г. Москва |
|
15 октября 2014 г. |
Дело N А40-73859/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Марновой Ю.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
КОО "Вейл Консалтинг Лимитед"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.06.2014
по делу N А40-73859/13 судьи Дудкина В.В. (135-685)
по заявлению КОО "Вейл Консалтинг Лимитед"
к 1) ФГБУ "ФКП Росреестра", 2)Управлению Росреестра по г.Москве
об установлении кадастровой стоимости
третьи лица: Правительство Москвы, ДГИ г.Москвы,
при участии:
от заявителя: |
Завьялова П.А., по дов. от 02.06.2014; |
от ответчиков: |
1)не явился, извещен, 2) не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
Решетников Д.К., по дов. от 24.09.2013, 27.12.2013. |
УСТАНОВИЛ:
Компания с ограниченной ответственностью "ВЕЙЛ КОНСАЛТАНСИ ЛИМИТЕД" (далее - Компания, Общество) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, Управлению Росреестра об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004005:199, общей площадью 1 940,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, вл. 74А равной его рыночной стоимости в размере 22 005 000 руб. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" сведения о стоимости земельного участка, общей площадью 1 940,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, вл. 74А, равной его рыночной стоимости 22 005 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Компания подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование этого указывается, что выводы суда о невозможности установления рыночной стоимости земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности физическим и юридическим лицам, имеющим исключительные права на аренду и выкуп данного земельного участка и об отсутствии у истца прав на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Росреестра по Москве, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель третьих лиц - Правительства Москвы, ДГИ г.Москвы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции просил, решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Компанией с ограниченной ответственностью "СОЗОШИЛЗ КОНСАЛТАНСИ ЛИМИТЕД" являлась арендатором земельного участка с площадью 1971 кв.м. с кадастровым номером 77:77:09:0004005:199, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Ленинградский пр-т вл. 74А, что подтверждается договором аренды N М-09-027565 от 20.10.02004.
Дополнительным соглашением N 2 от 17.01.2007 к договору условия договора изменены сторонами, земельный участок разграничен в соответствии с планом участка: земельный участок N 1 с кадастровым номером 77:09:04005:199 площадью 1971 кв.м., земельный участок N 2 с кадастровым номером 77:09:04005:201 площадью 15 кв.м., земельный участок N 3 с кадастровым номером 77:09:04005:200 площадью 864 кв.м.
27.04.2011 право собственности на здание по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 74А перешло к Компании с ограниченной ответственностью "ВЕЙЛ КОНСАЛТАНСИ ЛИМИТЕД" (Республика Кипр), переход прав зарегистрирован в установленном законом порядке. На основании ст. 35 ЗК РФ и ст. 522 ГК РФ с 27.04.2011 г. права и обязанности арендатора по договору в части земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004005:199 перешли к истцу.
Между арендатором и арендодателем заключено дополнительное соглашение N 3 от 10.02.2012 к договору, согласно которому арендодатель и арендатор договорились о том, что расторгают договор в части земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0004005:200, 77:09:0004005:201.
В соответствии с п. 3.4. договора аренды N М-09-027565 от 20.10.2004 размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы полномочным органом государственной власти РФ и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений в договор. При этом, в случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендатора об изменении ставок арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовым актом и без внесения изменений в договор.
Согласно данным ФГБУ "ФКП Росреестра" земельный участок по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т, вл. 74А, кадастровый номер 77:09:0004005:199 площадью 1970,4 кв.м. с 01.01.2013 имеет кадастровую стоимость 137 287 049 руб. 69 коп. Данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-административного центра с подземной стоянкой. Данные показатели внесены на основании Постановления Правительства г.Москвы N 670-ПП от 27.11.2012, утвердившего результаты кадастровой оценки земельных участков.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При этом, как указано в данном постановлении, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании Постановления Правительства Москвы N 670-ПП от 27.11.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 137 287 049 руб. 69 коп.
Истцом в материалы дела представлен отчет ООО "УниверсКонс" N Н 275 от 18.03.2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014, которая составляет 22 005 000 руб., что свидетельствует о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2014 года утверждены результаты оценки по состоянию на 01 января 2013 года, в связи с чем, результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" и на которые ссылается истец в исковом заявлении, с 01 января 2014 года являются неактуальными.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что указанная истцом рыночная стоимость земельного участка определена на дату, которая не соответствует дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка.
Более того, по правилам части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 названного выше Закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исходя из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости по причине ее несоответствия рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. Именно с этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой стоимости и подлежит применению в измененном размере. Судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Определенная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Определение рыночной стоимости земельного участка на дату его кадастровой оценки необходимо для сравнения результатов такой оценки и установления новой кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, определение рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 77:09:0004005:199 по состоянию на 01.01.2014 года не влечет ее применение с указанной даты.
Довод истца о том, что кадастровая стоимость может быть определена по результатам судебной экспертизы, о проведении которой было заявлено соответствующее ходатайство, судебной коллегией не принимается, поскольку требования заявителя, с учетом их последующего уточнения (т.3, л.д.100-101), сформулированы об установлении кадастровой стоимости в конкретном размере - 22 005 000 рублей, которая в свою очередь была определена по результатам оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014 на основании отчета ООО "УниверсКонс" N Н 275 от 18.03.2014.
Судебный акт об установлении кадастровой стоимости в вышеуказанном размере рыночной стоимости земельного участка не является основанием для аннулирования ранее внесенной в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Судебная коллегия отмечает, что спор по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Вместе с темё судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что истец, как арендатор земельного участка, не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2011 N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По смыслу данной статьи арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Таким образом, истец, являясь арендатором спорного земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Между тем, указанный выше вывод суда первой инстанции о том, что истец не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости, не привел к принятию по существу заявленного иска решения, в связи с чем основанием для отмены принятого решения на является.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.06.2014 по делу N А40-73859/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73859/2013
Истец: Компания с ограниченной ответственностью ВЕЙЛ КОНСАЛТАНСИ ЛИМИТЕД, КОО "Вейл Консалтинг Лимитед"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: VALE CONSULTANCY LIMITED, Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство города Москвы, Правительство Москвы, Permanent Secretary Ministry of Justice and Public Order