г. Саратов |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А57-14816/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" октября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Жевак И.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Краевой Ю.Н.,
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Гмалидус" - Зорин А.К. по доверенности от 23.09.2014
в отсутствие иных участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2014 года по делу N А57-14816/2013 (судья Большедворская Е.Л.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гмалидус", город Балаково, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Саратовского филиала, город Саратов, третьи лица: комитет по управлению имуществом Саратовской области, город Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания", город Саратов, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, город Саратов, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Саратовской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гмалидус" (далее - ООО "Гмалидус", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в качестве кадастровой стоимости земельного участка.
Определением суда от 10.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - КУИ Саратовской области), общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания" (далее - ООО "Средневолжская оценочная компания", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Саратовской области (МРИ ФНС России N 12 по Саратовской области).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:32:012801:7, площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1 километр юго-восточнее поселка Дубки, по состоянию на 24.07.2012 в размере его рыночной стоимости, а именно, в размере 9 850 000 руб., а также обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:32:012801:7, площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1 километр юго-восточнее поселка Дубки, в размере 9 850 000 руб. в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2014 года исковые требования ООО "Гмалидус" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" удовлетворены.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64: 32:01 28 01:7, площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1,0 километр юго-восточнее поселка Дубки, установлена равной его рыночной стоимости в размере 9 850 000 рублей.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязано внести в Государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64: 32:01 28 01:7, площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1,0 километр юго-восточнее поселка Дубки, равной его рыночной стоимости в размере 9 850 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка.
С ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу ООО "Гмалидус" госпошлину в размере 8 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя 15 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы, заявитель указывает, что суд первой инстанции не учел, что истцом не была доказана действительная рыночная стоимость земельного участка, и проведение судебной экспертизы по установлению рыночной стоимости земельного участка не исключает проведение экспертизы отчёта на соответствие его законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
КУИ Саратовской области в порядке статьи 262 АПК РФ представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным.
ООО "Гмалидус" в порядке статьи 262 АПК РФ представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:32:012801:0007, категория земель: промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для строительства дилерского сервисного центра грузовых автомобилей и автобусов "Вольво", общей площадью 40 000 кв. м, по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1 километр юго-восточнее поселка Дубки.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 64-АВ 720082 от 07.04.2010 (запись регистрации N 64-64-53/020/2010-423).
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29.11.2012 N 872-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Саратовской области по состоянию на 24.07.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года. Сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка была установлена в размере 31 742 000 руб. по состоянию на 24.07.2012 года.
Согласно отчёту N 0969-2013 "Определение рыночной стоимости земельного участка (кадастровый номер 64:32:012801:0007) площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1,0 км юго-восточнее п. Дубки", от 16.07.2013, выполненному оценщиком ООО "Средневолжская оценочная компания" Богдановым В.М., итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:32:012801:0007, определенная по состоянию на 24.07.2012, составила 9 720 000 руб.
Полагая, что установленные значения кадастровой стоимости земельного участка многократно превышают размер его рыночной стоимости, чем нарушаются права и законные интересы Общества как налогоплательщика, и считая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, ООО "Гмалидус" обратилось в суд настоящим заявлением.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суд первой инстанции обоснованно, рассмотрел требования Общества по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, и в частности, под ней понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 1047-О-О установлено, что правила определения кадастровой стоимости земельных участков, закрепленные в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не противоречат Конституции Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 9 Правил государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
На основании пункта 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и Обществом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:32:012801:0007 определена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Однако на спорные правоотношения эти нормы распространяться не могут и Общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
В то же время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
При этом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, в обоснование заявленной позиции Общество представило суду отчёт N 0969-2013 "Определение рыночной стоимости земельного участка (кадастровый номер 64:32:012801:0007) площадью 40 000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1,0 км юго-восточнее п. Дубки", от 16.07.2013 года, выполненный оценщиком ООО "Средневолжская оценочная компания" Богдановым В.М. Оценка прав собственности на объект недвижимости проведена по состоянию на 24.07.2012 и составила на дату оценки (24.07.2012 года) 9 720 000 руб. за земельный участок с кадастровым номером 64:48:010224:49 и 23 400 000 руб. за земельный участок с кадастровым номером 64:32:012801:0007.
Доказательств несоответствия данного отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (статья 65 АПК РФ).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчёт независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
В процессе рассмотрения искового заявления судом по ходатайству истца была назначена судебно-оценочная экспертиза земельного участка, производство которой поручено эксперту ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 27, офис 401). Определением суда от 04.04.2014 на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:32:01 28 01:7, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства дилерского сервисного центра грузовых автомобилей и автобусов "Вольво", общая площадь 40 000 кв. м, по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1,0 км юго-восточнее п. Дубки, по состоянию на 24 июля 2012 года.
Согласно заключению N 176 от 08.05.2014, составленному экспертом ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" Сафроновой Е.И., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:32:01 28 01:7, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства дилерского сервисного центра грузовых автомобилей и автобусов "Вольво", общая площадь 40 000 кв. м, по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1,0 км юго-восточнее п. Дубки, по состоянию на 24 июля 2012 года составляет 9 850 000 руб. без учета НДС.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном принятии судом первой инстанции в качестве доказательства заключения эксперта N 176 подготовленного ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз", судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное заключение отвечает требованиям, предъявляемым к составлению такого роду документам, содержит сведения об эксперте Сафроновой Е.И. предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации о даче заведомо ложного заключения.
Данное заключение содержит исследовательскую часть с указанием примененных методов исследования, является полным, ясным, содержит оценку результатов исследований, однозначные выводы и их обоснование.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
Возражая против достоверности и полноты выводов, содержащихся в экспертном заключении по настоящему делу, податель жалобы не представил доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, не заявлял ходатайств о проведении дополнительной либо повторной экспертизы, то есть своими процессуальными правами в порядке статьи 9 АПК РФ не воспользовался.
В соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение статьи правил 65 АПК РФ, ответчик, доказательств несостоятельности выводов, изложенным в заключении эксперта о реальной рыночной цене спорного земельного участка по состоянию на 24.07.2012 не представлено.
С учётом того, что материалы дела не содержали доказательств проведения непосредственно экспертизы отчета на соответствие его законодательству об оценочной деятельности, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и не противоречащим законодательству назначение судом первой инстанции судебно-оценочной экспертизы с поставкой вопроса об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:32:01 28 01:7.
При таких обстоятельствах, права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, то есть Кадастровой палатой, в связи с чем, именно на этот орган должна быть возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков.
На территории Саратовской области на дату рассмотрения настоящего дела, вступило в силу и действует распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29.11.2012 N 872-р, которое утвердило новые результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Саратовской области по состоянию на 24.07.2012.
Предметом заявленного искового требования является не оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, а также не правомерность действий органов государственного управления при проведении государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области и утверждении ее результатов, а установление (определение) кадастровой стоимости земельного участка посредством ее указания в государственном кадастре недвижимости равной рыночной стоимости земельного участка.
При этом, в соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, положениям статьи 24.15 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316), приказу Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 указанная рыночная стоимость определяется на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости, и вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, то обстоятельство, что в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29.11.2012 N 872-р утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Саратовской области по состоянию на 24.07.2012, которые истцом в рамках рассматриваемого дела не оспариваются.
Таким образом, к моменту рассмотрения дела истец фактически просил внести изменения в архивные сведения о земельном участке, что противоречит действующему законодательству и сложившейся правоприменительной практике.
При этом, в соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
На основании результатов проведенной в ходе рассмотрения настоящего спора судебно-оценочной экспертизы земельных участков истец уточнил свои требования в порядке статьи 49 АПК РФ; судом уточнения исковых требований приняты.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что рыночную стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 64:32:01 28 01:7, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства дилерского сервисного центра грузовых автомобилей и автобусов "Вольво", общая площадь 40 000 кв. м, по адресу: Саратовская область, Саратовский район, 1,0 км юго-восточнее п. Дубки, следует установить в соответствии с заключением эксперта N 176 от 08.05.2014.
Поскольку в данном случае истец обратился с иском об установлении рыночной стоимости земельного участка, а не об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, определенной в ходе государственной кадастровой оценки земли, исходя из предмета заявленного иска, рыночная стоимость в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости подлежит внесению с момента вступления в законную силу решения суда.
При этом надлежащим ответчиком по данной категории дел является кадастровая палата, поскольку на нее в силу статьи 3 Закона N 221, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, обоснованно удовлетворил исковые требования к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований делать вывод об обратном, поскольку достоверных и достаточных доказательств для такого вывода в материалах настоящего дела не имеется. На наличие таких доказательств податель жалобы не ссылается и таких доказательств в апелляционной жалобе не приводит.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учётом изложенного, судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 июня 2014 года по делу N А57-14816/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
И.И. Жевак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14816/2013
Истец: ООО "Гмалидус"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра", федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области, ООО "Средневолжская оценочная компания", ООО "Средневолжская оценочная компания" город Саратов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области