г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А56-16890/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Гузь Е.Н. по доверенности от 24.06.2014
от ответчика: Белоусовой И.В. по доверенности от 04.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18652/2014) Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2014 по делу N А56-16890/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "ВЕРШИНА"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕРШИНА" (ОГРН 1037821113879, ИНН 7810304271, адрес: 188640, Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, промзона "Кирпичный завод", 6 квартал; далее - ООО "ВЕРШИНА", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Комитет) от 14.03.2014 N 00099-14/Д о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 16.07.2014 оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРШИНА" административного штрафа снижен до 5 000 руб.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Податель жалобы ссылается на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду, а также на необоснованное снижение судом размера штрафа.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.12.2013 в Комитета поступила из Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу информация о природопользователях, нарушивших установленный законодательством срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, в числе которых под N 779 указано ООО "ВЕРШИНА". В связи с изложенным Комитетом в отношении ООО "ВЕРШИНА" возбуждено дело об административном правонарушении по признакам, указывающим на наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.
В ходе административного расследования установлено, что ООО "ВЕРШИНА" оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, а именно: общество осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по 8 веществам, указанным в приложении N 1 к расчету платы по объекту негативного воздействия; обществом приведены данные о фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производимых ООО "ВЕРШИНА" в первом, втором и третьем кварталах 2013 года, а также сведения по 7 веществам за четвертый квартал 2013 года.
Также ООО "ВЕРШИНА" осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ при эксплуатации передвижных источников выбросов - автотранспорта. В приложении N 2 к расчету платы по объекту негативного воздействия за первый, второй, третий кварталы 2013 года произведен расчет фактического количества дизельного топлива, израсходованного ООО "ВЕРШИНА" при эксплуатации передвижных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
ООО "ВЕРШИНА" производило размещение отходов производства и потребления в объекте размещения отходов в соответствии с договором от 28.08.2012 N 212 Т. В приложении N 4 к расчету платы по объекту негативного воздействия указаны виды размещенных отходов производства и потребления за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2013 года.
При этом ООО "ВЕРШИНА" внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2013 года:
- в сумме, составляющей 43 руб. 57 коп. за выбросы от стационарного объекта, что подтверждается платежным поручением N 647 от 20.05.2013;
- в сумме, составляющей 271 руб. 38 коп. за выбросы от передвижного объекта, что подтверждается платежным поручением N 648 от 20.05.2013;
- в сумме 11045 руб. 78 коп. за размещение отходов, что подтверждается платежным поручением N 649 от 20.05.2013.
ООО "ВЕРШИНА" внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за второй квартал 2013 года:
- в сумме, составляющей 43 руб. 57 коп. за выбросы от стационарного объекта, что подтверждается платежным поручением N 1489 от 02.09.2013;
- в сумме, составляющей 1672 руб. 01 коп. за выбросы от передвижного объекта, что подтверждается платежным поручением N 1490 от 02.09.2013;
- в сумме 1990 руб. 30 коп. за размещение отходов, подтверждается платежным поручением N 1491 от 02.09.2013.
ООО "ВЕРШИНА" внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2013 года:
- в сумме, составляющей 43 руб. 57 коп. за выбросы от стационарного объекта, что подтверждается платежным поручением N 1996 от 19.11.2013;
- в сумме, составляющей 83 руб. 26 коп. за выбросы от передвижного объекта, что подтверждается платежным поручением N 1997 от 19.11.2013;
- в сумме 1990 руб. 30 коп. за размещение отходов, подтверждается платежным поручением N 1998 от 19.11.2013.
Также ООО "ВЕРШИНА" внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый 2013 года:
- в сумме, составляющей 4 руб. 00 коп. за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ, что подтверждается платежным поручением N 116 от 03.02.2014;
- в сумме 1990 руб. 00 коп. за размещение отходов в пределах установленных лимитов, что подтверждается платежным поручением N 117 от 03.02.2014.
Посчитав, что плата внесена обществом с нарушением срока, который установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом), должностное лицо Комитета 04.03.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 00099-14/Д, согласно которому действия общества квалифицированы по статье 8.41 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 14.03.2014 N 00099-14/Д общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определены основные понятия, используемы в настоящем Законе, в том числе: негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 N 632 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является календарный квартал.
Комитетом в ходе проверки установлено и обществом не оспаривается, что ООО "ВЕРШИНА" оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами; размещение отходов производства и потребления.
Поскольку отчетным периодом признается квартал, следовательно, плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вноситься за первый квартал 2013 года - не позднее 20.04.2013, за второй квартал 2013 года - не позднее 20.07.2013, за третий квартал 2013 года - не позднее 20.10.2013, за четвертый квартал - не позднее 20.01.2014.
В нарушение указанных требований ООО "ВЕРШИНА" в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду не внесло, а именно: за первый квартал 2013 года плата внесена 20.05.2013; за второй квартал 2013 года плата внесена 02.09.2013 года; за третий квартал 2013 года плата внесена 19.11.2013; за четвертый квартал 2013 года плата внесена 03.02.2014.
Факт совершения правонарушения общество не оспаривает.
Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами Комитета о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Вина Общества с учетом конструкции вины, изложенной в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, доказана.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества вменяемого состава административного правонарушения.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер штрафа до 5 000 руб.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П, административный штраф - мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий федерального законодателя. Однако размеры штрафов (в особенности - минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет 100 тысяч рублей и более.
Обществу назначен административный штраф в сумме 50 000 руб. однако, по мнению суда, его размер является чрезмерным и не соответствует характеру совершенного правонарушения.
Доводы Комитета о неподведомственности спора арбитражному суду были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ и частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в арбитражный суд обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании соответствующих заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 207 АПК РФ).
Как правильно указал суд первой инстанции, негативное воздействие на окружающую среду осуществляется обществом в связи с производственной деятельностью, направленной на извлечение прибыли, то есть в процессе предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2014 по делу N А56-16890/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16890/2014
Истец: ООО "ВЕРШИНА"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Лениградской оьласти