г. Москва |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А40-62574/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.,
судей Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-62574/13
по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом
для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции
по иску ОАО "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501)
к 1)Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, 2)Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г.Москве,
третьи лица - 1)Управление РосУправление Росреестра по Москве, 2)ДГИГМ, 3)ФГБУ ФКП Росреестра о признании незаконным решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании:
от истца: Боярская Ю.А. по доверенности от 18.01.2013, Грицевич Г.Ю. по доверенности от 16.04.2013;
от ответчиков: 1) Помогаева О.В. по доверенности от 30.12.2013 г., 2)не явился, извещен. от третьих лиц: 1) Помогаева О.В. по доверенности от 01.08.2013 г., 2) Решетников Д.К. по доверенности от 01.09.2014, 3) не явился, извещен;
ОАО "Моссельмаш" обратился в Арбитражный суд г. Москвы к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г. Москве о признании незаконным Решения от 10.04.2013 г. N 51-32/2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве, и обязании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве.
Принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:64 в размере его рыночной стоимости - 8 470 226 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 1 812 руб. 98 коп. за 1 кв.м., определенной по состоянию на 01.01.2012 г.
Признать незаконным решение от 10.04.2013 г. N 51-33/2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве, и обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве.
Принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:67 в размере его рыночной стоимости - 157 791 243 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв.м., определенной по состоянию на 01.01.2012 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2013 года требования истца удовлетворены в полном объеме.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве и Департамент городского имущества города Москвы с решением суда не согласились, подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, как принятый с нарушением материального и процессуального права судебный акт. Апелляционные жалобы мотивированы тем, что судом первой инстанции дело рассмотрено при отсутствии надлежащего уведомления Департамента городского имущества города Москвы о времени и месте судебного заседания и не участии его в судебном заседании, что привело к принятию неправильного решения.
Определением от 29.01.2014 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А40-62574/2013 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, найдя обоснованным доводы апелляционных жалоб о том, что судом первой инстанции допущены нарушения процессуального права третьего лица, дающие основания для применения части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Доказательств того, что Департамент был надлежащим образом уведомлен о возбуждении производства по делу определением Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2013 года и назначении его к слушанию в судебных заседаниях в Арбитражном суде города Москвы в материалах дела не имеется.
Определением 05.03.2014 Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворил ходатайство Департамента городского имущества г. Москвы о приостановлении производства по делу, в связи рассмотрением Высшим Арбитражным Судом РФ дела N А33-11257/2012 со сходными обстоятельствами.
Определением от 17.07.2014 Девятый арбитражный апелляционный суд производство по делу возобновил, поскольку Постановлением ВАС РФ от 11.02.2014, опубликованным 15.07.2014, решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.12.2012 по делу N А33-11257/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.02.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.06.2013 по тому же делу отменены. Дело А33-11257/2012 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
В судебном заседании 13.10.2014 истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований в порядке ст.ст.47,49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Истец просит следующее:
1. Произвести замену ненадлежащего ответчика - Росреестра надлежащим ответчиком -Управлением Росреестра по Москве.
2. Для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от "26" октября 2012 N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве, принять решения об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:64 в размере его рыночной стоимости - 8 470 226 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости - 1 812,98 рублей за 1 кв.м, определенной по состоянию на 01.01.2012 г.; земельного участка 77:09:0001015:67 в размере его рыночной стоимости - 157 791 243 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845,90 рублей за 1 кв.м, определенной по состоянию на 01.01.2012 г.
3. Обязать Управление Росреестра по Москве предпринять меры, направленные на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:64 в размере его рыночной стоимости - 8 470 226 рублей, о кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:67 в размере его рыночной стоимости - 157 791 243 рубля.
4. Применять внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков в целях расчета арендной платы и земельного налога с 01 января по 31 декабря 2013 г.
Представитель ответчика и третьих лиц против удовлетворения ходатайств истца возражений не заявили. Судебная коллегия определила удовлетворить ходатайство истца о замене ответчика. Надлежащим ответчиком по делу признать Управлением Росреестра по Москве.
Согласно ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В связи с чем, судебная коллегия приняла заявленные истцом уточнения исковых требований в полном объеме.
Заслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ОАО "Моссельмаш" является правообладателем земельных участков: арендатором земельного участка общей площадью 4 672 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по адресу: г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, согласно договору аренды N М-09-510685 от 29.05.2003 г.; собственником земельного участка общей площадью 55 445,19 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0001015:67, по адресу: г. Москва, ул. Солнечногорская, вл.4, согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 24.09.2012 г. N 77-АО 379688.
26.03.2013 ОАО "Моссельмаш, как арендатор и собственник земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001015:64; 77:09:0001015:67, обратилось с заявлениями в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории г. Москвы. В заявлениях, адресованном Комиссии, ОАО "Моссельмаш" просило пересмотреть, утвержденные Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы" от 27.12.2012 г. N 670-ПП результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Солнечногорская, вл.4, кадастровый номер 77:09:0001015:64 и кадастровый номер 77:09:0001015:67 на основании установления в отношении указанных участков их рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка 77:09:0001015:64 на момент обращения составляла 41 222 364 руб. 16 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 8 823 руб. 28 коп. за 1 кв.м.
Согласно отчету N 02-ОЦ-13 от 20.03.2013 г. рыночная стоимость составила - 8 470 226 руб., удельный показатель рыночной стоимости - 1 812 руб. 90 коп. за 1 кв.м. Указанный отчет прошел экспертизу и ему дано положительное экспертное заключение N 172/03/13 от 21.03.2013 г., подготовленное НП СРО "Деловой союз оценщиков".
Таким образом, отличие рыночной стоимости от кадастровой составило 79% кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка 77:09:0001015:67 на момент обращения составляла 488 321 312 руб. 98 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 8 807 руб. 28 коп. за 1 кв.м.
Согласно отчету N 04-ОЦ-13 от 20.03.2013 г. рыночная стоимость составила - 157 791 243 руб., удельный показатель рыночной стоимости - 2 845 руб. 90 коп. за 1 кв.м. Указанный отчет прошел экспертизу и ему дано положительное экспертное заключение N 174/03/13 от 21.03.2013 г., подготовленное НП СРО "Деловой союз оценщиков".
Таким образом, отличие рыночной стоимости от кадастровой составило 68% кадастровой стоимости.
К заявлению N 22297/2013 от 26.03.2013 г. ОАО "Моссельмаш" приложило: Отчет N 02-ОЦ-13 от 20.03.2013 г., подготовленный ООО "НОК "ПРОФИТ ЛАЙН", положительное экспертное заключение N 172/03/13 от 21.03.2013 г., подготовленное НП СРО "Деловой союз оценщиков", кадастровый паспорт N 77/501/13-11319 от 24.01.2013 г., нотариально заверенную копию договора аренды земли от 29.05.2003 г. N М-09-510685.
К заявлению N 22299/2013 от 26.03.2013 г. ОАО "Моссельмаш" приложило: О тчет N 04-ОЦ-13 от 20.03.2013 г., подготовленный ООО "НОК "ПРОФИТ ЛАЙН", положительное экспертное заключение N 174/03/13 от 21.03.2013 г., подготовленное НП СРО "Деловой союз оценщиков", кадастровый паспорт N 77/501/13-11268 от 24.01.2013 г., нотариально заверенную копию свидетельства от 24.09.2012 г. о государственной регистрации права собственности ОАО "Моссельмаш" на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001015:67.
Решениями Комиссии от 10.04.2013 г. N 51-32/2013 и от 10.04.2013 г. N 51-33/2013 заявление ОАО "Моссельмаш" отклонено.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности решения комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде.
Как указано в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (далее - Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации создается одна постоянно действующая комиссия.
Таким образом, упомянутые комиссии не являются самостоятельными государственными органами или организациями. С учетом этого при возникновении спора, связанного с их деятельностью, в том числе при оспаривании принятых ими решений, в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости участвует соответствующий территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Исходя из положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости самостоятельно не наделена полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости. Названная комиссия принимает положительное решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, если заявителем представлен полный пакет документов, включающий положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, для случаев, когда рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов.
С учетом правового статуса комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, порядка принятия такими комиссиями решений проверка судом только соблюдения формальных требований (полномочия комиссии, состав документов, порядок принятия решения) без анализа и оценки правовых доводов относительно действительной рыночной стоимости объекта недвижимости, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не позволяет обеспечить достоверность данных, экономическую обоснованность налогообложения и баланс интересов.
Отчет оценщика о рыночной стоимости спорного участка является одним из доказательств, подтверждающих рыночную стоимость, и оспаривание самого доказательства в самостоятельном процессе нарушает принцип состязательности сторон в арбитражном процессе, порядок предоставления и раскрытия сторонами доказательств, опровержения доказательств и оценки доказательств судом в конкретном деле.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указано, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица). Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Таким образом, рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
С учетом этого при рассмотрении дел, связанных с оспариванием решений комиссий, и дел, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, к участию в деле суд может привлечь независимого оценщика, чье заключение о рыночной стоимости такого объекта является предметом исследования и оценки суда, а также оценщика, подготовившего отчет об определении кадастровой стоимости.
Указанное соотносится с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 года N 13839/13.
Таким для решения вопроса о законности вынесенных решений Комиссии от 10.04.2013 г. N 51-32/2013 и от 10.04.2013 г. N 51-33/2013 необходимо привлечение независимого оценщика.
Однако, как следует из заявленного истцом ходатайства он не дает согласие на проведение судебной оценочной экспертизы, настаивает на принятии решения суда об обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от "26" октября 2012 N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве, принять решения об определении кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:64 в размере его рыночной стоимости - 8 470 226 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости - 1 812,98 рублей за 1 кв.м, определенной по состоянию на 01.01.2012 г.; земельного участка 77:09:0001015:67 в размере его рыночной стоимости - 157 791 243 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845,90 рублей за 1 кв.м, определенной по состоянию на 01.01.2012 г.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией истца по данному вопросу и не находит оснований для удовлетворения его требований на основании представленных им доказательств.
В отношении требований истца об обязании Управление Росреестра по Москве предпринять меры, направленные на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:64 в размере его рыночной стоимости - 8 470 226 рублей, о кадастровой стоимости земельного участка 77:09:0001015:67 в размере его рыночной стоимости - 157 791 243 рубля, а также применения внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков в целях расчета арендной платы и земельного налога с 01 января по 31 декабря 2013 г. судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При рассмотрении данного спора судом принимается во внимание, что действие сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 правовой позиции о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
При этом, рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, а применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН, соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу), она распространяет свое действие лишь на будущий период.
В силу норм действующего законодательства новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату не предусматривается.
На момент рассмотрения спора с 01.01.2014 г. вступило в законную силу постановление Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы". Таким образом, в государственный кадастр недвижимости внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночная стоимость подлежит установлению решением суда на ту же дату, которая была использована оценщиком, осуществившим оспариваемую кадастровую оценку, в качестве даты оценки (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 г. N 10761/11 по делу N А11-5098/2010).
Однако момент, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости, определяется по-иному.
По смыслу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010).
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Следовательно, если в ходе судопроизводства органом исполнительной власти были утверждены иные результаты государственной кадастровой оценки земель, то определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение, так как возникновению, изменению, прекращению его прав и обязанностей не приведет.
Таким образом, сведения, внесенные в ГКН по состоянию на 01.01.2012 г. утратили свою актуальность на момент рассмотрения дела. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012 г., при наличии новой утвержденной и внесенной в государственный кадастр кадастровой стоимости, противоречит пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в котором закреплен принцип непрерывности актуализации содержащихся в кадастре сведений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 176, 47,49, п. 2 ст. 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2013 года по делу N А40-62574/13 отменить.
Ходатайство истца о замене ответчика Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве удовлетворить. Надлежащим ответчиком по настоящему делу признать Управление Росреестра по городу Москве.
В удовлетворении требований ОАО "Моссельмаш" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Е.Н. Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62574/2013
Истец: ОАО "Моссельмаш", Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр)
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ), УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ, Управление Росреестра по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра"