г. Томск |
|
29 октября 2014 г. |
Дело N А03-22965/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С. В.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Барнауле Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.07.2014 по делу N А03-22965/2013 (Ильичева Л. И.) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Барнауле Алтайского края, г. Барнаул, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - "Детский сад N 125" (ИНН 2225043127, ОГРН 1032202260397), г. Барнаул, о взыскании 10 009,31 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Барнауле Алтайского края (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - "Детский сад N 125" (далее - МБДОУ ЦРР - "Детский сад N 125", заинтересованное лицо, учреждение) о взыскании 10 009,31 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.07.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, судом первой инстанции неправильно применены положения Закона N 212-ФЗ, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что суммы оплаты стоимости путевок в санаторий-профилакторий в пользу работников, а также выплата единого денежного поощрения "Воспитатель года", осуществлялась работодателем в рамках трудовых отношений с работниками, в связи с чем данные выплаты относятся к выплатам, указанным в статье 9 Закона N 212-ФЗ, соответственно, должны быть исчислены страховые взносы.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
МБДОУ ЦРР - "Детский сад N 125" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что УПФР в г. Барнауле с 01.04.2013 по 10.04.2013 проведена выездная проверка МБДОУ ЦРР - "Детский сад N 125" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
В ходе проверки установлено, что страхователем допущено нарушение статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), выразившееся в занижении базы для начисления страховых взносов на сумму 26 494 руб., в том числе в декабре 2011 года на сумму 11 494 руб., в июне 2012 года на сумму 10 000 руб., в ноябре 2012 года на сумму 5 000 руб. в результате невключения в облагаемую страховыми взносами базу выплаты единовременного денежного поощрения, а также сумм оплаты стоимости путевок в санаторий-профилакторий работникам МБДОУ ЦРР - "Детский сад N 125".
Пенсионным фондом установлена недоимка по страховым взносам на ОПС в сумме 6 289 руб., на ОМС: в ФФОМС в сумме 1 122 руб., в ТФОМС в сумме 230 руб., всего 7641 руб. в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Данные факты зафиксированы актом выездной проверки N 032/009/205-2013 от 30.05.2013.
Акт проверки и уведомление о рассмотрении материалов выездной проверки вручены плательщику 05.06.2013.
27.06.2013 по результатам рассмотрения материалов проверки, Управлением принято решение N 032/009/205-2013 о привлечении МБДОУ ЦРР - "Детский сад N 125" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах - неуплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, что составило 1 528,20 руб.
Решением Управления от 27.06.2013 N 032/009/205-2013 плательщику доначислены страховые взносы на ОПС и ОМС, неуплаченные в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 7 641 руб., а также пени за их неуплату в сумме 1 528,20 руб. из них:
- страховые взносы на ОПС в сумме 6 289 руб.,
- страховые взносы на ОМС в ФФОМС в сумме 1 122 руб.,
- страховые взносы на ОМС в ТФОМС в сумме 230 руб.,
- пени за неуплату страховых взносов на ОПС на страховую часть трудовой пенсии за декабрь 2011 года, исчисленные за период с 17.01.2011 по 27.06.2013, за июнь 2012 года, исчисленные за период с 17.07.2012 по 27.06.2013, за ноябрь 2012 года, исчисленные за период с 18.12.2012 по 27.06.2013 в сумме 567,13 руб.
- пени за неуплату страховых взносов на ОПС на накопительную часть трудовой пенсии за декабрь 2011 года, исчисленную за период с 17.01.2011 по 27.06.2013, за июнь 2012 года, исчисленную за период с 17.07.2012 по 27.06.2013, за ноябрь 2012 года, исчисленную за период с 18.12.2012 по 27.06.2013 в сумме 127,20 руб.
- пени за неуплату страховых взносов на ОМС в ФФОМС за декабрь 2011 года, исчисленную за период с 17.01.2011 по 27.06.2013, за июнь 2012 года, исчисленную за период с 17.07.2012 по 27.06.2013, за ноябрь 2012 года, исчисленную за период с 18.12.2012 по 27.06.2013 в сумме 112,85 руб.
- пени за неуплату страховых взносов на ОМС в ТФОМС за декабрь 2011 год, исчисленную за период с 17.01.2011 по 27.06.2013, за июнь 2012 года, исчисленную за период с 17.07.2012 по 27.06.2013, за ноябрь 2012 года, исчисленную за период с 18.12.2012 по 27.06.2013 в сумме 32,93 руб.
Решение УПФР N 032/009/205-2013 от 27.06.2013 вручено плательщику 27.06.2013, страхователем не обжаловано и вступило в силу 14.07.2013.
22.07.2011 учреждению направлено требование N 032013/205-2013-ВП о добровольной оплате задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 10.08.2013.
Неисполнение обществом в добровольном порядке требования об уплате штрафа, явилось основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Алтайского края с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для отнесения спорных сумм к суммам, полученным в рамках трудовых отношений и, как следствие, основания для доначисления учреждению страховых взносов у фонда отсутствовали.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ указаны суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпунктом "и" пункта 2).
Таким образом, законодательством Российской Федерации о страховых взносах не определены конкретные нормы компенсационных выплат и порядок их установления применительно к страховым взносам на пенсионное страхование, в связи с чем в данном случае применяется общий порядок установления таких норм и их размера, предусмотренный трудовым законодательством.
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Кодекса) и компенсации (главы 24 - 28 Кодекса).
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
В силу статьи 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Из анализа приведенных положений следует, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы, а лишь начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда. Представленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в статье 169 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
Следовательно, как правильно указал суд, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, в том числе на основании трудового договора, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Исходя из анализа вышеприведенных норм следует, что к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре. При этом иное ставило бы в неравное положение субъектов обложения страховыми взносами.
Из оспариваемого решения следует, что в проверяемом периоде (2010 - 2012 годы) при определении облагаемой страховыми взносами базы учреждением не включены выплаты денежной премии "Воспитатель года" воспитателю Абрамовой Светлане Анатольевне в сумме 11 494 руб., денежные выплаты для оплаты части стоимости путевок в санаторий-профилакторий "Юность" АлтГТУ - повару Фатериной Елене Анатольевне в размере 5000 руб.; педагогу-психологу Матигоровой Елене Сергеевне в размере 5 000 руб.; старшему воспитателю Кабаковой Татьяне Сергеевне в размере 5 000 руб.
Данные выплаты произведены в соответствии с Приказом Комитета по образованию города Барнаула "Об итогах проведения муниципального этапа краевых конкурсов "Учитель года Алтая-2012", "Сердце отдаю детям", "Воспитатель года" от 29.11.2011 N 1267-осн; Соглашением между Администрацией г. Барнаула, Городским объединением работодателей и Краевым Советом профсоюзов на 2011/2013 годы от 24.12.2010; Постановления администрации Алтайского края от 11.07.2011 N 373 "Об организации санаторно-курортного лечения педагогических работников учреждений образования Алтайского края".
В рамках проведения проверки Пенсионным фондом установлено, что суммы оплаты стоимости путевок в санаторий-профилакторий в пользу работников, а также выплата единовременного денежного поощрения "Воспитатель года", осуществлялись работодателем в рамках трудовых отношений с работниками, в связи с чем, данные выплаты относятся к выплатам, поименованным статьей 9 Закона N 212-ФЗ, а соответственно, должны быть исчислены страховые взносы.
Между тем, материалами дела установлено, что в ноябре 2010 года между Администрацией г. Барнаула, Городским объединением работодателей и Краевым Советом профсоюзов подписано Соглашение на 2011-2013 годы.
Данное Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения на территории города Барнаула и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в 2011-2013 годах.
Обязательства Администрации города Барнаула, вытекающие из Соглашения, реализуются через соответствующие структурные подразделения Администрации. Средства, необходимые на реализацию принятых обязательств, предусматриваются в соответствующих бюджетах.
В сфере создания социальных условий для работников г. Барнаула Администрация города при формировании бюджета предусматривает средства (компенсация) на обеспечение работников бюджетной сферы путевками на санаторно-курортное лечение, оздоровление.
Материалами дела подтверждается, что учреждение является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением и осуществляет свою деятельность в сфере реализации общеобразовательных программ на основании лицензии на общеобразовательную деятельность.
В целях социальной поддержки, в соответствии с пунктом 6.13 Соглашения между Администрацией г. Барнаула, Городским объединением работодателей и Краевым Советом профсоюзов на 2011/2013 годы от 24.12.2010 в 2012 году работникам муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - "Детский сад N 125" выделены путевки в санаторий-профилакторий "Юность" АлтГТУ.
В марте, в мае и октябре 2012 года Комитет по образованию города Барнаула увеличил заинтересованному лицу бюджетные ассигнования на 2012 год на сумму 15 000 руб.
Денежные средства поступили в учреждение по уведомлениям об изменении бюджетных ассигнований и были выданы работникам. Для отчета перед Комитетом об использовании денежных средств, именно по целевому назначению (оздоровление), руководителем учреждения издан Приказ, работником оформлен авансовый отчет, что не запрещено действующим законодательством.
Управлением, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств оплаты путевок за счет бюджетных средств, выделенных на финансирование его деятельности.
Суд также пришел к правомерному выводу, что исходя из того, что цель предоставления санаторно-курортной путевки - это оздоровление, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения за его труд, следовательно, указанные суммы не должны включаться в базу для начисления страховых взносов.
Относительно выплаты работнику Абрамовой С.А. премии как победителю городского конкурса, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что денежное поощрение выплачено Абрамовой С.А. не в рамках трудового договора; учреждение не начисляло воспитателю Абрамовой С.А., а только выплатила денежное поощрение.
При этом судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Администрации края от 11.03.2007 N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" (в редакции от 19.03.2008 N 106, 07.10.2008 N 420) на 2011 - 2013 годы губернатором Алтайского края утверждена ведомственная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае".
В рамках реализации данной программы по инициативе Губернатора Алтайского края в 2011 году так же принята долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, ежегодно проводятся конкурсы "Воспитатель года". Участие в конкурсе способствует повышению уровня профессионального мастерства педагогов, а также созданию возможностей для реализации творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Абрамова С.А. в 2011 году, участвуя в конкурсном отборе лучших воспитателей Алтайского края не в рамках трудового договора с МБДОУ ЦРР - "Детский сад N 125", а на основании указанной Программы, стала победителем муниципального этапа краевого конкурса "Воспитатель года".
Следовательно, наличие трудовых отношений между воспитателем Абрамовой С.В. и учреждением явилось лишь условием допуска воспитателя к участию в конкурсе.
По результатам конкурса Комитетом по образованию города Барнаула ей выдан сертификат на сумму 10 000 руб. - данная выплата производилась на основании властного предписания учредителя, а не на основании решения детского сада.
Денежные средства, выделенные на выплату поощрения, имели строго целевое назначение. Поступившие денежные средства были направлены на выплату денежного поощрения Абрамовой С.А.
С указанной суммы, согласно смете расходов, был удержан налог на доходы физических лиц. Приказ о назначении выплаты в рамках действующего Положения об оплате труда работников МБДОУ ЦРР - "Детский сад N 125" не издавался.
Таким образом, поскольку Абрамова С.А., принимая участие в конкурсном отборе лучших воспитателей Алтайского края, не выполняла свои трудовые функции, страховыми взносами данные выплаты не облагаются, в связи с чем отсутствовали правовые основания для отнесения спорных сумм к суммам, полученным в рамках трудовых отношений и, как следствие, для доначисления учреждению страховых взносов.
Следовательно, как обоснованно отметил суд первой инстанции, оплата санаторно-курортного лечения, выплата победителю конкурса премии не являются вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, доказательств того, что данная оплата гарантирована работнику трудовым законодательством или трудовым договором Управлением в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения решения о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, доначисления учреждению страховых взносов, штрафа, пени в результате не включения страхователем в состав облагаемой базы для начисления страховых взносов в общей сумме 10 009,31 руб.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.07.2014 по делу N А03-22965/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-22965/2013
Истец: УПФР в г. Барнауле АК
Ответчик: МБДОУ "Детский сад N 125"