г. Вологда |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А13-8184/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" Сидорова А.В. по доверенности от 11.07.2012 N 1, от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Никитиной О.Ф. по доверенности от 14.07.2014 N 01-21/275-2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2014 года по делу N А13-8184/2014 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" (место нахождения: 162000, Вологодская область, город Грязовец, улица Ленина, дом 45; ИНН 3509009192; ОГРН 1083529000389; далее - ООО "Служба заказчика", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; ИНН 3525131538; ОГРН 1033500076609; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2014 N 141 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление изменено в части наказания путем уменьшения размера штрафа с 250 000 руб. до 50 000 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
ООО "Служба заказчика" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции данный судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на то, что государственный жилищный надзор может проводиться только в форме проверок, поэтому справка о результатах систематического наблюдения и анализа информации не считается документом, содержащим сведения о выявленных правонарушениях, а является основанием для проведения в дальнейшем в отношении юридического лица проверки в соответствии с нормами действующего законодательства. Полагает, что данная справка может служить основанием для проведения проверки, по результатам которой общество будет привлечено к ответственности второй раз. Ссылается на то, что применение пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в совокупности с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ может быть законным и обоснованным только в том случае, если инспекцией осуществляется надзор в форме проведения проверки. Полагает, что, поскольку в рассматриваемом случае проверка в отношении общества не проводилась, применение указанных норм недопустимо.
Представитель ООО "Служба заказчика" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
От инспекции отзыв на апелляционную жалобу не поступил, ее представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.12.2013 N 177 должностным лицом инспекции проведены наблюдение и анализ информации по соблюдению ООО "Служба заказчика" обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере раскрытия информации о регулируемой деятельности организаций, подлежащей свободному доступу, по результатам которых оформлены справки от 31.03.2014 N 16, от 23.05.2014 N 16/1.
В ходе проведения контроля в форме систематического наблюдения и анализа информации в отношении общества на предмет раскрытия информации ООО "Служба заказчика" на сайте www.reformagkh.ru административным органом выявлены следующие нарушения, допущенные обществом:
- не раскрыта годовая бухгалтерская отчетность в виде электронного образа (копии) документа, содержащего печать организации и подпись руководителя;
- не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг при выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- не раскрыта информация о случаях привлечения управляющей организации (ООО "Служба заказчика") в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, в том числе о количестве таких случаев, не раскрыты копии документов о применении мер административного воздействия, а также не раскрыты меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций;
- не раскрыто содержание каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), конструктивные особенности, степень физического износа и техническое состояние общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
- не раскрыта информация об объеме закупаемых ресурсов;
- на сайте www.reformagkh.ru не доступна информация за период 2010-2013 годы.
По факту выявленных нарушений инспекцией в отношении общества составлен протокол от 27.05.2014 N 16/1сн-22 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
В указанном протоколе обществу вменено в вину нарушение требований части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "а" пункта 5, пункта 6, подпункта "а" пункта 9, пункта 9 (2), подпункта "б" пункта 11, пункта 12, подпункта "а" пункта 13, подпункта "а" пункта 14, подпункта "а" пункта 16 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации, Стандарт).
Рассмотрев дело об административном правонарушении, заместитель начальника инспекции установил наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, и вынес постановление от 10.06.2014 N 141 о привлечении заявителя к ответственности в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Служба заказчика" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч рублей.
В силу части 10 статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в момент совершения вменяемого обществу в вину правонарушения) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В целях последовательной реализации приведенной нормы права Правительством Российской Федерации утвержден соответствующий Стандарт раскрытия информации.
Названным Стандартом установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (пункт 1 Стандарта).
Под управляющей организацией в названном документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ. Под раскрытием информации в названном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается в том числе путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
В соответствии с пунктом 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет. Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация. Раскрытие управляющими организациями, товариществами и кооперативами информации на сайтах в сети Интернет, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа, осуществляется по формам раскрытия указанными организациями информации, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 9 Стандарта предусмотрено, что в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежит годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему.
Пунктом 9(2) Стандарта установлено, что сведения, указанные в подпункте "а" пункта 9 и пункте 9(1) настоящего документа, размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих в том числе подпись указанных руководителей и печать организаций.
В силу подпункта "б" пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 12 Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг).
Подпунктом "а" пункта 14 Стандарта установлено, что в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежит перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в предусмотренные пунктом 16 Стандарта сроки: на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений (подпункт "а").
Факт нарушения обществом требований ЖК РФ, Стандарта раскрытия информации подтверждается справкой о результатах систематического наблюдения и анализа информации в отношении ООО "Служба заказчика" от 23.05.2014 N 16/1, протоколом об административном правонарушении от 27.05.2014 N 16/1сн-22, другими материалами дела об административном правонарушении.
Доказательств, опровергающих установленные инспекцией нарушения, обществом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, соглашаясь с позицией административного органа, пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 вышеназванного постановления разъяснил, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Однако в данном случае доказательств невозможности соблюдения требований ЖК РФ, Стандарта раскрытия информации, как и принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, заявителем в материалы дела не представлено.
Оценив предъявленные в материалы дела доказательства и установленные на их основании обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению установленных требований о раскрытии информации.
Доводы общества о нарушении инспекцией порядка проведения проверки и о недопустимости использования в качестве доказательства справки о результатах систематического наблюдения и анализа информации в отношении ООО "Служба заказчика" от 23.05.2014 N 16/1, а также о нарушении инспекцией положений Закона N 294-ФЗ исследованы судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и в связи с этим отклоняются апелляционной коллегией в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 2 названной статьи определено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение), государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В пункте 12 Положения установлено, что содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
В соответствии с пунктом 14 Положения при осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в орган государственного жилищного надзора документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации об их деятельности орган государственного жилищного надзора:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети Интернет информацию об их деятельности.
Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении органом государственного жилищного надзора плановых и внеплановых проверок (пункт 15 Положения).
Как усматривается в материалах дела, в отношении общества проведено контрольное мероприятие, которое регламентировано Порядком осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок).
Названный Порядок определяет процедуру осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка данный вид контроля осуществляется в следующих формах: а) систематическое наблюдение и анализ информации, б) проведение плановых и внеплановых проверок.
В связи с этим довод подателя жалобы о том, что проведение государственного жилищного надзора возможно только в форме проверок, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поэтому отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Из пункта 7 Порядка следует, что применение требований Закона N 294-ФЗ обязательно только при проведении плановых и внеплановых документальных и выездных проверок.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае должностным лицом административного органа осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 Порядка, то есть осуществлен мониторинг соблюдения обществом требований Стандарта раскрытия информации в части факта и полноты раскрытия информации, в связи с этим проведение проверки с извещением лица в порядке Закона N 294-ФЗ не требовалось, что не противоречит положениям Закона N 294-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
На основании изложенного признается несостоятельным довод подателя жалобы о недопустимости применения в данной ситуации пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ по причине того, что в отношении общества не проводилась проверка в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ.
Довод общества о том, что справка о результатах систематического наблюдения и анализа информации в отношении ООО "Служба заказчика" от 23.05.2014 N 16/1 может служить основанием для проведения проверки, по результатам которой юридическое лицо будет привлечено к ответственности второй раз, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку данный довод основан на предположениях заявителя.
Таким образом, ссылка общества на нарушение инспекцией порядка привлечения ООО "Служба заказчика" к административной ответственности не подтверждена материалами дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюден.
Вместе с тем суд первой инстанции, исходя из обстоятельств настоящего дела, а именно из того, что общество не имеет достаточных денежных средств для осуществления своей деятельности, в подтверждение чего представлены справка закрытого акционерного общества "Банк "Вологжанин" от 29.07.2014 N 352, постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Грязовецкому району от 26.05.2014, от 19.06.2014, от 03.07.2014, пришел к выводу о том, что штраф в размере 250 000 руб. является значительным для общества.
В связи с этим суд посчитал возможным применить в отношении заявителя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и уменьшил размер административного штрафа до 50 000 руб., поскольку низший предел ответственности в настоящее время не определен действующим законодательством и отнесен к судейскому усмотрению.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и изменил постановление по делу об административном правонарушении от 10.06.2014 N 141 лишь в части размера административного штрафа.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, содержащиеся в решении. Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2014 года по делу N А13-8184/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8184/2014
Истец: ООО "Служба заказчика"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области