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 16 Закона N 131 -ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктами 12.5-12.7 Правил благоустройства, очистка обочин дорог в черте города, кюветов и сточных канав должна производиться по мере необходимости для обеспечения движения пешеходов, остановки транспортных средств и стока воды с проезжей части. Сброс мусора, грунтовых наносов, крупногабаритных предметов и т.п. в кюветы и канавы запрещен.
Дорожки, аллеи, тротуары, подходы к переходам должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем безопасное и беспрепятственное движение пешеходов.
Смотровые и дождеприемные колодцы, колодцы подземных коммуникаций, люки должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем безопасное движение транспорта и пешеходов. Их очистка и осмотр производятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год - весной и осенью. Все загрязнения, образуемые при очистке и ремонте, вывозятся в места, установленные администрацией города по согласованию с уполномоченными органами, немедленно, без складирования на газонах, тротуарах или проезжей части.
Согласно пункту 1.1. Положения о Комитете, он является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по решению вопросов местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области, в области дорожной деятельности, организации благоустройства на территории МО "город Ульяновск", за исключением придомовых территорий и внутриквартальных проездов, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах МО "город Ульяновск".
Согласно части 1 статьи 2, статьи 34 Закона N 131-ФЗ, вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местно самоуправления самостоятельно.
Работы, связанные с содержанием, ремонтом, капитальным ремонтом сооружений инженерной защиты, осуществляются за счет бюджетных средств. Выполнение данных работ является потребностью города Ульяновска, а также необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, выполнение данных видов работ относится к муниципальным нуждам.
Для решения вопросов местного значения (для обеспечения муниципальных нужд) органы местного самоуправления осуществляют закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом 94-ФЗ, действовавший на момент принятия вышеуказанного постановления администрации.
Частью 2 статьи 3 Закона N 94-ФЗ определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Применение Закона N 94-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Нормы бюджетного законодательства предусматривают, что муниципальные правовые акты принимаются в соответствии с решением органа местного самоуправления о бюджете.
На основании Порядка в 2013 году из местного бюджета предоставлялись субсидии УМУП противооползневых работ по соглашениям N 002 от 05.02.2013, N 007 от 11.04.2013, в целях возмещении затрат, возникших в связи с осуществлением работ, связанных с выполнением работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту объектов инженерной защиты.
Кроме того, из материалов дела следует, что одним из условий предоставления субсидий являлось выполнение работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту объектов инженерной защиты в соответствии с адресными перечнями сооружений инженерной защиты на период до 31.12.2013.
Следовательно, муниципальное унитарное предприятие противооползневых работ, получающее субсидии, не определяло самостоятельно вид, объем работ и объект.
Согласно п. 7 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом инженерных сооружений в 2013 году, адресный перечень сооружений инженерной защиты, утверждается Комитетом и размещается на сайте.
В качестве подтверждения выполненных работ и произведенных затрат УМУП противооползневых работ предъявляло акты выполненных работ по объектам, перечень которых размещен на сайте, содержащие сведения об их стоимости, а также справки о стоимости выполненных работ.
Следовательно, со стороны Администрации выполнялся заказ на определенный вид работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту объектов инженерной защиты, а предприятия выполняли работы в соответствии с этим заказом и предъявляли их стоимость к оплате за счет субсидий.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что до момента принятия Администрацией постановления N 302 выделение финансирования на выполнение ремонтных работ объектов инженерной защиты осуществлялось в рамках размещения заказа для муниципальных нужд (муниципальный контракт от 22.12.2010 N 0274).
Согласно адресным перечням объектов ливневой канализации, мостов и путепроводов г. Ульяновска, являющихся приложением N 3 N 4 к муниципальному контракту N 0274 от 22.12.2010, приложением N 4 и N 5 к соглашению от 05.02.2013 N 002, установлено полное совпадение адресов сооружений инженерной защиты, работы по содержанию, ремонту которых, являются предметом как муниципального контракта, так и соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии.
В рассматриваемом случае фактически осуществлялось размещение заказа для муниципальных нужд города Ульяновска без проведения торгов путем предоставления субсидий.
Таким образом, работы, связанные с содержанием (ремонтом, капитальным ремонтом) сооружений инженерной защиты, относятся к вопросам местного значения городского округа, финансовое обеспечение которых должно осуществляться не в порядке субсидирования, определенного статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а в рамках Закона о размещений заказов.
Судом правомерно отклонена ссылка Администрации г. Ульяновска на судебные акты по делу N А72-10075/2012, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств.
При этом, определением Ульяновского областного суда по делу N 33-1719/2014 от 10.06.2014 было оставлено без изменения решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.02.2014, которым было удовлетворено заявление прокурора Ленинского района г. Ульяновска о признании недействующим, в том числе, постановления Администрации г.Ульяновска от 27.12.2013 N 5859 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием, ремонтом и капитальным ремонтом сооружений инженерной защиты в 2014 году".
Принимая во внимание вышеизложенное, судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа незаконным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы Администрации повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции. Данные доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка, и они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу А72-6665/2014.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2014 года по делу N А72-6664/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6664/2014
Истец: Администрация города Ульяновска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска, Ульяновская Городская Дума, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска