город Москва |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А40-113464/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Крыловой А.Н.
судей: Лялиной Т.А., Пирожкова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хвенько Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Баталыгина Н.Н. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2014 по делу N А40-113464/2012 по иску Баталыгина Николая Николаевича к НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий" (НП "СОАУ "Меркурий"), третьи лица: Катков С.М., Управление РОСРЕЕСТР по г.Москве, Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ИФНС России N 10 - Центральный АО об обязании совершить действия.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Тефиков К.Э. по доверенности от 01.10.2014 б/н;
от третьих лиц: от Каткова С.М. - не явился, извещен;
от Управления РОСРЕЕСТРА по г.Москве - не явился, извещен;
от Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
от ИФНС России N 10 - Центрального АО - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Баталыгин Н.Н. обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском об обязании Некоммерческое партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий" привести в соответствие с требованиями законодательства РФ Устав, а именно:
A) внести в Устав Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий" положение о назначении на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности и его компетенции в соответствии с требованиями абзаца 8 пункта 4 и пунктом 8 статьи 21.1. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
Б) внести в пункт 6.6. Устава Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий" положение о порядке принятия решений общим собранием путем заочного голосования по вопросам исключительной компетенции общего собрания в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с соблюдением норм определенных абзацем 1 пункта 5 статьи 21.1. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
B) исключить пункт 6 из части 7.11. раздела 7 Устава Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий" положение о предоставлении права Председателю Совета партнерства действующему для обеспечения качественной и оперативной реализации полномочий Совета Партнерства без доверенности подписывать от лица Партнерства договоры и соглашения с третьими лицами;
Обязать НП СОАУ "Меркурий" привести деятельность органов управления в соответствие с нормами ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и уставными документами Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий", об исполнении решения суда сообщить в орган по надзору (контролю), подтверждение представить в арбитражный суд и заявителю, в том числе:
A) прекратить полномочия Трапицына Артура Викентьевича одновременно исполняющего полномочия руководителя коллегиального органа - Совет Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий" и руководителя исполнительного органа - лица, уполномоченного действовать от имени партнерства без доверенности на основании несоответствия его деятельности положениям пункта 15 статьи 21.1. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и пункта 5 статьи 14 ФЗ "О саморегулируемых организациях";
Б) раскрыть на официальном сайте Некоммерческого партнерства "Саморегулируемаи организация арбитражных управляющих "Меркурий" в порядке статьи 22.1. и пункта 1 статьи 21.1. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" информацию о членах Совета партнерства, их персональной компетенции и порядке принятия ими решений;
B) разместить на официальном сайте Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий" сведения о дате избрания органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия и список не менее 20 человек, из числа которых формируются составы Дисциплинарного комитета, в соответствии с положением о дисциплинарном комитете партнерства.
Г) разместить не позднее чем в течение 14 рабочих дней сведения о несоответствии Устава нормам закона о банкротстве и представить информацию в орган по контролю (надзору) с указанием мер по устранению несоответствия требованиям абзаца 6 пункта 2 статьи 21 закона о банкротстве;
Д) о проведении общего собрания НИ СОАУ "Меркурий", внесении изменений и выборах исполнительного и коллегиального органов сообщить в орган по контролю (надзору) не позднее 2-х месяцев со дня принятия решения судом первой инстанции по настоящему делу;
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2013 по делу N А40-113464/12 в удовлетворении исковых требований Баталыгина Н.Н. об обязании НП СОАУ "Меркурий" привести в соответствие с требованиями ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ Устав, а также об обязании НП СОАУ "Меркурий" привести деятельность органов управления в соответствие с нормами ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ и уставными документами Партнерства было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2013 по делу N А40-113464/12 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Баталыгина Н.Н. - без удовлетворения.
Постановлением ФАС Московского округа от 06.02.14 решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2013 и постановление 9 ААС от 07.10.13 по делу N А40-113464/12, отменены. Дело направлено на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции, отменяя решение и постановление судов, указал на то, что, применяя нормы материального права, судом не обращено внимание на то обстоятельство, что в соответствии с п. 15 ст. 21.1 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации не вправе быть арбитрджными управляющими, в связи с чем, Федеральным законом установлен прямой запрет на подобное совмещение функций единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации и арбитражного управляющего.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует и арбитражным судом первой инстанции установлено, что согласно части 6 Устава НП СОАУ "Меркурий" п.6.1. Высшим органом управления Партнерства является Общее собрание членов Партнерства.
6.2. Устава к исключительной компетенции Общего собрания членов Партнерства относятся следующие вопросы:
утверждение Устава Партнерства, внесение в него изменений;
установление условий членства в Партнерстве, порядка приема в члены Партнерства и порядка прекращения членства в Партнерстве;
избрание членов Совета Партнерства, Председателя Совета Партнерства и досрочное прекращение их полномочий или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;
утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами Партнерства требований стандартов и правил, действующих в Партнерстве;
определение приоритетных направлений деятельности Партнерства, принципов формирования и использования его имущества;
утверждение отчетов Совета Партнерства;
утверждение сметы Партнерства, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности Партнерства;
принятие решения о добровольном исключении сведений о НП "СОАУ Меркурий" из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
принятие решения о реорганизации или добровольной ликвидации Партнерства, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии;
рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов Партнерства, на необоснованность принятого Советом Партнерства на основании рекомендации Дисциплинарного комитета решения об исключении этого лица из членов Партнерства и принятие решения по такой жалобе".
Норма о назначении на должность лица осуществляющего функции единоличного исполнительного органа отсутствует.
По мнению Истца, Устав НП СОАУ "Меркурий" не соответствует нормам ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", так как в Уставе не предусмотрено право Общего собрания избрания лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.11. Устава НП СОАУ "МЕРКУРИЙ": "Для обеспечения качественной и оперативной реализации полномочий Совета Партнерства Председатель Совета Партнерства осуществляет следующие полномочия:
созывает заседания Совета Партнерства, определяет порядок проведения заседаний Совета Партнерства и определяет их повестку дня;
организует подготовку вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседаниях Совета Партнерства, обмен информацией среди членов Совета Партнерства в период между его заседаниями;
участвует в определении состава Дисциплинарного комитета, назначаемого для рассмотрения конкретного дела о наложении мер ответственности на арбитражного управляющего - члена Партнерства;
предлагает кандидатуру для назначения на должность Руководителя аппарата Партнерства, а также выдает ему доверенность;
распределяет функции по управлению Партнерства между членами Совета Партнерства;
без доверенности подписывает от лица Партнерства договоры и соглашения с третьими лицами;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Уставом и внутренними документами Партнерства.
Председатель Совета партнерства может действовать только в интересах Совета партнерства, а не всего НП СОАУ "Меркурий".
Более того, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусматривает возможности совмещения представительного и единоличного органа управления в одном лице. Абзац 6 фактически относится к полномочиям лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа.
Статья 22.1. Закон "О банкротстве" "Раскрытие информации саморегулируемой организацией арбитражных управляющих" устанавливает императивные нормы обязательные к исполнению, а именно: в части 1 "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана разместить с соблюдением требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных), на своем сайте в сети "Интернет" учредительные документы саморегулируемой организации, стандарты и правила профессиональной деятельности, условия членства в саморегулируемой организации, порядок прекращения членства в саморегулируемой организации,... о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации; в части 2: "В течение четырнадцати рабочих дней с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана представить в орган по контролю (надзору) следующую информацию:
место нахождения саморегулируемой организации, в том числе юридический и почтовый адреса, адрес электронной почты, номера контактных телефонов;
фамилии, имена и отчества членов коллегиального исполнительного органа саморегулируемой организации, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, членов органов управления и работников органов саморегулируемой организации, формирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом".
Данные нормы не соблюдаются, что влечет нарушение Закона и интересов арбитражных управляющих, в том числе и Истца, а так же лиц участвующих в процессах по делам о несостоятельности (банкротстве).
Действующая конкурсная комиссия в составе: - Председатель: Артемьева Анастасия Сергеевна. Члены: Иванов Александр Александрович, Барсукова Оксана Витальевна и дисциплинарный комитет НП СОАУ "МЕРКУРИИ" созданы с нарушением закона о несостоятельности (банкротстве), Устава и положения о конкурсной комиссии партнерства Информация об их избрании на официальном сайте отсутствует.
Положение о дисциплинарном комитете в пункте 2.3. предусматривает: Список лиц, из числа которых формируются составы Дисциплинарного комитета, утверждается Советом Партнерства в количестве не менее 20 человек. Список утверждается Советом Партнерства по представлению Председателя Совета Партнерства один раз в 2 (два) года.
Пунктом 2.5. положения о дисциплинарном комитете установлено: "Один из членов состава Дисциплинарного комитета определяется арбитражным управляющим - членом Партнерства, в отношении которого рассматривается данное дело....".
Указанные требования так же не соблюдаются.
Данные факты послужили основанием для обращения истца в суд.
Судебная коллегия арбитражного суда апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Истец в своей апелляционной жалобе указывает на то, что Председатель Совета Партнерства Трапицын А.В. является арбитражным управляющим - членом НП СОАУ "Меркурий", в связи с чем, Партнерством нарушена указанная норма Закона. Судом при вынесении решения не было учтено, что в реестре арбитражных управляющих, размещенном на сайте ЕФРСБ, имеется информация о том, что Трапицын А.В. является членом НП СОАУ "Меркурий".
В то же время, при рассмотрении данного довода Истца Ответчиком были представлены в суд документы, подтверждающие, что Председатель Совета Партнерства Трапицын Артур Викинтьевич не является арбитражным управляющим. Деятельность Трапицына А.В., в качестве арбитражного управляющего была приостановлена решением Совета Партнерства 16.05.2008 (выписка из протокола заседания Совета Партнерства N СП 4/05-08 от 16.05.2008). Обязанность, по внесению информации в реестр арбитражных управляющих, о приостановлении деятельности в качестве арбитражного управляющего у Партнерства отсутствует.
Утверждение Истца о том, что Партнерством представлена ложная информация, что Трапицын А.В. не является арбитражным управляющим - членом Партнерства является надуманным и не имеет документального подтверждения.
Ответчиком документально подтверждено отсутствие со стороны Партнерства нарушений требований п. 15 ст. 21.1 Закона о банкротстве.
Также, в своей апелляционной жалобе Баталыгин Н.Н. указывает на то, что Партнерством были нарушены положения ст. 14 и 15 "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ (далее - Закон о саморегулируемых организациях) и п. 2,4 ст. 21.1 Закона о банкротстве, в части отсутствия в Уставе положения об избрании исполнительного органа управления.
Данный довод был рассмотрен судами первой и апелляционной инстанции (решения Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.13, 22.07.14 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.13), которыми было установлено следующее.
Согласно части 6 Устава НП СОАУ "Меркурий" п.6.1. Высшим органом управления Партнерства является Общее собрание членов Партнерства.
К исключительной компетенции Общего собрания членов Партнерства относятся следующие вопросы:
- утверждение Устава Партнерства, внесение в него изменений;
- установление условий членства в Партнерстве, порядка приема в члены Партнерства и порядка прекращения членства в Партнерстве;
- избрание членов Совета Партнерства, Председателя Совета Партнерства и досрочное прекращение их полномочий или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;
- утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения;
- порядка рассмотрения дел о нарушении членами Партнерства требований стандартов и правил, действующих в Партнерстве;
- определение приоритетных направлений деятельности Партнерства, принципов
- формирования и использования его имущества;
- утверждение отчетов Совета Партнерства;
- утверждение сметы Партнерства, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности Партнерства;
- принятие решения о добровольном исключении сведений о НП "СОАУ Меркурий" из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
- принятие решения о реорганизации или добровольной ликвидации Партнерства,
- назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии;
- рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов Партнерства, на необоснованность принятого Советом Партнерства на основании рекомендации Дисциплинарного комитета;
- решения об исключении этого лица из членов Партнерства и принятие решения по такой жалобе".
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-ФЗ (далее - Закон о саморегулируемых организациях) органами управления саморегулируемой организации являются:
1) общее собрание членов саморегулируемой организации;
2) постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;
3) исполнительный орган саморегулируемой организации.
В саморегулируемой организации функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации.
В соответствии с ст. 30 Закона "О некоммерческих организациях" исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.
К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.
Вместе с тем, ни Закон о саморегулируемых организациях, ни Закон о некоммерческих организациях не содержит запрета по формированию постоянно действующего коллегиального и исполнительного органа в одном лице.
В соответствии с п. 5.1 Устава органами управления Партнерства являются:
- Общее собрание членов Партнерства;
- Совет Партнерства.
Пунктами 7.1, 7.2 Устава Партнерства установлено, что Совет Партнерства является постоянно действующим коллегиальным органом управления Партнерства.
Совет Партнерства осуществляет общее руководство деятельностью Партнерства, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания членов Партнерства.
Таким образом. Совет Партнерства является постоянно действующим коллегиальным и исполнительным органом. Следовательно, у Партнерства отсутствует обязанность по внесению в Устав Партнерства положения о назначении на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочного освобождения такого лица от должности и его компетенции.
Кроме того, следует отметить, что при отмене решения и постановления судов, суд кассационной инстанции данный довод не подверг сомнению, из чего можно сделать вывод о принятии обоснованного и законного решения судами в данной части.
Также в своей апелляционной жалобе Баталыгин Н.Н. ссылается на то, что судом первой инстанции не были исследованы документы, представленные Истцом, а именно: акт органа по контролю (надзору) об установлении нарушений в деятельности Партнерства в части формирования компенсационного фонда.
В соответствии со ст. 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание сообщение Истца о наличии такого документа в связи с тем, что данная информация не имеет отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности принятого по делу решения судебной коллегией отклоняется как несостоятельный в связи со следующим.
Стороны, согласно положениям статей 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2014 по делу N А40-113464/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Н. Крылова |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113464/2012
Истец: Баталыгин Н. Н.
Ответчик: НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "МЕРКУРИЙ", НП "СОАУ "Меркурий"
Третье лицо: Бондаре В. А., ИФНС России N 10 по г. Москве, Катков С. М,, Российский союз саморегулируемых организаций арбитражный управляющих, Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, нп соау
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17668/13
25.02.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17668/13
21.10.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40285/14
22.07.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-113464/12
06.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17668/13
07.10.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30768/13
16.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-113464/12