г. Хабаровск |
|
17 октября 2014 г. |
А04-3484/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск": представитель не явился;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологоческому, технологическому и атомному надзору: представитель не явился;
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск"
на решение от 24.07.2014
по делу N А04-3484/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" (ОГРН 1022800712593, ИНН 2804008317)
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1092721003605, ИНН 2721168170)
о признании незаконным предписания
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис"
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" обратилось в Арбитражный суд Амурской области (далее - Комитет, учреждение) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Дальневосточное управление Ростехнадзора, Управление) от 30.04.2014 N 02А-257.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Белогорскгазсервис" (далее - ООО "Белогорскгазсервис", общество).
Решением суда от 24.07.2014 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направил.
Дальневосточное управление Ростехнадзора, ООО "Белогорскгазсервис" в представленных отзывах отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что Дальневосточным управлением Ростехнадзора на основании распоряжения от 21.04.2014 N 257 проведена внеплановая выездная проверка Комитета с целью проверки фактов нарушений нормативных требований промышленной безопасности, изложенных в обращении ООО "Белогорскгазсервис" от 25.03.2014 N57.
По результатам проверки составлен акт от 30.04.2014 N 02А-257, согласно которому установлено, что в г. Белогорске по адресам: ул. Никольское - Шоссе, 25, ул. Юго-Западная, 34, ул. Железнодорожная, 3 находятся в эксплуатации ГРУ N 80, N 98, N 57 для обеспечения жителей города сжиженным углеводородным газом для коммунально-бытовых нужд. Техническое состояние указанных ГРУ не соответствует требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 91, ПБ 03-576-03), Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003 N 40, ПБ 12-609-03):
-не проводится техническое обслуживание наружного газопровода и запорной арматуры (нарушены требования п. 5.3.15, п.5.13 ПБ 12-609-03);
-на головках ГРУ установлены не поверенные манометры, на манометрах не обозначено рабочее давление (нарушены требования п. 5.12.20 ПБ 12-609-03).
Кроме того, проверкой выявлены нарушения требований промышленной безопасности:
- опасный производственный объект "Установка резервуарная" (далее -ОПО), в составе которого эксплуатируются ГРУ N 57, N 80, N 98 не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (нарушены требования статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ);
-отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (нарушены требования статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ);
-отсутствует договор с организацией, выполняющей работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, обеспечивающих безопасное их проведение (нарушены требования статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 N Ц6-ФЗ, п.5.1.1, 5.1.4 ПБ 12-609-03);
-отсутствует договор обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями (нарушены требования статьи 10 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ);
-не обеспечена безопасная эксплуатация ОПО (нарушены требования ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ):
-не обеспечена укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями (нарушены требования ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 7.1.1, п. 7.1.2 ПБ 03-576-03, п. 12. ПБ 12-609-03);
-не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (нарушены требования статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 N П6-ФЗ);
- не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (нарушены требования статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте";
-не обеспечивается предотвращение проникновения на ОПО посторонних лиц (нарушены требования статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ);
-не приостановлена эксплуатация ОПО самостоятельно (нарушены требования статьи 9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ).
На основании акта контрольных мероприятий Управлением в отношении учреждения вынесено предписание от 30.04.2014 N 02А-257 об устранении в срок до 01.07.2014 выявленных нарушений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Не согласившись с указанным предписанием Комитет обратился в суд с настоящим заявлением, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу пункта 1 статьи 2 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с названным Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к данному закону.
Согласно названному Приложению к категории опасных производственных объектов относятся те объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.
Статьей 9 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложена обязанность соблюдать положения данного Федерального закона, других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.
Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Материалами дела подтверждается, что на основании Распоряжения ФАУФИ от 23.07.2008 N 413-р, акта приема-передачи от 14.08.2008 в муниципальную собственность г. Белогорска передано газовое оборудование микрорайонов "Томский" и "Транспортный", в том числе групповые резерву резервуарные установки сжиженных углеводородных газов, расположенных в г. Белогорске по адресам: ул. Никольское - Шоссе, 25 (ГРУ N 80), ул. Юго-Западная, 34 (ГРУ N 98), ул. Железнодорожная, 3 (ГРУ N 57).
Право собственности на указанные объекты зарегистрировано за муниципальным образованием г. Белогорск, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N 28АА 642417, N 28АА 642419, N 28АА 640340.
Как следует из Положения о Комитете, утвержденного постановлением Администрации г.Белогорск 09.12.2011 N 2002 основной целью деятельности данного учреждения является управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, (п.2.1).
При таких обстоятельствах, ответственность за эксплуатацию групповых резервуарных установок сжиженных углеводородных газов N 57, 80, 98 с нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, изложенных в акте проверки от 30.04.2014 N02А-257 несет учреждение, которому собственником данных объектов - муниципальным образованием г. Белогорск переданы права по их управлению и распоряжению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск не является организацией эксплуатирующей спорные опасные производственные объекты, в связи с чем, не является лицом, ответственным за соблюдение требований промышленной безопасности, уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены по следующим основаниям.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что собственником ГРУ N 57, N 80 и N 98 является муниципальное образование г.Белогорск в лице уполномоченного органа - Комитет. Доказательств того, что газораспределительная установка была передана в пользование ООО "Белогорскгазсервис" на законных основаниях заявителем в материалы дела не представлено (отсутствует договор о передаче ГРУ ООО "Белогорскгазсервис" в безвозмездное пользование, аренду, акт приема-передачи). Факт использования данной установки отрицает представитель ООО "Белогорскгазсервис" в судебном заседании.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация газоснабжения в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из изложенных норм права, следует, что вопросы в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации, организация газоснабжения относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу статьи 210 ГК РФ, норм Федерального закона N 116-ФЗ, Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование г.Белогорск в лице МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск", являясь собственником спорных объектов, осуществляет функции по управлению и распоряжению данными опасными производственными объектами до передачи их в эксплуатацию на законных основаниях иной организации. При этом орган местного самоуправления становится участником правоотношений по обслуживанию указанного имущества, в том числе по соблюдению требований промышленной безопасности.
Исходя из изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств передачи спорных объектов в эксплуатацию иному хозяйствующему субъекту, а также то, что исполнение требований промышленной безопасности направлено на защиту жизненно важных интересов личности и общества от аварий, на снижение негативного воздействия опасных производственных объектов на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для признания предписания Дальневосточного управления Ростехнадзора от 30.04.2014 N 02А-257 недействительным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 24.07.2014 по делу N А04-3484/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3484/2014
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск"
Ответчик: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологоческому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ООО "Белогорскгазсервис"