г. Москва |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А40-150463/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей, Савенкова О.В., Кузнецовой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Далаковым А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от "31" июля 2014 года по делу N А40-150463/13, принятое судьей Махалкиным М.Ю. по иску открытого акционерного общества "Центродорстрой" (ИНН 7702059544, ОГРН 1027739527881) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьи лица: 1)Управление Росреестра по Москве, 2)Правительство Москвы, 3)Департамент городского имущества города Москвы, 4) открытое акционерное общество "Городской кадастр", 5)общество с ограниченной ответственностью "Абсолют",
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости
при участии в судебном заседании:
от истца: Ставровская М.А. по доверенности от 12.08.2014 г.
от ответчика: не явился, извещен.
от третьих лиц: 2)Вейн К.В. по доверенности от 01.09.204 г., 3) Вейн К.В. по доверенности от 27.12.2013 г., 1),4), 5) - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центродорстрой" (далее - ОАО "Центродорстрой") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о
- признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001039:54, площадью 956 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кузнецкий мост, вл. 19, стр. 2, установленной по состоянию на 01.01.2012 и применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2013 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 100 822 000 руб.;
- признании кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленной по состоянию на 01.01.2013 и применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2014 по 31.12.2014, равной его рыночной стоимости в размере 100 234 000 руб.;
- обязании ответчика внести изменения в утверждённые 27.11.2012 сведения о кадастровой стоимости посредством из замены с 119 407 832, 04 руб. на 100 822 000 руб.;
- обязании ответчика внести изменения в утверждённые 26.11.2013 сведения о кадастровой стоимости посредством из замены с 123 071 472, 60 руб. на 100 234 000 руб. (с учётом уточнённых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования предъявлены со ссылкой на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает их рыночную стоимость, определенную на основании отчетов ООО "Абсолют".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Москве, Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "Городской кадастр", общество с ограниченной ответственностью "Абсолют".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2014 исковые требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка площадью 956 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001039:54, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кузнецкий мост, вл. 19, стр. 2, равной его рыночной стоимости в размере 100 234 000 руб., определённой по состоянию на 01.01.2013 и обязании ответчика внести соответствующие изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения исковых требований, третьи лица - Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили отменить решение суда в указанной части и в удовлетворении требований отказать.
По мнению заявителей, решение суда является незаконным и необоснованным.
В порядке статей 123, 156, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и иных третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель истца против ее удовлетворения возражал.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2014 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Центродорстрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001039:54, площадью 956 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кузнецкий мост, вл. 19, стр. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.11.2009 г., запись регистрации N 77-77-22/023/2009-415. На указанном земельном участке расположены принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2014 утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2013, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 123 071 472, 60 руб. Указанные сведения внесены в Государственный кадастр недвижимости.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде (с учетом подведомственности спора), так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Истцом представлен отчет N 07-4/04/14 от 15.04.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО "Абсолют", согласно которому рыночная стоимость спорного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 100 234 000 руб., т.е кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость участка.
В соответствии с требованиями статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Некоммерческим партнерством СОО "Сибирь" проведена экспертиза отчета оценщика и составлено положительное экспертное заключение N 253/04/014 от 18.04.2014.
Выводы экспертов по существу участвующими в деле лицами не опровергнуты.
В свою очередь, суд не усматривает оснований для проведения по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков ввиду отсутствия существенного расхождения между их кадастровой и рыночной стоимостью. Такое расхождение, в отсутствие доказательств обратного, обусловлено массовым методом оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
В рассматриваемом случае условия, при которых суд вправе назначить экспертизу по собственной инициативе, отсутствуют. Действующее законодательство не содержит требований, обязывающих суд назначать судебную экспертизу по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка, только по тому основанию, что кадастровая стоимость земельного участка, рассчитанная уполномоченным органом, отличается от его рыночной стоимости, рассчитанной специализированной организацией в соответствии с требованиями закона с учетом уникальных характеристик оцениваемого объекта.
В этой связи у суда отсутствуют основания не принимать представленный истцом отчет N 07-4/04/14 об определении рыночной стоимости земельных участков, составленный ООО "Абсолют", в качестве надлежащего доказательства по делу.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованности заявленных ОАО "Центродорстрой" исковых требованиях.
Нарушение прав истца обусловлено необоснованного завышения налоговой базы по земельному налогу как собственника земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
Рассмотрев довод заявителей относительно принятия судом первой инстанции уточнения иска в нарушение требований закона, суд апелляционной инстанции полагает, что их принятие и рассмотрение по существу судом не привело к принятию незаконного судебного акта, в связи с чем само по себе не может служить основанием для его отмены (пункт 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права судом не установлено.
С учетом этого суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда от 31.07.2014, в связи с чем оно подлежит оставлению в силе, а в удовлетворении апелляционной жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "31" июля 2014 года по делу N А40-150463/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150463/2013
Истец: ОАО "Центродорстрой"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по г. Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Фееральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, ОАО "Городской кадастр", ООО "Абсолют", ООО "Городской кадастр", Правительство Москвы, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ