г. Москва |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А40-88905/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2014года.
Полный текст постановления изготовлен 16.10.2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей И.О. Окуловой, Е.А. Солоповой.
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ ГУ ПФР N 3 по г. Москве и МО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2014 г.
по делу N А40-88905/14 вынесенное судьей О.Ю. Паршуковой
по заявлению ГУ ГУ ПФР N 3 по г. Москве и МО
к ГБОУ т.Москвы ЦО N 1989
о взыскании штрафа
при участии в судебном заседании:
от ГУ ГУ ПФР N 3 по г. Москве и МО - Долгих А.А. по дов. N203/40-213 от
31.12.2013
от ГБОУ г.Москвы ЦО N 1989 - Смирнова А.В. по дов. N 43 от 08.10.2014
УСТАНОВИЛ:
ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области обратилось в суд с заявлением о взыскании с ГБОУ города Москвы центр образования N 1989 штрафа в размере 126 107 рублей за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
09 июля 2014 г. в порядке ст. 48 АПК РФ была произведена процессуальная замена ответчика ГБОУ центр образования N 1989 на правопреемника ГБОУ СОШ N 1989.
Решением суда Отказано ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ГБОУ СОШ N 1989 штрафа за предоставление недостоверных сведений в сумме 126 107 руб., в полном объеме.
С решением суда не согласился ГУ ГУ ПФР N 3 по г. Москве и МО обратился с апелляционной жалобой, просит об отмене судебного акта. Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства оснований к отмене решения не усматривает.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, Заявитель по итогам представления сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 3 квартал 2012 года было привлечено к ответственности за представление недостоверных сведений (решение N 588 от 09.10.2013 г.).
Состав сведений о застрахованных лицах, обязанность по предоставлению которых возложена на страхователей, определен законом.
Как следует из буквального толкования положений ст. 9 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", к сведениям о застрахованных лицах, предоставляемым страхователем в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ относятся следующие сведения:
1) страховой номер;
2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;
3) дата рождения;
4) место рождения;
5) пол;
6) адрес постоянного места жительства;
7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в п.п. 1 - 6 п. 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;
8) гражданство.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско- правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Однако ни в Акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, ни в Решении не указано, какие сведения и по каким именно застрахованным лицам неполно представлены, в чем заключается недостоверность представленных сведений.
С учетом изложенного, возможность проверить правомерность привлечения Заявителя к ответственности применительно к конкретным нарушениям действующего законодательства по представлению недостоверных сведений в отношении конкретных застрахованных лиц отсутствует.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, все из вышеперечисленных сведений, представленные в Пенсионный фонд РФ, являются достоверными. Доказательств обратного пенсионным фондом не представлено.
Представление страхователем сведений, содержащих ошибки, недочеты, расхождения, не образует состава правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", т.к. ошибки, недочеты и пр. не могут быть расценены как недостоверные сведения, поскольку подлежат корректировке в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным формам в форме электронных документов.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 г. N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" утверждена "Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации" в соответствии с которой, страхователь в течение 4-х рабочих дней с момента отправки сведений получает протокол контроля.
Если в протоколе контроля содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь в соответствии с п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 г. N 987н и разделу 7 Технологии устраняет в двухнедельный срок указанные в протоколе ошибки и повторяет процедуру передачи сведений.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (п. 41 Инструкции).
Следовательно, Пенсионный фонд не имел правовых оснований для привлечения Заявителя к ответственности за предоставление недостоверных сведений, поскольку по сути имело место непредставление в установленные сроки корректирующих индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок проведения проверок в целях контроля за уплатой страховых взносов регламентирован ст.ст. 34, 38, 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии со ст. 38 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки. Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем).
Однако Акт проверки в нарушение п. 3 ст. 38 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" представителем Ответчика не подписан. Запись об отказе в подписании Акта проверки также отсутствует.
Кроме того, в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки (Приложение N 25 к Приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н) в Акте проверки указываются:
- сведения о документально подтвержденных фактах нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки;
- перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, на основе которой проведена камеральная проверка;
- предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Вышеперечисленные сведения в Акте проверки отсутствуют.
В Акте проверки не указаны конкретные нарушения, а именно, какие сведения и по каким конкретно застрахованным лицам представлены недостоверно, в чем заключается недостоверность представленных сведений, какие конкретно сведения признаны недостоверными.
В соответствии с п. 9 ст. 39 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются:
- обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства,
- доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов,
- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Однако все вышеперечисленные обязательные сведения в Решении отсутствуют.
Поскольку вменяемое Заявителю правонарушение предполагает применение меры ответственности в виде штрафа, размер которого определяется исходя из суммы страховых взносов, начисленной к уплате только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения, то и Акт проверки, и Решение в обязательном порядке должны содержать сведения о таких лицах, а также размерах начислений и уплаченных страховых взносов в отношении каждого из них.
Отсутствие в Акте проверки и Решении данных, позволяющих определить, какие именно недостоверные сведения представлены страхователем и в чем заключается их недостоверность, свидетельствует о недоказанности наличия таких обстоятельств.
Как уже указывалось, к Заявителю применена мера ответственности в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд.
Между тем, пенсионный фонд произвел расчет суммы штрафа не от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения, а от общей суммы причитающихся за отчетный период платежей.
Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном страховании" разъяснил, а Пенсионный фонд РФ в письме от 28.07.2006 г. N КА-09-26/6784 поддержал правовую позицию, согласно которой размер штрафа, подлежащего взысканию за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные и недостоверные сведения, а не в размере 10% от общей суммы причитающихся за отчетный период платежей.
На основании вышеизложенного, суд считает, что Решение вынесено с существенным нарушением порядка привлечения страхователя к ответственности, а также при отсутствии состава правонарушения, принимая во внимание, что:
- пенсионный фонд не доказал соответствие оспариваемого Решения закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий на издание оспариваемого Решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия;
- пенсионный фонд также не представил доказательств, что сведения содержащихся в расчетах по формам АДВ-6-2 и РСВ-1 за 3 квартал 2012 г. недостоверны.
В этой связи, требования ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области о взыскании с ГБОУ СОШ N 1989 (ОГРН 1137746775033, адрес местонахождения: 109451, г. Москва, ул. Белореченская, д. 45, корп. 2) штрафа за предоставление недостоверных сведений в сумме 126 107 руб., не подлежат удовлетворению в полном объеме.
По изложенным выше обстоятельствам решение суда отмене не подлежит.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2014 г. по делу N А40-88905/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88905/2014
Истец: ГУ ПФР N 3 по г. Москве и МО, ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ГБОУ г. Москвы ЦО N1989, ГБОУ города Москвы центр образования N 1989