город Москва |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А40-183147/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Кудепстинская ТЭС-ГазЭнергоСтрой"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11.07.2014 по делу N А40-183147/13,
принятое судьей Ведерниковым М.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Кудепстинская ТЭС-ГазЭнергоСтрой",
(ОГРН 1117746755675, 121087, г. Москва, ул. Барклая, д.6, стр.5)
к Министерству энергетики Российской Федерации
(ОГРН 1087746777205, 109074, г. г. Москва, Китайгородский проезд, д.7);
Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" (ГК "Олимпстрой")
(ОГРН 1072300010991, 354000, город Сочи, Курортный проспект, 37);
Правительству Российской Федерации
(103274, Москва, Краснопресненская наб., 2)
о расторжении соглашения и взыскании в порядке солидарной ответственности денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Топорнина А.К. по доверенности от 18.12.2013
Каретин М.Г. по доверенности от 18.12.2013
от ответчиков:
Пр.РФ, Минэнерго Семейкин А.Ю. по доверенности N АН-6341/03 от 16.07.2012
Олимпстрой Сахарова Т.В. по доверенности N 2198 от 28.07.2014
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ООО "Кудепстинская ТЭС-ГазЭнергоСтрой" к Министерству энергетики Российской Федерации, ГК "Олимпстрой", Правительству Российской Федерации о расторжении Соглашения N 04-3-3335 от 09.11.2011 об организации строительства олимпийского объекта федерального значения, заключенного между Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта и ООО "Кудепстинская ТЭС-ГазЭнергоСтрой", солидарном взыскании с Министерства энергетики Российской Федерации, Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Правительства РФ, в пользу ООО "Кудепстинская ТЭС-ГазЭнергоСтрой" 48.086.628.321,00 руб. убытков, вызванных расторжением Соглашения N 04-3-3335 от 09.11.2011 г.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ответчиков против доводов жалобы возражали, представили отзывы на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Руководствуясь Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 09.11.2011 между Истцом и Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой было заключено соглашение N 04-3-3335 (далее - Соглашение) об организации строительства олимпийского объекта федерального значения.
В соответствии с условиями Соглашения (п.2.1.) Истец обязался осуществить финансирование строительства Олимпийского объекта "Кудепстинская ТЭС" (проектные и изыскательские работы, строительство)", обеспечить его проектирование и строительство до 30.11.2013 в соответствии с Базовым планом и Сетевым графиком строительства Олимпийского объекта.
В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Основаниями исключения объекта из Программы строительства послужила информация ГК "Олимпстрой" как организатора работ и иных мероприятий, направленных на строительство олимпийских объектов, включая объекты электроэнергетики, за счет средств инвесторов: о крайне низких темпах выполнении работ, отсутствии прогресса на строительной площадке с января 2013 г., о наличии нерешенного вопроса об источниках финансирования строительства и приобретения оборудования для Кудепстинской ТЭС, оборудование не согласовано с сетевыми организациями и не размещено в производство, о наличии высоких рисков срыва сроков реализации объекта "Кудепстинская ТЭС" и невозможности ввода ТЭС в эксплуатацию в 2013 г. (письма ГК "Олимпстрой от 14 марта 2013 г. N ВП-Д11-8174 и от 25 марта 2013 г. N ВП-Д11-9512).
Невозможность завершения строительства, ввода в эксплуатацию и выдачи мощности Кудепстинской ТЭС до начала Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи отмечена: пунктом 4 протокола совещания у заместителя Министра энергетики Российской Федерации М.Ю. Курбатова от 14 мая 2013 г. N МК-184пр (далее - протокол N МК-184пр), пунктом 2 протокола совещания у заместителя Министра энергетики Российской Федерации М.Ю. Курбатова от 23 мая 2013 г. N МК-194пр (далее - протокол N МК-194пр), в пояснительной записке к проекту постановления о внесении изменения в Программу строительства (приложение к письму Минэнерго России от 4 июня 2013 г. N МК-5172/09), в которой также отмечена неоднократность срыва сроков реализации объекта ООО "Кудепстинская ТЭС-ГЭС", установленных базовым планом, и невозможности своевременного вода в эксплуатацию объекта, в пояснительной записке к проекту постановления о внесении изменения в Программу строительства (приложение к письму Минэнерго России от 29 июля 2013 г. N ЧА-7089/09), в которой также указано, что ввод Кудепстинской ТЭС в эксплуатацию до начала Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи не представляется возможным, указано на наличие совокупности рисков по строительству Кудепстинской ТЭС и высокой вероятности срыва своевременного ввода объекта в эксплуатацию.
По представлению первого Ответчика о нецелесообразности строительства Объекта Правительство Российской Федерации постановлением от 06.11.2013 N 994 исключило из Программы строительства п. 131 (строительство Объекта) и пункты 105.6. и 105.8. (сооружение строений связанных со строительством Объекта).
В обоснование иска истец указал, что исключение первым Ответчиком и вторым Ответчиком Кудепстинской ТЭС из Программы строительства олимпийских объектов является для него существенным нарушением Соглашения, влекущим его расторжение и удержание убытков.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации об исключении Кудепстинской ТЭС из Программы строительства обязательства сторон по Соглашению прекратились в связи с невозможностью их исполнения на основании статьи 417 Гражданского кодекса РФ.
Постановление Правительства Российской Федерации об исключении Кудепстинской ТЭС из Программы строительства не может рассматриваться как обстоятельство существенного нарушения Соглашения, поскольку является актом органа власти, который не оспорен и не признан недействительным.
Правительство Российской Федерации, принимая постановление об исключении Кудепстинской ТЭС из Программы строительства, действовало в пределах своих полномочий, установленных Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию в отыскиваемом размере удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Возражения заявителя апелляционной жалобы относительно нарушения тайны совещательной комнаты не могут быть приняты, поскольку не подтверждаются протоколом (включая аудиозапись) судебного заседания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Соглашение не может считаться прекращенным на основании акта госоргана, подлежат отклонению, поскольку противоречат правилам ст.417 Гражданского кодекса РФ.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на право инвестора на приостановление работ по строительству объекта по правилам ст.719 Гражданского кодекса РФ подлежат отклонению, поскольку Соглашение N 04-3-3335 об организации строительства олимпийского объекта федерального значения регулируется специальными нормами права, определенными Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Спорное Соглашение об организации строительства олимпийского объекта не может рассматриваться как договор подряда (строительного подряда) в связи с тем, что в соответствии с Соглашением у ГК "Олимпстрой" не возникает права собственности на построенный объект (право собственности на построенный объект возникает у истца), на ГК "Олимпстрой" не возлагается обязанность по оплате выполненных работ (обязанность финансирования проектирования и строительства объекта возлагается на истца).
Подписывая Соглашение, истец своей волей и в своем интересе намеревался на свой риск осуществлять предпринимательскую деятельность, предусматривающую вложение инвестиций (собственных и (или) привлеченных) в проектирование и строительство Кудепстинской ТЭС с целью последующей получения прибыли.
Принимая во внимание низкие темпы выполнения истцом проектных и строительно-монтажных работ на олимпийском объекте и, как следствие, наличие существенных рисков срыва ввода его в эксплуатацию до начала XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи, ГК "Олимпстрой" не возражала против предложения Минэнерго России об исключении спорного объекта (пункта 131) из Программы строительства.
Представленные истцом документы, в частности, копия базового плана строительства олимпийского объекта, копия письма от 21 мая 2013 г. N 680 о направлении в ГК "Олимпстрой" проектной документации, копия приказа Росприроднадзора от 10 декабря 2012 г. N 658, копия заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 20 марта 2013 г. N 191-13/ГГЭ-8363/02, копии разрешения на строительство от 9 апреля 2013 г. N RU23309000-573, не только свидетельствуют, что истцом допущены срывы сроков проектирования и строительства олимпийского объекта, предусмотренные базовым планом строительства олимпийского объекта, но и подтверждают, что истец не мог обеспечить завершение строительства Кудепстинской ТЭС в срок до 30 ноября 2013 года.
Согласно базовому плану строительства олимпийского объекта истец обязан был получить положительное заключение государственной экологической экспертизы не позднее 9 ноября 2012 г., положительное заключение государственной экспертизы - к 10 декабря 2012 г., разрешение на строительство - к 30 декабря 2012 года. В то же время истцом представлены копии указанных документов соответственно от 10 декабря 2012 г., от 20 марта 2013 г. и от 9 апреля 2013 года. При этом данные документы выданы только в отношении I этапа строительства, в то время как олимпийский объект состоит из трех этапов (стр. 5 заключения Росприроднадзора, утвержденного приказом от 10 декабря 2012 г. N 658). Заключения государственной экологической экспертизы, заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство иных этапов истцом не представлены.
С учетом срыва сроков получения данных документов в отношении I этапа олимпийского объекта и в отсутствии таких документов в отношении иных этапов олимпийского объекта завершение строительства олимпийского объекта до начала XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи не представлялось возможным.
С учетом невозможности завершения строительства и выдачи мощности Кудепстинской ТЭС до начала XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 994, то есть менее чем за месяц до окончания срока строительства олимпийского объекта, установленного Соглашением, пункт 131 исключен из Программы строительства.
Исходя из смысла части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ и части 15 статьи 14 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N310-ФЗ в случае исключения олимпийского объекта из Программы строительства в результате принятия Правительством Российской Федерации соответствующего постановления, строящийся объект утрачивает статус олимпийского объекта, а предусмотренные соглашением об организации строительства олимпийского объекта обязательства прекращаются, поскольку они связаны со строительством олимпийского объекта, которого больше не существует.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2014 по делу N А40-183147/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Кудепстинская ТЭС-ГазЭнергоСтрой" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183147/2013
Истец: ГК "Олимпстрой", ООО "Кудепстинская ТЭС-ГазЭнергоСтрой"
Ответчик: ГК "Олимпстрой", Минэнерго России, Правительство РФ
Третье лицо: Правительство Российской Федерации