г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А26-2019/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Прохорова А.Ф. по доверенности от 09.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19566/2014) общества с ограниченной ответственностью "Канализационная сеть" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.06.2014 по делу N А26-2019/2014 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Канализационная сеть"
к Северо-Западному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству в лице отдела надзора и рыбоохраны по Республике Карелия
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Канализационная сеть" (далее - заявитель, ООО "Канализационная сеть", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Северо-Западному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству в лице отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия (далее - ответчик, административный орган, отдел рыбоохраны) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2014 N 10-10/2014/004/018316 по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 25.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнения) общество просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушении норм материального права.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие его представителя. Поступившее в апелляционный суд ходатайство общества об отложении судебного разбирательства отклонено по причине его необоснованности.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.01.2014 в 12 час. 30 мин. специалистами отделов ЖКХ и ГО ЧС Администрации местного самоуправления "Суоярвский район" с участием специалиста Администрации Суоярвского городского поселения, заместителя главного государственного санитарного врача в Суоярвском районе, сотрудника МВД России по Суоярвскому району, директора ООО "Очистные сооружения", директора и двух сотрудников ООО "Канализационная сеть" проведено комиссионное обследование канализационного колодца, расположенного возле КНС N 3, по факту сброса сточных вод из канализационной сети возле КНС N 3, о чем составлен акт от 14.01.2014. Как указано в этом акте, основанием проведения комиссионной проверки послужили жалобы граждан о сбросах канализации, выразившихся в наличии неприятного запаха и текущих сточных вод.
В ходе обследования установлено и в акте от 14.01.2014 зафиксировано, что вокруг канализационного колодца, расположенного возле КНС N 3, имеются явные следы выброса сточных вод на почвенный покров, утечка предположительно происходит с 13.01.2014, имеются явные следы скопления сточных вод на поверхности земли возле канализационного колодца, находящегося через дорогу от КНС N 3, на территории возле колодца (через дорогу) виден излив сточных вод на рельеф площадью около 100 кв.м., эти сточные воды по рельефу через дренажную трубу, проходящую под железнодорожными путями, попадают в озеро Суоярви, вода имеет неприятный мутно серый цвет, наблюдается резкий неприятный запах канализационных стоков и гнилости. Кроме того, в акте от 14.01.2014 указано, что исходя из анализа суточных рапортов работы очистных сооружений с 10.01.2014 полностью прекращен прием сточных вод. По мнению комиссии, имело место полное закрытие сотрудниками ООО "Канализационная сеть" шибера на КНС N 3. Исходя из установленных в ходе обследования обстоятельств, комиссия пришла к выводу, что имеет место сброс сточных вод на поверхность земли, вызванный закрытием шибера в колодце возле КНС N 3, некачественной работой ООО "Канализационная сеть".
Участвующий в проведении обследования 14.01.2014 директор ООО "Канализационная сеть" Корчагин С.А. на подписание акта не явился, от подписи отказался, что зафиксировано в самом акте.
Факт участия в обследовании 14.01.2014 специалистов ООО "Канализационная сеть" и его директора Корчагина С.А. признается им в объяснениях от 20.02.2014.
Акт комиссионной проверки от 14.01.2014 и прилагаемые к нему фотоматериалы направлены в Суоярвское подразделение отдела рыбоохраны для принятия мер реагирования.
20.01.2014 по выявленному 14.01.2014 факту сброса сточных вод в озеро Суоярви отделом рыбоохраны возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования. На определении от 20.01.2014 о возбуждении дела имеется входящий штамп, который подтверждает вручение данного определения ООО "Канализационная сеть" 20.01.2014.
В ходе проведения административного расследования определением от 21.01.2014 у ООО "Канализационная сеть" истребованы документы, в том числе схема канализационных сетей, договор с очистными сооружениями, журнал учета сточных вод и т.д. Определение вручено ООО "Канализационная сеть" 22.01.2014. В ответ на это определение ООО "Канализационная сеть" представило истребованные копии устава, свидетельства о госрегистрации, решения учредителя и приказа о назначении директора, реквизиты ООО, одновременно в сопроводительном письме от 27.01.2014 N 20 указало, что не может представить схему канализационных сетей, общая схема находится в Администрации Суоярвского городского поселения, и сообщило, что договор с очистными сооружениями не заключен, денежные средства за услуги по очистке сточных вод получает ООО "Эко Технологии" на основании заключенных напрямую договоров, учет транспортируемых по канализационным сетям объемов воды ведется косвенным методом по приборам учета воды, установленным у потребителей.
В период с 22.01.2014 по 14.02.2014 отделом рыбоохраны получены объяснения у директора ООО "Очистные сооружения", директора ООО "Суоярвский водоканал", главы Администрации Суоярвского городского поселения, Ахмедова Т.И. - одного из собственников канализационных сетей в г. Суоярви (свидетельство о госрегистрации права долевой собственности от 17.10.2013), а также участвовавших в обследовании 14.01.2014 заместителя главного государственного санитарного врача в Суоярвском районе Мударисова В.З., специалистов Администрации Суоярвского района Тимановского П.Н., Лосутова Б.Е., Стукиной О.В., сотрудника МВД России по Суоярвскому району Тукусера И.Н., и сотрудников ОВД, осуществляющих 14.01.2014 охрану вентиля шибера канализационного колодца.
Опрошенный 22.01.2014 директор ООО "Очистные сооружения" пояснил, что его предприятие занимается очисткой сточных вод г. Суоярви, которые поступают по канализационным сетям, 05.01.2014 работники предприятия доложили ему о том, что канализационные стоки практически не поступают, резко упал уровень их поступления в приемные камеры гашения напора, о чем 06.01.2014 сообщено в единую диспетчерскую службу, а 14.01.2014 - в отдел МП ГО ЧС АМО "Суоярвский район"; данная ситуация периодически происходит в связи с тем, что ООО "Канализационная сеть" перекрывает колодцы и стоки сбрасываются в болото, минуя очистные сооружения; 14.01.2014 в районе 15 часов стоки снова стали подаваться, их объем резко увеличился.
В подтверждение данных обстоятельств ООО "Очистные сооружения" представило в материалы административного дела выкопировку из журнала сменных операторов. В журнале сменных операторов за период с 05.01.2014 по 14.01.2014 сделаны записи о том, что воды из города поступает очень мало, в нормальном объеме вода стала поступать около 14 час. 40 мин. 14.01.2014.
11.02.2014 госинспектором отдела рыбоохраны с участием трех свидетелей произведены замеры на месте совершения правонарушения и установлено, что расстояние от канализационного колодца, расположенного в районе КНС N 3 между автодорогой и ж/д путями, до береговой линии озера Суоярви по азимуту 275 гр. составляет 154 метра, то есть канализационный колодец находится в водоохранной зоне, о чем составлен акт проведения замеров от 11.02.2014.
12.02.2014 в отдел рыбоохраны поступил ответ ФГБУ "Карелрыбвод" о том, что озеро Суоярви является особо ценным водным объектом рыбохозяйственного значения и в соответствии с приказом Росрыболовства от 17.09.2009 N 818 соответствует высшей категории рыбохозяйственного значения.
17.02.2014 директор ООО "Канализационная сеть" был уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении 20.02.2014.
20.02.2014 с участием директора ООО "Канализационная сеть" Корчагина С.А. проведен осмотр места административного правонарушения и получены его объяснения, из которых следует, что канализационная сеть на участке от КНС N 2 и КНС N 3 обществу не принадлежит, ее собственниками являются другие лица (Ахмедов и Баронов), вода на проверенном участке скопилась в результате аварии на водопроводных сетях.
С учетом заявленных возражений протокол об административном правонарушении не был составлен 20.02.2014. Для проверки указанных сведений определением от 20.02.2014 срок административного расследования продлен, определение вручено лично Корчагину С.А., что подтверждается его подписью.
24.02.2014 госинспектором отдела рыбоохраны были получены объяснения заместителя директора по производству ООО МП "Коммунальщик" Андреева А.А., который пояснил, что 5 лет назад он в должности мастера работал в МП ЖКХ, обслуживающем канализационные сети, работал там длительное время и хорошо знает канализационные сети; шибер возле КНС N 3 был установлен во время его работы для кратковременного перекрытия канализационных стоков с целью кратковременного ремонта на КНС N 3; при перекрытии вентиля шибера возле КНС N 3 предположительно должно произойти следующее: примерно в течение часа канализационные стоки из города переполнят канализационные колодцы между КНС N 2 и КНС N 3 и канализационные воды начнут вытекать из колодцев, в первую очередь из колодцев, расположенных возле КНС N 3, так как они находятся ниже всех остальных по рельефу местности; канализация на данном участке самотечная, так как между КНС N 2 и КНС N 3 имеется камера гашения напора; в случае излива канализационных вод из колодцев возле КНС N 3 они по дренажной системе по трубе, расположенной под железной дорогой, мимо очистных сооружений попадают в озеро Суоярви.
25.02.2014 получены объяснения у дежурного водителя ООО "Канализационная сеть", из которых следует, что в его обязанности в течение суток (когда он находится на смене) входит совершать объезд КНС на случай, если обнаружена неисправность; результаты объездов фиксируются в журнале; 14.01.2014 он находился на смене и 6 раз во время дежурства осматривал КНС N 3, никаких нареканий к ее работе не было, шибер был открыт, разлива сточных вод в районе КНС N 3 он не видел.
В материалы дела представлена выкопировка из журнала объезда канализационных насосных станций ООО "Канализационная сеть", из которого усматривается проведение осмотров КНС N 3 и выполнение работ по чистке решеток и откачке приямков в период с 11.01.2014 по 16.01.2014.
В целях проверки информации о наличии аварии на водопроводных сетях 24.02.2014 госинспектором отдела рыбоохраны с участием директора ООО "Суоярвский водоканал" были проведены замеры давления воды на водозаборе г. Суоярви, наличие признаков аварии не выявлено, о чем составлен акт проведения замеров от 24.02.2014. В подтверждение факта отсутствия аварий на проверенном участке директор ООО "Суоярвский водоканал" представил в материалы административного дела копию журнала учета аварий.
В ответ на запрос в отдел рыбоохраны 25.02.2014 поступила информация ОАО "Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия" (расчетный центр г. Суоярви) о том, что выставление счетов за услуги по транспортировке сточных вод физическим лицам г. Суоярви с 16.07.2013 и по настоящее время производится на основании агентского договора, заключенного с ООО "Канализационная сеть", все собранные денежные средства перечислены на его расчетный счет.
25.02.2014 директор ООО "Канализационная сеть" Корчагин С.А. был уведомлен о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 05.03.2014 в 11 часов.
В назначенное время и место директор ООО "Канализационная сеть" не явился, представителя не направил, в связи с чем протокол об административном правонарушении от 05.03.2014 N 018316 в отношении ООО "Канализационная сеть" по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ был составлен в отсутствие представителя ООО "Канализационная сеть". Копия протокола вручена лично Корчагину С.А., что подтверждается его распиской на сопроводительном письме.
В этот же день по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ был составлен протокол об административном правонарушении N 018317 в отношении директора ООО "Канализационная сеть" Корчагина С.А.
05.03.2014 директор ООО "Канализационная сеть" Корчагин С.А. был уведомлен о том, что рассмотрение составленных протоколов состоится 11.03.2014 в 10 часов.
Дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ в отношении ООО "Канализационная сеть" было рассмотрено с участием его директора старшим государственным инспектором отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Федоровым С.В. Постановлением от 11.03.2014 N 10-10/2014/004/018316 общество привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации в виде штрафа в размере 200 000 рублей. Копия постановления вручена директору общества в тот же день.
Общество обратилось в арбитражный суд, не согласившись с указанным постановлением.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным оспариваемого постановления, в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 22.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 16 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 7 части 15 статьи 65 ВК РФ запрещен сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах водоохранных зон, а частью 17 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн..
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 11 названной статьи предусмотрено, что ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности предусмотрена частью 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции установлен и в полном объеме подтвержден материалами административного дела факт вменяемого обществу правонарушения, выразившегося в разливе сточных вод в границах 200-метровой прибрежной защитной полосы.
Доводы общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку эти нарушения не носят существенный характер и не воспрепятствовали полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела, в связи с чем не свидетельствуют о незаконности вынесенного постановления о назначении административного наказания.
Также судом были правомерно отклонены доводы общества о том, что оно не является владельцем спорных канализационных сетей, поскольку материалами дела подтверждено, что эти сети используются и обслуживаются обществом. Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в отношении надлежащего субъекта.
Ссылки общества на то, что зафиксированный разлив являлся последствием аварии на водопроводных сетях, апелляционным судом не принимается как не подтвержденный материалами дела. Утверждения общества о том, что факт аварии мог быть и не зафиксирован документально, являются предположениями.
Согласно положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных препятствий для исполнения заявителем действующих норм и правил, равно как и доказательств принятия им исчерпывающих мер для соблюдения требований водоохранного законодательства в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины во вмененном ему административном правонарушении.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что в силу ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вина общества в разливе сточных вод в границах 200-метровой прибрежной защитной полосы доказана административным органом в полном объеме. Общество правомерно и обоснованно привлечено ответчиком к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.06.2014 по делу N А26-2019/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2019/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2015 г. N Ф07-10366/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Канализационная сеть"
Ответчик: Отдел контроля, надзора и рыбоохраны по Республики Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице отдела надзора и рыбоохраны по Республике Карелия
Третье лицо: Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10366/14
28.01.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10366/14
20.10.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19566/14
25.06.2014 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-2019/14