г. Москва |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А40-181523/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Банина И.Н.,
судей Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2014 по делу N А40-181523/13,
принятое судьей Стрельниковым Е.В. (шифр судьи 13-171),
по иску открытого акционерного общества "Липецкие автобусные линии" (ОГРН 1104823004714, г. Липецк, Универсальный пр-д, д. 10А) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1) с участием Управления социальной защиты населения Липецкой области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 50 177 160, 66 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Пащенко М.А. по дов. от 01.12.2013;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Липецкие автобусные линии" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с участием Управления социальной защиты населения Липецкой области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 50 177 160, 66 руб.- убытков, причиненных перевозкой граждан, имеющих льготы и преимущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы иск удовлетворен.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению на основании ст. 790 ГК РФ.
Министерство финансов Российской Федерации (ответчик) не согласилось с принятым решением, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ответчик считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела- судом не исследован в полном объеме расчет иска, расчет иска определен исключительно расчетным путем, не учтены доказательства, предствленные ответчиком, судом не учтены правовые позиции ВАС РФ по данной категории споров.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Ответчик и третье лицо в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица согласно ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2014 по делу N А40-181523/13.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в обоснование исковых требований истец сослался на то, что он является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров автотранспортом на платной основе.
В 2010- 2012 году истцом предоставлялись льготы по проезду на транспорте категориям граждан, отнесенных федеральному регистру льготников.
Истец указал, что в результате предоставления льготного проезда гражданам в он понес убытки в сумме 39 272 609 руб. 68 коп.(с учетом изменения иска).
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу об удовлетворения исковых требований.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом доказано, что ему были причинены убытки в результате обеспечения в 2010-2012 г. равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ.
Относимыми, достоверными доказательствами истцом доказан размер убытков.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Согласно ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Истец указал, что им предоставлялись льготы по проезду на автотранспорте категориям граждан, отнесенных к федеральному регистру льготников, в результате чего он понес убытки согласно расчета иска.
В расчете иска истца были использованы следующие показатели: вид транспорта; количество льготников, включенным в федеральный регистр; доля истца на рынке пассажирских транспортных услуг к отдельным показателям; сумма неполученной с федеральных льготников провозной платы; сумма финансирования, перечисленная истцу из бюджета.
В связи с тем, что в спорный период денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров городским транспортом, включенных в федеральный регистр, из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в достаточном количестве не передавались, требование о взыскании понесенных предприятием убытков за счет казны Российской Федерации обоснованно удовлетворено судом первой инстанции иск на основании ст. ст. 16, 790, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела судом первой инстанции дана неправильная оценка расчету иска, представленным в дело доказательствам, судом нарушены нормы материального и процессуального права, проверены арбитражным апелляционным судом и признаются необоснованными.
Расчет иска и показатели соответствуют практике и методике определения убытков по данной категории споров.
Показатели расчета истцом документально подтверждены и соответствуют судебно- арбитражной практике и методике определения убытков по данной категории споров, установленной ВАС РФ.
Расчет убытков является обоснованным и документально подтвержденным.
Судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные в дело как и истцом, так и ответчиком, расчет иска истца, учтены правовые позиции ВАС РФ по данной категории споров.
Вопрос о доле транспортной работы истца в общем объеме перевозок в исковом периоде судом исследован, при этом в расчете учтен объем перевозки только транспортом истца, на котором осуществляет перевозки только истец, поэтому расчет иска вэтой части обоснован.
Следовательно, при рассмотрении спора суд первой инстанции проверил расчет иска и обоснованно признал его документально подтвержденным.
Арбитражный апелляционный суд при этом принимает во внимание правовую позицию ВАС РФ о том, что при определении убытков на основании ст. 790 ГК РФ единая методика расчета убытков не установлена, вместе с тем данное обстоятельство не должно приводить к ограничению прав транспортных организаций на полное возмещение их расходов (убытков) на перевозку граждан, имеющих льготы и преимущества.
Поэтому истец обоснованно применил расчетный метод расчета убытков.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Ответчик не доказал наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Судом первой инстанции правильно и в полном объеме установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и ответчиком не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оснований, установленных ст. 270 АПК РФ для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2014 по делу N А40-181523/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Н. Банин |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181523/2013
Истец: ОАО "Липецкие автобусные линии"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Российская Федерация в Министерства Финансов РФ
Третье лицо: Управление соцальной защиты населения липецкой области, Управление социальной защиты населения Липецкой области
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7866/15
08.02.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61831/15
29.05.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7866/15
23.10.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41040/14
21.07.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181523/13