г. Челябинск |
|
28 октября 2014 г. |
Дело N А76-19410/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабкиной С.А.,
судей Карпусенко С.А., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурцевой Р.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-Челябинск" на определение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2014 по делу N А76-19410/2010 о предоставлении рассрочки по исполнению судебного акта (судья Мосягина Е.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-Челябинск" - Либба О.В. (водительское удостоверение, доверенность N 29/2014);
Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области - Дьячковская О.А. (паспорт, доверенность N 07 от 04.03.2014);
Федеральной налоговой службы - Кучитаров Д.Г. (паспорт, доверенность 74 АА 1830105 от 26.12.2013).
Муниципальное образование "Карталинское городское поселение" в лице Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области (далее - Администрация Карталинского городского поселения Челябинской области, ответчик) 01.07.2014 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о предоставлении рассрочки по исполнению определения Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2014, которым с Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергокомплекс города Карталы" (далее - МУП "ТЭК г. Карталы", должник) в порядке субсидиарной ответственности взысканы денежные средства в размере 8 844 457 руб. 91 коп. (т. 4, л.д. 104).
До принятия решения по существу спора ответчиком было заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении предмета заявленных требований, предоставлении рассрочки исполнения определения Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2014 по делу N А76-19410/2010 согласно графику: - 800 000 руб. не позднее 30.09.2014; - 678 000 руб. не позднее 30.10.2014; - 678 000 руб. не позднее 30.11.2014; - 679 000 руб. не позднее 30.12.2014; - 751 000 руб. не позднее 30.01.2015; - 751 000 руб. не позднее 28.02.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.03.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.04.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.05.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.06.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.07.2015; - 752 457 руб. 91 коп. не позднее 30.08.2015.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2014 заявление Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области удовлетворено, ей предоставлена рассрочка исполнения определения Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2014 по делу N А76-19410/2010 на двенадцать месяцев, с уплатой задолженности: - 800 000 руб. не позднее 30.09.2014; - 678 000 руб. не позднее 30.10.2014; - 678 000 руб. не позднее 30.11.2014; - 679 000 руб. не позднее 30.12.2014; - 751 000 руб. не позднее 30.01.2015; - 751 000 руб. не позднее 28.02.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.03.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.04.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.05.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.06.2015; - 751 000 руб. не позднее 30.07.2015; - 752 457 руб. 91 коп. не позднее 30.08.2015.
С вынесенным судебным актом не согласилось общество с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-Челябинск" (далее - ООО "НОВАТЭК-Челябинск", кредитор, податель жалобы) и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило определение суда отменить (т. 5, л.д. 19-21).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "НОВАТЭК-Челябинск" ссылалось на то, что обжалуемый судебный акт противоречит целям конкурсного производства и нарушает права и законные интересы МУП "ТЭК г. Карталы" и его кредиторов.
Рассрочка исполнения решения суда не только затягивает расчеты с кредиторами, не получающими удовлетворения с 2010 года, но и уменьшает конкурсную массу, за счет которой производятся эти расчеты на сумму дополнительных судебных издержек по делу о банкротстве.
Податель жалобы отмечает, что при исполнении судебного акта в объемах, превышающих ассигнования, ответчик вправе внести соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись на основании пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщен отзыв Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области на апелляционную жалобу, согласно которому обжалуемое определение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом отказано в приобщении к материалам дела документов, приложенных Администрацией Карталинского городского поселения Челябинской области к отзыву на апелляционную жалобу, а именно: письма генеральному директору ООО "НОВАТЭК-Челябинск" Котову П.Б. от 27.06.2014 N 1017, письма главе Карталинского городского поселения Усольцеву М.А. от 30.06.2014 N 12031, платежного поручения от 30.09.2014 N 767256, поскольку заявителем не названы уважительные причины непредставления указанных документов суду первой инстанции.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Федеральной налоговой службы поддержал доводы апелляционной жалобы ООО "НОВАТЭК-Челябинск", просил определение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, их представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2011 МУП "ТЭК г. Карталы" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Лепин Максим Константинович (далее - Лепин М.К., конкурсный управляющий).
Информационное сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, утверждении конкурсного управляющего опубликовано в официальном издании "Коммерсантъ" от 16.07.2011 N 129.
Конкурсный управляющий 06.08.2013 обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области к субсидиарной ответственности путем взыскания 8 405 355 руб. 35 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2014 с Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области за счет казны муниципального образования в пользу МУТ "ТЭК г. Карталы" в порядке субсидиарной ответственности взысканы денежные средства в размере 8 844 457 руб. 91 коп.
Определение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2014 вступило в законную силу.
В связи с тем, что взысканные денежные средства не предусмотрены решением о бюджете Карталинского городского поселения Челябинской области на 2014 год, полагая, что исполнение судебного акта в полном объеме сделает невозможным исполнение расходных обязательств муниципальных образований, Администрация Карталинского городского поселения Челябинской области 01.07.2014 обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о предоставлении рассрочки по исполнению определения Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2014.
Удовлетворяя заявление ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области рассрочки исполнения судебного акта до 30 августа 2015 года не нарушит права взыскателя, баланс его интересов и интересов должника будет соблюден, в то время как предоставление рассрочки будет способствовать реальному исполнению судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Право должника на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта также предусмотрено частью 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 декабря 2003 года N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность, в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Суд устанавливает конкретные обстоятельства исполнения решения с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
При этом обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, лежит на заявителе, поскольку часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" отсрочка (рассрочка) исполнения судебного акта предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств и оценкой реальной возможности исполнения решения суда по окончании срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения.
Администрация Карталинского городского поселения Челябинской области в обоснование затруднительности исполнения определения суда от 27.02.2014 ссылается на то, что взысканная судом сумма бюджетом поселения не предусмотрена, в подтверждение чего представила решение Совета депутатов Карталинского городского поселения Челябинской области N 96 от 20.12.2013 "О бюджете Карталинского городского поселения Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление, пришел к выводу о том, что поскольку взысканная судом сумма является значительной, а единовременный возврат задолженности затруднителен для дефицитного бюджета, то предъявление исполнительного листа к исполнению в полном объеме может повлечь неблагоприятные последствия для муниципального бюджета, привести к задержке выплаты заработной платы, возникновению кредиторской задолженности по коммунальным услугам, срыву оказания медицинских услуг населению и, как следствие, неблагоприятную социальную обстановку в районе.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 124 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
В силу постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", от 30.06.2011 N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей", от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" по истечении установленного пунктом 2 статьи 124 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства.
В данном случае обжалуемый судебный акт прямо противоречит целям конкурсного производства по настоящему делу, предусмотренным законом и постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы должника и его кредиторов.
Взысканная с ответчика сумма подлежит включению в конкурсную массу, за счет которой удовлетворяются требования кредиторов.
Рассрочка исполнения решения суда не только затягивает расчеты с кредиторами, не получающими удовлетворения своих законных требований с 2010 года, но и уменьшает конкурсную массу, за счет которой производятся эти расчеты, на сумму дополнительных судебных издержек по делу о банкротстве в течение последующего года.
Доводы Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области о том, что взысканная судом сумма бюджетом поселения не предусмотрена, в связи с чем исполнение определения суда от 27.02.2014 затруднительно, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик может корректировать бюджетные ассигнования в пределах сметы расходов, перераспределяя их между отдельными статьями.
Как следует из пунктов 5 и 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах.
Таким образом, убедительных доводов и причин для предоставления рассрочки судебного акта суду первой инстанции названо не было.
Заслуживает внимание довод кредитора ООО "НОВАТЭК-Челябинск" о том, что о возможных предстоящих расходах ответчику было известно с 06.08.2013 - момента привлечения Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области в качестве ответчика по требованию конкурсного управляющего. Отсутствие судебного акта не лишает ответчика при формировании бюджета на последующий год учесть возможные расходы. Однако ответчиком данная сумма не была предусмотрена.
Соглашается суд апелляционной инстанции и с возражениями Федеральной налоговой службы в части выполнения всех мероприятий конкурсного производства. В связи с чем, конкурсное производство подлежит завершению, рассрочка исполнения судебного акта приведет к необходимости продления срока конкурсного производства, что затрагивает права кредиторов и должника.
Отклоняются судом апелляционной инстанции возражении ответчика в части создания социальной напряженности при одномоментном исполнении судебного акта, поскольку доказательств тому не представлено. Возражения построены на предположениях.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение арбитражного суда первой инстанции полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Учитывая изложенное, определение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2014 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В удовлетворении заявления Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2014 по делу N А76-19410/2010 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВАТЭК-Челябинск" - удовлетворить.
В удовлетворении заявления Муниципального образования "Карталинское городское поселение" в лице Администрации Карталинского городского поселения Челябинской области о предоставлении рассрочки по исполнению определения Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2014 по делу N А76-19410/2010 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
С.А. Бабкина |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19410/2010
Должник: Муниципальное образование Карталинское городское поселение в лице Администрации Карталинсгородского поселения, МУП "Теплоэнергокомплекс г. Карталы"
Кредитор: Конкурсный управляющий МУП "ТЭК г. Карталы" Лепин М. К., МУП "Городское коммунальное хозяйство", ОАО "РЖД" в лице Челябинской дирекции связи Центральной станции связи - филиал ООО "РЖД", ОАО "Русэнергосбыт", ОАО "Челябинскгая региональная газораспределительная компания", ОАО "Челябэнергосбыт", ООО "НОВАТЭК-Челябинск", ООО "Челябинскрегионгаз", Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области, Филиал ОАО "РЖД" Центральная дирекция по тепловодоснабжению Южно-Уральская дирекция по тепловодоснабжению
Третье лицо: ООО "НОВАТЭК-Челябинск", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Администрация Карталинского муниципального района, КУИЗО Карталинского муниципального р-на, Лепин Максим Константинович, НП "СРО АУ Центрального федерального округа"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11849/14
27.10.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19410/10
30.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2982/14
15.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2982/14
04.04.2014 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19410/10
28.03.2014 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3616/14
06.02.2013 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-19410/10