г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А56-17621/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Кириа А.М. по доверенности от 16.09.2014, Чуич А.В. по доверенности от 09.06.2014
от ответчика: Белоусовой И.В. по доверенности от 04.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19067/2014) ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2014 по делу N А56-17621/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
закрытое акционерное общество "Газпромнефть-Северо-Запад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Комитет) от 18.03.2014 N 00182-14/Д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2014 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 50 000 руб.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Комитетом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в феврале 2014 года должностными лицами Комитета, осуществляющими государственный экологический надзор, на основании распоряжения от 03.02.2014 N 1-13-00066-14/ВВ проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований законодательства в области обращения с отходами на объектах хозяйственной деятельности.
В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 26.02.2014, выявлено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления - Общество не имеет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующих на период 2014 года.
Административным органом установлено, что Общество (дочернее сбытовое предприятие ОАО "Газпромнефть") осуществляет розничную продажу нефтепродуктов через сеть АЗС "Газпромнефть" и эксплуатирует собственные АЗС.
АЗС N 104 расположена по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Опольевское сельское поселение, вблизи дер. Гурлево, трасса "Нарва", 106 км. (слева); введена в эксплуатацию 30.12.2013 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 47507000-28, акт приемки объекта от 30.12.2013).
Согласно представленным Обществом документам по инвентаризации отходов, в результате деятельности АЗС N 104 образуются отходы I, III, IV и V класса опасности; на территории данной АЗС зафиксированы места для временного накопления твердых бытовых отходов (ТБО), ртутьсодержащих отходов, отходов ветоши или иных замасленных отходов.
Между Обществом и ООО "ЭКОРОС" заключен договор N 217 на вывоз мусора, дополнительным соглашением к которому от 01.12.2013 АЗС N 104 включена в список объектов. В соответствии с актом N 000308 от 31.01.2014 в январе 2014 года с площадки д. Гурлево, 106 км. автодороги "Нарва" осуществлен вывоз ТБО (контейнер по 0,75 м3).
Заявление Общества от 06.02.2014 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по площадке АЗС N 104 направлено в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу и зарегистрировано 12.02.2014 (вх. N 26/3877).
При эксплуатации АЗС N 104 в период январь 2014 года и на момент окончания проверки (26.02.2014) образовались отходы производства и потребления IV - V класса опасности. Общество в указанный период осуществляло обращение с отходами производства и потребления при отсутствии действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
03.03.2014 государственным инспектором Ленинградской области по охране природы составлен протокол об административном правонарушении N 00182-14/Д, по результатам рассмотрения которого Комитетом вынесено постановление от 18.03.2014 N00182-14/Д о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Обществу вменено нарушение статей 22, 24 Федерального закона от 10.01.202 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 11, 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N89-ФЗ).
Постановление о назначении административного наказания оспорено Обществом в судебном порядке.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статьей 11 и пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлена обязанность юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Административным органом представлены допустимые, достоверные доказательства наличия в действиях Общества нарушений требований статей 11, 18 Закона N 89-ФЗ, статей 22, 25 Закона N 7-ФЗ - обращение с отходами производства и потребления при отсутствии действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Несоблюдение хозяйствующими субъектами установленных обязанностей по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств невозможности соблюдения установленных экологических требований при обращении с отходами производства и потребления с части своевременного установления (утверждения) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Материалами дела подтверждена вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Вместе с тем, суд посчитал возможным с учетом позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П, снизить размер штрафа до 50 000 руб.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, административный штраф - мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий федерального законодателя. Однако размеры штрафов (в особенности - минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет 100 тысяч рублей и более.
Обществу назначен административный штраф в сумме 110 000 руб. однако, по мнению суда первой инстанции, его размер является чрезмерным и не соответствует характеру совершенного правонарушения.
Апелляционная коллегия не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе Общество, не отрицая факта совершения вмененного правонарушения, ссылается на то, что постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено неуполномоченным органом, поскольку Общество, по его мнению, подлежит федеральному экологическому контролю.
Указанные доводы были оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Объект Общества, подлежащий экологическому контролю (АЗС N 104), расположен по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, вблизи дер. Гурлево, трасса М-11 "Нарва"; выбросы вредных веществ в атмосферу от топливораздаточных колонок и заглубленных резервуаров для хранения топлива, осуществляются непосредственно на АЗС и рассеиваются на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного Приказом Комитета от 19.07.2012 N 1-8-18, государственную функцию по осуществлению регионального государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на территории Ленинградской области осуществляет Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. Структурным подразделением комитета, ответственным за исполнение государственной функции является Юго-Западный отдел департамента государственного экологического контроля.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю", на которое ссылается заявитель, Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 433 от 05.10.2010 "Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Ленинградской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и N 326 от 04.09.2013 "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 05 октября 2010 N433" утвержден перечень объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Ленинградской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в который объекты Общества не включены.
Ссылки подателя жалобы на то, что объекты Общества включены в аналогичный перечень по территории города Санкт-Петербурга (Приказ Минприроды России от 26.10.2010 N 462 "Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории города федерального значения Санкт-Петербурга и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору") несостоятельны, поскольку из содержания указанных правовых актов следует, что в эти перечни включаются именно объекты, расположенные на территории соответствующего субъекта федерации, но не юридические лица по месту их регистрации, как ошибочно полагает заявитель.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2014 по делу N А56-17621/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17621/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2015 г. N Ф07-33/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-33/14
27.10.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19067/14
23.07.2014 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16522/14
05.06.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17621/14